Конспект урока по "Литературному чтению", 4 класс, тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Закрепление.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Класс: 4Б
УМК: Школа России
Тема урока: «Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Тип урока: Закрепление знаний.
Цель: продолжение знакомства учащихся с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера», создание условий для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве Д. Свифта; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
Задачи:
Образовательная:
- Продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой.
-Учить свободно ориентироваться в тексте, используя выборочное чтение.
Воспитательная:
-Воспитывать у учащихся любовь к чтению, творчеству.
Развивающая:
- Развивать речь, творческие способности детей.
Оборудование: Учебник, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4Б
УМК: Школа России
Тема урока: «Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Тип урока: Закрепление знаний.
Цель: продолжение знакомства учащихся с произведением Д. Свифта «Путешествие Гулливера», создание условий для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве Д. Свифта; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
Задачи:
Образовательная:
- Продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой.
-Учить свободно ориентироваться в тексте, используя выборочное чтение.
Воспитательная:
-Воспитывать у учащихся любовь к чтению, творчеству.
Развивающая:
- Развивать речь, творческие способности детей.
Оборудование: Учебник, презентация.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки. Повернитесь к соседу, поздоровайтесь, улыбнитесь. Теперь мы готовы начинать урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу. |
2. Актуализация знаний. | -Ребята, для того, чтобы нам было легче при чтении произведения нам необходимо размять свои губки и язычки. Повторяйте за мной: Три сороки – тараторки тараторили на горке: Тра-та-та-та-та-та-та Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля. -Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к нашему уроку. -Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины. Вам нужно узнать название и автора произведения. Слайд 1 1. Музыка, потом слайд Из какого произведения прозвучала музыка? 2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. 3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? 4. Послушайте отрывок из произведения: «Братья могут честно заработать себе на хлеб, - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» 5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? 6. Узнайте сказку по отрывку: Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой 7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы. «Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли — это в самом деле?» -К какому жанру можно отнести все эти произведения? -Подумайте, что объединяет все названные сказки? -Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников -Совершенно, верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература». -Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» -Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь. -Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д. Свифта «Приключения Гулливера» с. 160 | Повторяют скороговорку. (Бр.Гримм «Бременские музыканты») (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине») (Андерсен, «Гадкий утенок») (Ш.Перро «Кот в сапогах») (Ш.Перро «Красная шапочка») (Ш.Перро «Золушка») (Андерсен «Гадкий утенок») -Сказка -Зарубежные писатели -Иностранная, писатели из других стран |
3. Работа с текстом. Чтение и анализ. | -Ребята перед тем, как мы с вами будем вновь читать текст поработаем со словами, которые могли бы у вас вызвать затруднения. Слайд 8 Словарная работа Колышки - заостренные палочки. Колчан - футляр для стрел. Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону. Врассыпную – разбежались в разные стороны. Копье – старинное оружие колющее. Помост – возвышение, площадка из досок. Прилаживали – приделывали. Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги. Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе. -А сейчас обсудим отрывок произведения, который вы читали на прошлом уроке. -Как зовут главного героя? -В какую страну попал Гулливер? -Была ли ему знакома эта страна? -Почему вы так думаете? -Как бы вы назвали маленьких человечков? -А вы знаете, кто придумал им такое название? -Лилипут – человек очень маленького роста. Это слово вошло в наш язык именно благодаря Дж.Свифту. -Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном? -Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова? -Зачем он это делает? -Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера? -Были у них причины опасаться или они были трусами? -Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют? -К какому жанру можно отнести это литературное произведение? -Конечно, поначалу это произведение напоминает забавную сказку. Сокращенные варианты 1 и 2 частей с удовольствием читают дети, хотя изначально этот роман-путешествие был написан для взрослых. -Вам знаком жанр – роман? -Вы будете изучать этот жанр в средней школе. -Забегая вперед, скажу, что роман-путешествие – это произведение, в котором может быть несколько действующих лиц, их судьбы переплетаются; действие происходит на фоне путешествия героя. Мы прочитали всего лишь отрывок одну из 21 главы 1 части, а если хотите узнать продолжение истории про Гулливера, можете прочитать про его другие путешествия... (слайды) Лемюэль Гулливер – судовой доктор, а потом и капитан нескольких кораблей, каждый раз отправлялся в путешествие из обычного портового города, а оказывался в необыкновенной стране. -Ребята, а вы хотели бы на время стать Гулливером? -А представить себя на месте писателя? У вас будет такая возможность, после отдыха. | Отвечают, если знают значения слов.
-Слова из текста размер, еда. -Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан -Чтобы показать что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его -Сказка |
4. Физкультминутка | - Предлагаю вам немного отдохнуть и отвлечься. Поменяйтесь, пожалуйста, местами. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Встрепенулся, потянулся, Ну а класс за парты сел. Поморгаем немного глазками. | |
5. Закрепление (вторичный синтез прочитанного текста) | -Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества. -Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все. -Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам. Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали. 1 вариант - вы лилипут в стране Великанов. Придумайте краткий рассказ на несколько предложений. Как вы там оказались. Расскажите о своих эмоциях, впечатлениях. 2 вариант - вам предстоит подумать и рассказать, кем быть лучше, великаном в стране лилипутов, или лилипутом в стране великанов Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ. -Итак, теперь после отдыха нам нужно ответить на главные вопросы, которые объединяют наши два урока воедино. -К какому жанру относится это произведение? -Какое это произведение? Художественное или научно-познавательное? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация) -О ком это произведение, о ком рассказывает автор? -Понравилось ли вам это произведение. -Почему интересно читать это произведение? -Ребята, теперь мы с вами будем искать в тексте определённые фрагменты. -Найдите в тексте фрагмент, когда Гулливер очнулся ото сна и описание того, как он лежал. -Найдите в тексте фрагмент где Гулливер захотел кушать. Как он просил еды у лилипутов и чем они его угостили? Прочитайте. -И теперь посмотрим на Гулливера после того, как лилипуты угостили его своими закусками и вином. Что случилось после этого? Найдите фрагмент и прочитайте. -Молодцы, ребята. -Теперь же я вам предлагаю составить синквейны к слову «Гулливер» и «Лилипут» на выбор -Вспомним правила составления синквейна. Слайд 9 1. Написать имя существительное по теме. 2. 2-3 имени прилагательных 3. 2-3 слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы. Рассмотрим пример синквейна к слову «Веревочка». Слайд 10 1. Веревочка 2. Длинная, тонкая 3. Завязывает, перевязывает, запутывает 4. Веревочки опутали все тело Гулливера 5. Завязка | -Роман -Художественный. -О Гулливере и его путешествии. -Да/нет с объяснением своего мнения. Личный ответ учащегося. Личный ответ учащегося. Составляют синквейны и затем озвучивают. |
6. Итог урока. | -Итак, ребята, подведём итог нашего урока. -Кто главный герой рассказа? -Что больше всего запомнилось из произведения? | -Гулливер
|
7. Рефлексия | -Какой раздел начали изучать? -С каким писателем познакомились? -Что получилось более удачным? -Что оказалось трудным? -Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Д.Свифт «Путешествие Гулливера». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства произведениями зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.Предметные:знать: произведение Д.Свифта «Путешествие Гулли...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»
УМК «Школа России»4 класс...
Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...
Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....