Конспект урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект показательного урока обучения грамоте (чтение)
УМК: «Школа России».
Тема: Звук [ш]. Буква Ш.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель: создание условий для формирования представления о звуке [ш] и букве, которая его обозначает.
Задачи урока:
1. Предметные:
- развивать фонематический слух и фонемные умения;
- пропедевтика навыка грамотного письма;
- познакомить учащихся с буквой Ш;
- учить выделять новый звук из слов, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой;
- упражнять в чтении слогов, слов, предложений и текстов с буквой Ш;
- развивать умение выполнять звуковой разбор слова;
- формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
2. Метапредметные:
А. Познавательные УУД:
- развивать связную речь, внимание, логическое мышление;
- формировать навык логического действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить свое высказывание в устной форме;
- совершенствовать умение работы с текстом;
В. Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение слушать, понимать речь других;
- формировать умение обосновывать свою точку зрения, допускать возможность существования различных точек зрения;
С. Регулятивные УУД:
- формировать способность к самоопределению темы урока;
- овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу урока;
- формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вырабатывать критерии оценки своей деятельности;
3. Личностные:
- воспитывать любовь и интерес к предмету;
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Технологии:
- ИКТ.
- Коммуникативная.
- Рефлексивная.
Образовательные ресурсы:
- Памятки «Пиши правильно»;
- Индивидуальные карточки с заданием;
- Презентация;
- Интерактивная доска;
- «Азбука» 2 часть;
- Плакат с печатной буквой Ш;
- CD с электронным приложением к «Азбуке».
Структурные компоненты урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Образовательные ресурсы |
Зарядка 8:20-8:25 1. Организационный момент (8:25-8:26) Цель: мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний: (8:26-8:34) Цель: актуализация опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового. - работа с азбукой по цепочке с комментариями учителя; - выявление и оценка качества прослушанного текста; - определение функции и роли мягкого знака в словах; - работа с лентой букв; - закрепление сведений о мягком знаке; 3. Изучение нового материала: (8:34 – 8:44) - отгадывание загадки по теме урока; - звуковой разбор слова в тетради для печатания и на доске; - игра «поймай звук в слове»; - задания на определение места звука в словах; 4. Знакомство с новой буквой: (8:44-8:51) - работа с плакатом; - определение функции большой и малой буквы; - определение места в ленте букв;
- печатание буквы под звуковой схемой;
- чтение слоговых таблиц; - чтение слов с изучаемой буквой; - пропедевтика написания слов с сочетанием ши; - чтение слов с изучаемой буквой; 4. Физкультминутка (8:51-8:52) Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд. 5. Работа с чистоговорками (8:52-8:54) 6. Работа с текстом учебника: (8:54-9:04) - чтение текста; - определение заголовка текста; - ответы на вопросы по содержанию; - работа над иллюстрацией; - составление предложения по картинке; - составление схемы предложения; 7. Итог урока (9:04-9:07) 8.Рефлексия (9:07-9:09) | - Прозвенел звонок, звонок этот на зарядку. Встаем. - Доброе утро, поздоровались с гостями. - Сейчас мы делаем зарядку и начинаем урок чтения. - Молодцы, проснулись, зарядку сделали. - С добрым утром. Начат день, - Проверяй глазками готовность к уроку чтения, на столе должны быть: «Азбука» 2 часть, тетрадь для печатания, пенал, светофор, смайлик, подставка с карточкой. Убрали всё лишнее со стола, портфель застегнули. - Сегодня у нас 2 непростых урока: чтение и письмо. На уроке гости, поэтому покажите себя с лучшей стороны, свои знания. - Присаживайтесь. - В начале урока мы повторим то, что проходили нового в предыдущих. Как всегда, в начале урока несколько человек выполняют работу, подойдите ко мне (Инесса, …, Арина) Вы делаете на карточках разбор слова «десять», разбор слоговой, буквы печатать не надо. - Как только разбор вы выполните, кладете карточку мне на стол. Не забудьте карточку подписать. Все остальные открывают учебник по чтению на странице 14. (один, четыре, по закладке открыли) - Дома вы читали тексты, тренировались читать целым словом, без ошибок, соблюдая логические ударения, паузы, читали выразительно, и сейчас мы посмотрим, что же у вас получилось. Приготовьтесь читать по цепочки второй ряд. В руках у вас карандаш или указка, поставили указку под первое предложение, как у меня. - Маша, начинай. - Вы читали по слогам, без ошибок, но рекомендация от меня: читать громче, потому что некоторым было не слышно, а одноклассники должны вас слышать. - Ярослава, прочитай текст полностью, остальные следят. - Ты читала по слогам, а иногда целым словом, ты прочитала свой текст без ошибок и достаточно выразительно, делала паузы на знаках препинания, выделяла голосом главные слова, но всё же читай чуть-чуть погромче, очень меня порадовала. - Почему гуси погнались за Петей? - А умеют ли гуси за себя постоять? - Как? - Верно, поэтому какой мы делаем вывод? Как к гусям надо относиться и к другим животным? - Да, не обижать тех, кто слабее, потому что многие животные могут за себя постоять: и звери, и птицы, и насекомые. - На странице 14 найдите игру, посмотри, куда поставить указочку, поставь указку. - Конь-коньки. Образуй по моему образцу следующие пары. - Хорошо. Спасибо тем, кто следит, кто знает, где мы читаем, кто читает задание громко, чтобы слышали одноклассники. - Ребята, был мягкий знак в конце слова, а вы его спрятали в середину. А какую роль в словах может играть буква Ь (мягкий знак)? - Давайте вместе скажем правило: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. - На странице 15 найдите ленту букв, поставьте указку. Найдите в ленте букв мягкий знак, поставьте указку. Почему буква Ь изображена на белом фоне? - Значит, на розовом фоне – гласные, на синем – согласные, а поскольку мягкий знак не является ни гласным, ни согласным звуком, то он напечатан отдельно, на белом нейтральном фоне. - Хором правило: мягкий знак – это буква, звука он не обозначает. - Хоть звука не обозначает, но его роль в слове огромна. - Пока мы знаем, что мягкий знак – это показатель мягкости согласных звуков, но у него есть ещё и другая роль, об этом вы узнаете на следующих уроках. - Карточки с разбором сдали. На этом мы завершаем проверку того, что вы читали. Конечно, нужно ещё много учиться, тренироваться, больше дома читать, читать вслух несколько раз, тренироваться так, чтобы с каждым днем у тебя техника чтения была всё лучше и помнить важную пословицу: мало уметь читать, надо уметь думать. - Глазки на меня, закройте учебник. Отгадайте загадку, я разрешаю вам хором назвать ответ: Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … - Хорошо, вот такие красивые шары у меня на рисуночке. - Открываем тетрадочку по печатанию, это тетрадь в крупную клетку. Приготовьте карандаши: простой, красный, синий, зеленый; резинку. В тетради для печатания вы сейчас сделаете звуковой разбор слова «шары». У доски работает Святослав, я помогу. - На середину тетради положите светофорчик, если вы с одноклассником не согласны, покажите красный цвет светофора, если ты хочешь попробовать сделать разбор самостоятельно, глазки опусти и работай сам. - Хорошо. - Звук [ш] какой? - Выделяем ш-а-а-а-ры. Звук [а] какой? - Ищу… - Третий звук какой? - Хорошо. - Если вы уже сделали разбор, сверяйте с доской, так ли у вас. - Ищу… - Какой четвертый звук? - Разделю слово на слоги, в этом вам помогает подбородок и ручка: ша-ры. - Позови слово к себе. - Хорошо, покажи еще раз на значок первого звука, произнеси этот звук. - Дай еще раз ему характеристику. - Молодец, ты всё рассказал. Присаживайся. - Еще раз первый звук хором: [ш] Он согласный, твердый, глухой, дети, он всегда твердый! Давайте попробуем поймать звук [ш] в словах, картинки которых я буду показывать, если вы услышите в слове звук [ш], хлопните в ладошки, приготовили свои ладошки. - Стол. - Раки. - Шкаф. - Лимон. - Кошка. - Ива. - Шарф. - Чаще всего мы слышали звук [ш] в каком месте слова? В начале, в середине или в конце? - Верно, а в каком слове был звук [ш] в середине? - Молодец, а теперь сам придумай слово, где звук [ш] будет спрятан в конце слова. - Мышь или карандаш. Ребята, а бывает, что в одном слове несколько звуков [ш], ну-ка, придумайте мне такое слово. - Да, шашки, например, или шишки. А теперь подумайте, у кого в имени спрятался звук [ш]. Если ты в своем имени слышишь звук [ш], встаньте. - Умницы, встали у меня Паша, Маша, Саша. Присаживайтесь. - Звук [ш] я обозначу буквой Ш (ша). Посмотрите на плакат. На плакате вы видите большую и малую букву Ш. Кто считает, что эти букву похожи, поднимите руку. - Чем же они похожи: большая и малая печатные буквы Ш? - Да, в этих буквах одинаковые элементы. Хорошо, а чем отличается малая печатная от большой печатной? - А для чего нам понадобится большая печатная буква? - И начало предложения. Подумайте, а на что похожа буква Ш? Мы сравниваем букву с предметами, а не с другими буквами. - А вот, как поэт сказал об этой букве: «Ш – это Штанга, силачам Поднять её легко. Мой брат шесть раз поднял меня, Как штангу – высоко!» - Давайте посмотри, где находится буква Ш на ленте букв. Посмотрим на классную ленту букв. Почему буква стоит именно в этом ряду? - Да, он является согласным, поэтому стоит на поле среди согласных звуков. Что ещё мы про него знаем? Какой он всегда? - Поэтому прямоугольник какого цвета? - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 17. Поставьте указку под большую и малую печатную букву Ш. Поставили, посмотрели. А теперь перевернули странички, нашли страницу 23. Вот ваша малая лента букв, поставили указочку под букву ш. Она на голубом фоне. Буква Ш обозначает согласный звук [ш]. Мы узнали ещё, что он всегда твердый. - И с каждым днем мы все больше и больше с вами букв изучаем. Теперь на раскрытую азбуку положите печатную тетрадочку. Давайте выполним работу с разбором до конца. Сегодня мы обозначим только печатную букву Ш, остальные обозначать не будем. Буква печатная, печатаем её простым карандашом. - Найдите слоги, прочитайте их про себя. Вначале прочитаем слоги из учебника, прочитай все 5 слогов, Арина. - Прочитаем слоги, увеличивая силу голоса. Сначала читаешь тихо, а заканчиваешь читать последний слог громко, попробуй голос поиграть. - Молодец, а теперь все вместе. - Спасибо, кто читал дружно и выполнял задание учительницы. Теперь прочитай слоги на интерактивной доске. Андрюша, прочитай мне слоги, которые я буду показывать указочкой: Ша аш Шо ош Шу уш Ше еш Ши иш - Хорошо, теперь слоги, где первый гласный. - Ребятки, а здесь есть слог, в котором звук [ш] является мягким? - Давайте еще раз дадим характеристику звуку [ш]. - Звук [ш] согласный, твердый, глухой. Он всегда твердый. И пусть вас не смущает буква е, и. Здесь нет звука [ш], который мягкий. В русском языке было решено, что звук [ш] всегда твердый, поэтому на мои коварные вопросы отвечайте правильно. - Андрюша подходит к компьютеру, к электронному приложению. Мы очень часто любим играть в игру «Составь из слогов слова», и пока Андрюша задание выполняет, а через минутку он нам эти слова прочитает, мы смотрим на слова. Страница 17, прочитайте про себя шесть слов. - Почитайте слова, которые обозначают имена. - Хорошо, Миша, Гриша – имена, поэтому пишутся они с какой буквы? - Посмотрите, в эти слова спряталась наша сегодняшняя буква Ш. Прочитайте мне первую пару слов вслух. - Хорошо, чем слова этой пары похожи? - Здесь речь идет о такой учебной принадлежности, как карандаш. А вот отличие в том, что карандаш – один, а карандаши – много. Хорошо. В слове «карандаши» какой последний звук? - Ребятки, вот в русском языке есть правило: ши пиши с буквой и. Хором: ши пиши с буквой и. [ш] всегда твердый, и хоть мы слышим ы, но писать надо букву и в таких сочетаниях. А давайте придумаем ещё слова со слогом ши. - Отлично, а вот теперь Андрюша прочитает слова, которые у него получились, а мы с вами найдем слово с волшебным слогом ши, со слогом-орфограммой. - Хорошо, в каких словах мы видим слог ши? - Хорошо, присаживайся. - Встали, отдыхаем. Ярослава, одну стихотворную физкультминутку (один ученик проводит физкультминутку) - Присаживайтесь, отдых у нас сейчас будет не только для тела, для ваших рук и ног, но и для ума. - Вы помните, что основа чистоговорки – это слог. Здесь есть слоги с нашей сегодняшней буквой Ш. Вначале прочитайте чистоговорку про себя. - Хорошо, читаем по строчкам. Даша, первую строчку читаешь, четко выговаривая все звуки. - Вторая строчка, Макар. - Третья строчка, Лиза. - А теперь все вместе чистоговорку проговариваем спокойно, не проглатывая звуки. - Ша-ша-ша – мама моет малыша. - Шу-шу-шу – я письмо пишу. - Аш-аш-аш – у Марины карандаш. - Молодцы, ну, а теперь поработаем с текстом. На странице 17 есть рассказ. Возьмите карандаш простой и красный, приготовьте текст для чтения, т.е. точки под гласными, слоги, ударения. На эту работу я вам даю 2 минуты, начали. - Молодцы, заканчиваем работу. Первый ряд прочитает текст по предложению. Закончили готовить текст для чтения, когда ты читаешь для одноклассников, старайся прочитать без ошибок, громко. - Хорошо. Лиза прочитает текст полностью, остальные думают, как этот текст озаглавить. - Первый ряд, в основном, читали по слогам, некоторые пытались прочесть целым словом. Лиза, в твоем чтении было 2 ошибки, будь внимательна. Не придумывайте окончания слов. - Подумайте, как этот текст можно озаглавить. - У кого другой заголовок? - А какое время года здесь? - А давайте озаглавим рассказ, догадались? - Давайте ответим на вопросы по содержанию текста. Мы уже с вами сказали, что речь идет о таком времени года, как осень. А какие осенью стояли деньки? - А что значит ясные деньки? - Куда дети пошли, зачем? - А предположите, зачем им нужны еловые и сосновые шишки? Для чего? - Да, теперь посмотрим на иллюстрацию, она соответствует тексту? - Хорошо, давайте дадим детям такие имена, что в них встречался звук [ш]. Как предлагаете их назвать? - Постройте, пожалуйста, предложение. - Откроем тетрадь по печатанию, нашли красную точку. На доске молча работает Мирослава, остальные – в своей тетради. Проверяем через минуту светофорчиком. - Арина придумала большое предложение, я его чуть-чуть сделаю поменьше. - Саша и Миша пошли в лес. Все вместе проговорим. Выполняем работу. - Кто все сделал, взял в руки светофорчик и посмотрел на доску. - Молодцы, что показываете красный светофорчик, вы ошибку видите. - Ребятки, вместе разбираем это предложение: Саша и Миша пошли в лес. Это предложение, в нем 6 слов. Первое слово – Саша, второе – и, третье слово – Миша, четвертое – пошли, пятое – в, шестое – лес. Первое слово пишу с большой буквы, т.к. это начало предложения и имя. Третье слово пишу с большой буквы, т.к. это имя. Все слова пишу раздельно, в конце ставлю точку. - Встаньте те, кто разбор сделал так же, как у меня на доске. Если вы встали честно, то вы молодцы, значит вы слышите учительницу. Присаживайтесь. - С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке чтения? - Эта буква какого звука? - Дайте характеристику звуку [ш]. - Какое правило вы сегодня узнали? - Это правило вам сегодня понадобится на уроке письма. Заканчиваю я урок тем, что вы посмотрите мультфильм и запомните как можно больше слов со звуком [ш]. - Выйди, пожалуйста, к доске Мирослава и Ярослава. Называйте по очереди слова из этого мультфильма со звуком [ш]. Начинайте. - Молодцы, давайте похлопаем девочкам. Я сегодня осталась вами довольна на уроке, надеюсь, что вам сегодня было интересно и работали вы активно. Так оцениваю я вашу работу, а как оцениваете вы? Оцените смайликом: улыбается – доволен, трудился, как пчелка; если смайлик огорчается – остались вопросы. - Урок окончен. | Дети делают зарядку под музыку Учащиеся настраиваются на урок 3 ученика выполняют разбор слова на карточках. Дети читают по цепочке - Паслись гусь с гусятами на лугу. Стал Петя гуся дразнить. - Перестань, Петя, брось прут. Умеет гусь за себя постоять. - Паслись гусь с гусятами на лугу. Стал Петя гуся дразнить. - Перестань, Петя, брось прут. Умеет гусь за себя постоять. - Потому что Петя их дразнил. - Умеют. - Они больно щипаются. - Аккуратно, не дразнить. - Пень-пеньки. - Окунь-окуньки. - День-деньки. - Мягкий знак смягчает согласный звук. Чтение правила хором - Потому что он не гласный и не согласный. Произнесение правила хором - Шары. 1 ученик работает у доски - В слове «шары» 2 слога, потому что 2 гласных звука. Всего звуков 4. Ставлю 4 точки. - Выделяю первый звук в слове «шары», первый звук [ш]. - Согласный, твердый, глухой. Обозначаю синей точкой без звоночка. - Следующий звук [а]. - Гласный, обозначу красной точкой. - Ищу третий звук [ш а р-р-р ы]. - Звук [р]. Он согласный, твердый, звонкий, обозначу синей точкой со звоночком. - Ищу четвертый звук [ш а р ы-ы] - Четвертый звук [ы], он гласный, обозначу красной точкой. - Называю звуки по порядку: [ш], [а], [р], [ы]. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове «шары» 2 гласных, значит 2 слога. - Первый слог - ша, второй – ры. - Шары-ы-ы, ударение падает на второй слог. - [ш]. - Он согласный, твердый и глухой. Произнесение звука [ш] хором. - Согласный, твердый, глухой. Без хлопка Без хлопка Хлопок в ладошки Без хлопка Хлопок в ладошки Без хлопка Хлопок в ладоши - В начале. - Кошка. - Мышь. - Шашки. Встают дети, у которых в слове встречается звук [ш] Большинство учеников подняли руку - Одинаковые элементы. - Размером. - Чтобы писать имена, фамилии, названия городов. - На стол. - На лестницу. - На табуретку. - Буква Ш обозначает звук [ш], а звук [ш] является согласным. - Он всегда твердый. - Синего. Печатание детьми буквы Ш в тетради для печатания - Ша, шо, ши, шу, ше. - Ша, шо, ши, шу, ше. Чтение слогов хором - Ша, шо, ши, шу, ше. - Ша, шо, шу, ше, ши. - Аш, ош, уш, еш, иш. - ше и ши. Один ученик работает на компьютере, остальные – с учебниками - Миша, Гриша. - С заглавной. - Карандаш, карандаши. - Карандаш – это один, а карандаши – это много. - [ы]. - Шило. - Шина. - Даша, Миша, шуты, машина, шина. - Шина и машина. 1 ученик проводит физкультминутку Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт: Щечки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 - Хомка хочет сильным стать. Чтение чистоговорки про себя - Ша-ша-ша – мама моет малыша. - Шу-шу-шу – я письмо пишу. - Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Чтение чистоговорок хором - Ша-ша-ша – мама моет малыша. - Шу-шу-шу – я письмо пишу. - Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Дети самостоятельно работают по учебнику - Наступила осень. - Стояли ясные деньки. - Дети пошли в лес. - В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. - Ребята собирали сосновые и еловые шишки. - Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети пошли в лес. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. Ребята собирали сосновые и еловые шишки. - Осень. - Дети в лесу. - Осень. - Дети в осеннем лесу. - Ясные. - Хорошая погода. - Солнечные деньки. - Ребята пошли в лес, чтобы собрать сосновых и еловых шишек. - Сделать поделку. - Не совсем, дети хотели собрать еловые и сосновые шишки, а собирали листочки. - Саша, Маша, Миша. - Маша, Саша и Миша пошли в лес. - Саша и Миша пошли в лес. 1 ученик работает на доске, остальные – в тетради - С буквой Ш. - [ш]. - Звук [ш] согласный, твердый глухой. - Ши пиши с буквой и. Просмотр мультфильма - Мышка. - Шары. - Мишка. - Мыши. - Хорошо. - Дедушка. - Зимушка. | Видео-зарядка Светофорчики. Карточки с заданиями Азбука Азбука. Вывешивание учителем картинки с шариками на доску. Светофорчики. Доска Картинки с изображением слов, в которых встречается звук [ш] Плакат на доске с большой и малой печатной буквой Ш. Лента букв, находящаяся в классе. Азбука. Тетрадь для печатания. Азбука. Интерактивная доска с выведенными слогами. Ша аш Шо ош Шу уш Ше еш Ши иш Электронное приложение. Доска с написанными чистоговорками: Ша-ша-ша – мама моет малыша. Шу-шу-шу – я письмо пишу. Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Азбука. Тетрадь для печатания. Светофорчики. Доска. Мультфильм. Смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )
Конспект урока по обучению грамоте проведенный в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ ТЕМА: ЗВУКИ [г] , [г’], БУКВЫ Гг
Урок по обучению грамоте....
Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе. Тема: рассказ "Весна".
В конспекте отражены основные этапы работы напрвленные на развитие самостоятельного и осознонного чтения первоклассников о ограниченными возможностями слуха....
Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".
Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников осмысленного чтения предложений....
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Дифференциация звуков [г-к]» ( УМК « Школа 21века »)
Конспект урока обучени грамоте по программе "Школа 21 века"...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...