Рабочая программа по литературному чтению на родном языке, 1-4 классы
рабочая программа по чтению (4 класс)
литературное чтение на родном ( русском ) языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1-4 | 69.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-4 классов разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6.10. 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26.11. 2010 г. N 1241, от 22.09. 2011 г. № 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507.
Рабочая программа рассчитана на 135 часа из расчёта:
1 класс – 1 учебный час в неделю; 33 часов в год;
2 класс – 1 учебный час в неделю; 34 часа в год;
3 класс – 1 учебный час в неделю; 34 часа в год;
4 класс – 1 учебный час в неделю; 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
1 класс
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;
- читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыт.
2 класс
Личностные результаты:
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;
- читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
3 – 4 классы
Личностные результаты:
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
3 класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
- словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;
- читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
4 класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль;словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;
- читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
Раздел «Учимся, играя»
История русской азбуки: с древности до наших дней. В стане вежливых слов. Стихотворения: Е. Липатова «Ночные стихи». Т. Собакин «Про балкон». И. Шевчук «Ночной гость». А Орлова «Про блины». В. Михайлов «Ангина». А. Плещеев «Скучная картина».
Чистоговорки. Скороговорки. Стихи с жестами.
Развитие речи: составление рассказов по картинкам, вопросов по рисунку, сочинение сказок, инсценирование сказок.
Раздел «Живая азбука»
Загадки про буквы. Буквы в картинках.
Стихотворения: В. Виеру «Весёлая азбука», С. Маршак «Весёлая азбука», А. Пудваль «Зелёный букварик». Г. Сапгир «Забавная азбука». И. Ревю «Стихи про буквы».
Сказки о буквах: Д. Луч. «Живой алфавит, Сказки про буквы». Г. Юдин «Букварёнок». Е. Агранович «Волшебник Пишичитай».
Проект «Занимательное азбуковедение».
Раздел «В гостях у сказки»
Русские сказки в картинках. «Заюшкина избушка». «Петушок – золотой гребешок». «Петух и жерновки». Л. Толстой «Белка и волк», «Волк и кобыла», «Воробей».
Рисование иллюстраций к сказкам.
Раздел «Эти забавные животные»
М. Пришвин «Беличья память». Л. Толстой «Лебеди». С. Маршак «Зоосад», Б. Заходер «Птичья школа».
Раздел «Путешествие по временам года»
Стихотворения: И. Бунин «шумели листья, облетая». М. Дудин «Деревья зимою». В. Орлов «Что подарит лето?»,
Рассказы: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Соколов-Микитов «Зимой» Г. Сребицкий «Сказка о Весне»,
Раздел «Россия - наша Родина»
П. Воронько «Лучше нет родного края». Г Ладонщиков «Родное гнёздышко»
Краеведческая страничка
В. Тяптин «Ах, природа Тульская!». Г. Лялина «Приезжайте в Тульский край». Стихи о Тульском прянике.
Литературные игры
Викторины «Живая Азбука», «Эти забавные животные», по пройденным произведениям за год.
2 класс (34 ч)
Раздел «Фольклор нашего народа»
В мире загадок: загадки о природе, животных, временах года, предметах быта. Загадки в картинках
Пословицы и поговорки в картинках. Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька». Старинные русские народные игры. Считалки. Игра «Вася-гусёночек», «У медведя во бору». Русские народные сказки «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», «Война грибов с ягодами», Хаврошечка», «Как мужик гусей делил».
Раздел «Путешествие по временам года»
Стихотворения: А.Плещеев «Осень наступила». Г. Ладонщиков «Осень наступила». А. Усачёв. «Новогоднее поздравление снеговика», В. Донникова «На катке». З. Александрова. «Дед Мороз». Е Серова «Подснежник». И. Суриков «Лето», Е. Благинина «Одуванчик».
Рассказы: И. Соколов-Микитов «Осень». Н. Сладков «Осень на пороге». К.Ушинский. «Выпал снег». И. Соколов-Микитов. «Зима вьюжная». М.Пришвин. «Цветут березки». Э. Лукьянова. «Как весна пришла». И. Соколов-Микитов «Лето в лесу», «На лугах».
