Конспект урока по литературному чтению на тему: Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УМК «Школа России»
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_dzhonatan_svift._puteshestvie_gullivera.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России»
4 класс
Тема: Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»
Цели:
- познакомить учащихся с новым разделом учебника, с понятием «зарубежная литература»;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта;
- дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Приключения Гулливера»;
- прививать ученикам интерес к литературе, любовь к чтению;
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать память, речь, воображение;
- привить интерес к зарубежной литературе.
Тип урока:
- урок знакомства с новым произведением.
Оборудование:
- учебник;
- компьютер, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и постановка цели.
- Прочитайте название раздела, который мы начнем сегодня изучать. (стр.159)
- Как вы понимаете его?
- Какие произведения мы уже читали, каких авторов помните?
(Во 2 классе дети читали сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена, Эни Хогарта, в 3 классе — мифы Древне Греции.)
* Зарубежная литература - это совокупность произведений зарубежных авторов.
ΙΙΙ. Ознакомление с жизнью и творчеством Дж. Свифта.
- Сегодня мы познакомимся с интересным писателем, его биографией и произведением.
- Посмотрим на доску и прочитаем краткую биографию Джонатана Свифта.
Слайд 1.
Слайд 2.
- Джонатана Свифта можно смело назвать ясновидящим в «Путешествии Гулливера» он упоминает о двух спутниках планеты Марс, которые были открыты в 19 веке, намного позднее, чем вышла его книга
- Придуманное Свифтом слово «лилипут» (человек очень маленького роста, карлик) вошло во многие языки мира.
ΙV. Работа над произведением.
А) Словарная работа.
- Перед тем, как начать знакомиться с текстом произведения, мы должны выяснить значения некоторых слов, которые встретятся нам при знакомстве с текстом.
- Давайте попробуем догадаться о значении этих слов.
Слайд 3.
Бриг – парусный корабль.
Южный океан - условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду.
Бристоль – один из крупнейших городов Англии.
Врассыпную – разбежались в разные стороны.
Колчан – чехол для стрел.
Мальчик-паж – молодой человек из дворян, который прислуживает знатной особе.
Б) Знакомство с главным героем произведения.
- Прочитайте текст. Слайд 4.
Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан. На корме стоял корабельный врач Лемюэль Гулливер и смотрел в подзорную трубу на пристань. Там остались его жена и двое детей: сын Джонни и дочь Бетти.
Не в первый раз отправлялся Гулливер в море. Он любил путешествовать. Еще в школе он тратил почти все деньги, которые присылал ему отец, на морские карты и на книги о чужих странах. Он усердно изучал географию и математику, потому что эти науки больше всего нужны моряку.
Отец отдал Гулливера в учение к знаменитому в то время лондонскому врачу. Гулливер учился у него несколько лет, но не переставал думать о море. Врачебное дело пригодилось ему: кончив учение, он поступил корабельным врачом на судно "Ласточка" и плавал на нем три с половиной года.
Во время плавания Гулливер никогда не скучал. У себя в каюте он читал книги, взятые из дому, а на берегу приглядывался к тому, как живут другие народы, изучал их язык и обычаи. На обратном пути он подробно записывал дорожные приключения.
И на этот раз, отправляясь в море, Гулливер захватил с собой толстую записную книжку. На первой странице этой книжки было написано: "4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле".
- Как зовут нашего главного героя?
- Как он относился к путешествиям?
- Когда началось его новое путешествие?
- Давайте подумаем, как проходило плавание.
- Что могло случиться с Гулливером?
Слайд 5, 6.
В) Чтение текста учащимися.
- А чтобы узнать, что произошло, когда наш герой проснулся. Открываем учебник на стр. 160.
Г) Обсуждение прочитанного. Отвечаем на вопросы.
- Была ли знакома герою страна, в которую он попал?
- Почему вы так думаете?
- Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?
- А как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?
- Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см. Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см
- Что хотел сделать Гулливер, когда лилипуты мешали ему уснуть?
- Почему он этого не сделал? Как это характеризует героя?
(Догадливый, способным к состраданию, сильный, Добрый, Большой, Благородный)
- Сейчас мы прочитаем опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске.
- Давайте попробуем догадаться, что же это такое? Слайд 7,8.
V. Домашнее задание.
- Что произошло дальше, вам предстоит узнать дома, прочитав стр. 163 – 165 и проиллюстрировав их.
VΙ. Итог.
- Итак, отрывки из какого произведения мы с вами читали?
- Кто автор этого произведения?
- Что больше всего вам понравилось, удивило, поразило на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...
Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....
Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения....