Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора Дж.Свифта, содержание отрывка из произведения «Путешествие Гулливера»;
  • уметь прогнозировать содержание произведения.
  • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора Дж.Свифта, содержание отрывка из произведения «Путешествие Гулливера»;
  • уметь прогнозировать содержание произведения.
  • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин

- Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хотела бы им с вами поделиться.

- Приготовьте свои ладошки.

- Ловите.

- Сохраните, пожалуйста, это настроение до конца урока.

- В достижении хороших результатов настроение должно играть немало важную роль.

- А, чтобы урок был интересным, познавательным и успешным вы должны дружно работать, внимательно слушать учителя и товарищей, не бояться трудностей.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

3 мин

-Дети, дома вы должны были нарисовать рисунки на космическую тему. До урока мы сделали выставку ваших работ.

- Мои замечательные фантазеры Вы справились с заданием. Молодцы! Каждый из вас показал свое представление о космосе, поэтому у нас получилась такая удивительная космическая выставка. Повнимательнее рассмотрите ее после урока. Давайте считать, что наша выставка приурочена ко Дню Космонавтики, который наша страна, в том числе и наша школа, будут отмечать совсем скоро.

- Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательную страну литературы, а какую, вы узнаете после нашей викторины.

Викторина

Вам нужно будет угадать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка?

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха.

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами?

4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб», - говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?»

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она?

6. Узнайте сказку по предметам:

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?»

Слушают учителя

Отвечают на вопросы викторины

(Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

(Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

(Андерсен, «Гадкий утенок»)

(Ш.Перро «Кот в сапогах»)

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

(Ш.Перро «Золушка»)

(Андерсен «Гадкий утенок»)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

5 мин

-К какому жанру можно отнести все эти произведения?

-Подумайте, что объединяет все названные сказки?

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников

-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ»

Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Перед вами план урока.

-Какие цели поставите перед собой?

(СКАЗКА)

(зарубежные писатели)

(иностранная, писатели из других стран)

Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин

Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта.

Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника.

   Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.

   Юный Джонатан рос остроумным и независимым, но не отличался прилежанием в учебе.

   После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика.

   Главным литературным трудом Джонатана Свифта стал роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность.

   В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах.

   Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77(семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе.

- Что вам больше всего запомнилось из биографии Д. Свифта?

Работа над произведением «Путешествие Гулливера».

- Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас.

Чтение текста отрывка из произведения учащимися с.160 – 165 учебника.

В ходе чтения проводится словарная работа.

Колчан – футляр для стрел.

Врассыпную – в разные стороны.

Расхрабрились – набрались храбрости, решились.

Помост – возвышение, площадка, сколоченная из досок.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.

Посол – представитель высшего ранга.

Одурманенный крепким вином – пьяный.

Стрекотание – резкие короткие частые звуки, напоминающие треск, трещание.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя

Читают отрывок из произведения

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин

Первичное восприятие текста

- Понравилось ли вам произведение?

- Кто главный герой этого произведения?

- Как называется страна, в которую попал Гулливер?

- Как назывался народ этой страны?

- Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает?

-Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

-Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова?

-Зачем он это делает?

-Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

-Были у них причины опасаться или они были трусами?

-Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют?

-К какому экрану можно отнести это литературное произведение?

-Конечно, поначалу это произведение напоминает забавную сказку. Сокращенные варианты 1 и 2 частей с удовольствием читают дети, хотя изначально этот роман-путешествие был написан для взрослых.

Вам знаком жанр - роман. Вы с ним познакомитесь.

Роман- жанр литературы, который вы будете изучать в средней школе. Забегая вперед, скажу, что роман-путешествие – это произведение, в котором может быть несколько действующих лиц, их судьбы переплетаются; действие происходит на фоне путешествия героя. Мы прочитали всего лишь отрывок одну из 21 главы 1 части, а если хотите узнать продолжение истории про Гулливера, можете прочитать про его другие путешествия...

Лемюэль Гулливер – судовой доктор, а потом и капитан нескольких кораблей, каждый раз отправлялся в путешествие из обычного портового города, а оказывался в необыкновенной стране.

-Ребята, а вы хотели бы на время стать Гулливером?

Отвечают на вопросы учителя

Гулливер

Лилипутия

Лилипуты

Лилипут – это человек очень маленького роста, карлик

Слова из текста размер, еда

Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан

Чтобы показать, что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его

Сказка

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Наглядный: учебная презентация.

Практический: работа в тетради.

7 мин

- Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества.

- Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все.

- Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам.  Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали.

1 группа - вы лилипут в стране Великанов.

2 группа - вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов.

Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ.

- Для работы – записывайте ответы в тетрадь,  у вас 4 минуты, приступаем. Итак, расскажите соседу по парке, что у вас получилось.

- Кто готов продемонстрировать свой рассказ всему классу? Молодцы!

Выполняют групповую работу 

Подготовка и выступление детей

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

8 мин

Работа в парах выборочное чтение

1-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что подумал Гулливер, когда увидел, что по нему ползают маленькие человечки?

2-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что удивило Гулливера в этой стране?

3-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Почему Гулливер закрыл глаза и решил лежать, не двигаясь?

4-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что построили лилипуты и зачем?

5-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Чем потчевали лилипуты своего гостя?

6-я карточка

Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.

Что подсыпали человечки Гулливеру и для чего?

С этим заданием справились.

Выполняют работу в парах

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

- Ребята, подводя итог всему проделанному на сегодняшнем уроке, давайте ответим на один очень важный вопрос.

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- О чем нам хотел сказать автор?

- Я оценки выставляла в ходе урока, а теперь вы сами оцените свою работу с помощью смайликов.

- У вас на партах лежат карточки, которые называются моя самооценка, обведите тот смайлик, который совпадает с вашей самооценкой.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Нарисуйте обложку к книге «Гулливер в стране Лилипутов»

  • 1-й вариант Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лиц лилипутов
  • 2- вариант Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера

Отвечают на вопрос учителя

В мире много еще не изученного. Нужно верить в чудеса. Все люди на земле должны жить в мире. Нужно уважать людей. Учит доброте и отзывчивости

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения....