Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Назарова Нина Октябристовна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.

Дидактические:

  • Познакомиться с новым произведением Дж. Свифта;

  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать произведение, сравнивать свои предположения с замыслом автора; выразительно читать.

  • Уметь анализировать художественное произведение;

 

Развивающие:

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением;

  • Развивать воображение детей;

 

 

Воспитательные:

  • Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.


 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 04.05.2022

Студентка: Назарова Нина 

Школа: Шумовская СОШ

Группа: 42

Класс: 4

Урок:  

Время:        

Кабинет:

Учитель: Рябинина Лариса Ивановна 

Руководитель практики:

Тема урока: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера. 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.

Дидактические:

  • Познакомиться с новым произведением Дж. Свифта;
  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать произведение, сравнивать свои предположения с замыслом автора; выразительно читать.
  • Уметь анализировать художественное произведение;

Развивающие:

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением;
  • Развивать воображение детей;

Воспитательные: 

  • Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метод: Ф

Словесный: учебный диалог

- Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хотела бы им с вами поделиться.

- Приготовьте свои ладошки.

- Ловите.

- Сохраните, пожалуйста, это настроение до конца урока.

- В достижении хороших результатов настроение должно играть немало важную роль.

- А, чтобы урок был интересным, познавательным и успешным вы должны дружно работать, внимательно слушать учителя и товарищей, не бояться трудностей.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: Ф, И

Словесный: учебный диалог.

-Дети, дома вы должны были нарисовать рисунки на космическую тему. До урока мы сделали выставку ваших работ.

- Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательную страну литературы, а какую, вы узнаете после нашей викторины.

Викторина

Вам нужно будет угадать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка?

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха.

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами?

4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб», - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?»

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она?

6. Узнайте сказку по предметам:

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?»

Слушают учителя

Отвечают на вопросы викторины

(Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

(Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

(Андерсен, «Гадкий утенок»)

(Ш.Перро «Кот в сапогах»)

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

(Ш.Перро «Золушка»)

(Андерсен «Гадкий утенок»)

Пред:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Р:Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания

Презентация

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: Ф

Словесный: подводящий диалог.

-К какому жанру можно отнести все эти произведения?

-Подумайте, что объединяет все названные сказки?

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников

-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ»

Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Перед вами план урока.

-Какие цели поставите перед собой?

(СКАЗКА)

(зарубежные писатели)

(иностранная, писатели из других стран)

Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах

Пред: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Пред:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

Презентация

 

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Метод: Ф,И,Г Словесный: учебный диалог, чтение учителем.

Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта.

Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника.

   Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.

   Юный Джонатан рос остроумным и независимым, но не отличался прилежанием в учебе.

   После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика.

   Главным литературным трудом Джонатана Свифта стал роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность.

   В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах.

   Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77(семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе.

- Что вам больше всего запомнилось из биографии Д. Свифта?

Работа над произведением «Путешествие Гулливера».

- Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас.

Чтение текста отрывка из произведения учащимися с.160 – 165 учебника.

В ходе чтения проводится словарная работа.

Колчан – футляр для стрел.

Врассыпную – в разные стороны.

Расхрабрились – набрались храбрости, решились.

Помост – возвышение, площадка, сколоченная из досок.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.

Посол – представитель высшего ранга.

Одурманенный крепким вином – пьяный.

Стрекотание – резкие короткие частые звуки, напоминающие треск, трещание.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя

Читают отрывок из произведения

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (чтение учителя,  аудиозапись).

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информаци

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст)

Презентация

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: Ф Словесный: учебный диалог.

Практический:выполнение задания.

Первичное восприятие текста

- Понравилось ли вам произведение?

- Кто главный герой этого произведения?

- Как называется страна, в которую попал Гулливер?

- Как назывался народ этой страны?

- Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает?

-Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

-Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова?

-Зачем он это делает?

-Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

-Были у них причины опасаться или они были трусами?

-Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют?

-К какому экрану можно отнести это литературное произведение?

-Конечно, поначалу это произведение напоминает забавную сказку. Сокращенные варианты 1 и 2 частей с удовольствием читают дети, хотя изначально этот роман-путешествие был написан для взрослых.

Вам знаком жанр - роман. Вы с ним познакомитесь.

Роман- жанр литературы, который вы будете изучать в средней школе. Забегая вперед, скажу, что роман-путешествие – это произведение, в котором может быть несколько действующих лиц, их судьбы переплетаются; действие происходит на фоне путешествия героя. Мы прочитали всего лишь отрывок одну из 21 главы 1 части, а если хотите узнать продолжение истории про Гулливера, можете прочитать про его другие путешествия...

Лемюэль Гулливер – судовой доктор, а потом и капитан нескольких кораблей, каждый раз отправлялся в путешествие из обычного портового города, а оказывался в необыкновенной стране.

-Ребята, а вы хотели бы на время стать Гулливером?

Отвечают на вопросы учителя

Гулливер

Лилипутия

Лилипуты

Лилипут – это человек очень маленького роста, карлик

Слова из текста размер, еда

Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан

Чтобы показать, что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его

Сказка

Презентация

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: И Практический:самостоятельная работа.

- Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества.

- Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все.

- Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам.  Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали.

1 группа - вы лилипут в стране Великанов.

2 группа - вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов.

Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ.

- Для работы – записывайте ответы в тетрадь,  у вас 4 минуты, приступаем. Итак, расскажите соседу по парке, что у вас получилось.

- Кто готов продемонстрировать свой рассказ всему классу? Молодцы!

Выполняют групповую работу 

Подготовка и выступление детей

Пред:

Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания.

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

К: умеют излагать свое мнение.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Презентация

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Метод: Ф,И Словесный: учебный диалог

Работа в парах выборочное чтение

1-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что подумал Гулливер, когда увидел, что по нему ползают маленькие человечки?

2-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что удивило Гулливера в этой стране?

3-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Почему Гулливер закрыл глаза и решил лежать, не двигаясь?

4-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что построили лилипуты и зачем?

5-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Чем потчевали лилипуты своего гостя?

6-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что подсыпали человечки Гулливеру и для чего?

С этим заданием справились.

Выполняют работу в парах

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: Ф Словесный: учебный диалог

- Ребята, подводя итог всему проделанному на сегодняшнем уроке, давайте ответим на один очень важный вопрос.

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- О чем нам хотел сказать автор?

-Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Нарисуйте обложку к книге «Гулливер в стране Лилипутов»

  • 1-й вариант Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лиц лилипутов
  • 2- вариант Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера

Отвечают на вопрос учителя

В мире много еще не изученного. Нужно верить в чудеса. Все люди на земле должны жить в мире. Нужно уважать людей. Учит доброте и отзывчивости

Л:самооценка.

Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя  

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...

Технологическая карта литературное чтение Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материал...

Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП...

Технологическая карта литературного чтения "А.П. Платонов "Еще мама" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», да...

Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представле...

Технологическая карта урока чтения "Ветхая избушка"(УМК Школа России,3 класс)

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у учащихся в процессе выразительного чтения и анализа лирического стихотворения «Ветхая избушка...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", класс 3, тема: "Изменение глаголов по временам"

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урокаДидактические:Уметь различать времена глаголовУметь различать изменять глаголы по временамУметь распознавать глаголы в прошедшем...