Раздел «Эти забавные животные»
М. Пришвин «Журка». К. Ушинский «Курица и утята». Г. Скребицкий «Пушок». Л. Толстой «Зайцы». В. Бианки «Терентий-Тетерев». В. Сухомлинский «Старый Пёс». Н. Сладков «Весенняя баня». Э. Шим «Полосы и пятнышки». Н. Рубцов «Про зайца». А. Барто «Бедняга крот». В. Степанов. «Гусь и Цыплёнок».
Проект «Литературный зоопарк».
Раздел «Россия - наша Родина»
М Пришвин «Моя родина (Из воспоминаний детства)». К. Ушинский «Наше отечество». С. Дрожжин «Родина».
Краеведческая страничка
Пословицы и поговорки о Тульском крае. Особенности песенного фольклора Тульского края. Тульский этнос. Игры, игрушки и забавы туляков. В. Жуковский. «Жаворонок», «Там небеса и воды ясны!». В. Степанов. Цикл стихотворений «Тула – город мастеров».
Проект «Сборник стихотворений о Туле мастеровой».
Литературные игры
Викторины «Фольклор нашего народа, «Знаете ли вы животных?», «Загадки природы». Викторина по пройденным произведениям за год.
3 класс (34 ч)
Раздел «Фольклор нашего народа»
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Загадки и народные приметы о временах года. Календарные народные праздники и обряды. В. И. Даль Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.
Русские народные сказки «Летучий корабль». «Василиса Прекрасная». «Волшебное кольцо».
Раздел «Путешествие по временам года»
Стихотворения: О. Высотская «Осеннее утро». И. Никитин «Дождь каплет…». П. Вяземский «Зимняя прогулка». С. Есенин «Пороша». Е. Баратынский «Весна». Саша Чёрный «Летом». В. Берестов «Весёлое лето»
Рассказы: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Е. Носов «Лесной хозяин». М. Пришвин «Птицы под снегом». Н. Сладков «Бюро лесных услуг». И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу». Н. Сладков «Овсянкины советы». Л. Воронкова «Ягодка земляника». И. Ревю «Сказка про лето».
Раздел «Эти забавные животные»
Е.Чарушин «Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»). М. Пришвин «Медведь». К. Ушинский «Леший». Г. Скребицкий «Кот Иваныч». В. Бианки «Музыкальная канарейка».
Раздел «Смеяться разрешается»
Т. Петросян «Записка». Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». В. Голявкин «Карусель в голове». М. Дружинина «Непослушные цыплята».
Проект «Весёлые истории о себе»
Раздел «Россия - наша Родина»
П. Синявский «Россия», А. Прокофьев «Мне о России надо говорить». Россия в картинах и песнях.
Краеведческая страничка
Народные промыслы Тульского края. В. Жуковский «Близость весны». Л. Толстой «Русак». Г. Паншин «Весёлая дорога». Природа Тульского края в стихотворениях туляков.
Проект «Мой любимый уголок».
Литературные игры
Викторины «Сказочный дом», «Четвероногие друзья». Викторина по пройденным произведениям за год.
4 класс (34 ч)
Раздел «Фольклор нашего народа»
Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былины «Ставр Годинович», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Житие святых. Благоверный князь Александр Невский. Житие Петра и Февронии Муромских.
Раздел «Путешествие по временам года»
Стихотворения: А.Майков «Осень». И. Анненский «Снег», И. Бунин «Хризантемы». А. Майков «Уходи, Зима седая», Д. Мережковкий «Март». А. Майков «Сенокос», Иван Никитин «Утро на берегу озера».
Рассказы: И. Тургенев «Лес осенью». Г. Скребицкий «Четыре художника. Зима». Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась». Г. Сребицкий «Лесной голосок».
Времена года в живописи.
Проект «У каждого месяца свои порядки».
Раздел «Эти забавные животные»
Е.Чарушин. «Верный Трой». В. Бианки «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать». К. Паустовский «Жильцы старого дома». Б. Житков «Беспризорная кошка». В. Чаплина «Наказанная жадность» из книги «Забавные животные». С. Радзиевкая . «Полосатая спинка».
Проект «Образы животных в литературных произведениях».
Раздел «Смеяться разрешается»
И. Пивоварова. «Сочинение». В. Драгунский «Слава Ивана Козловского». Ю. Коваль «Нулевой класс». О. Тихомиров «Чей дом лучше?». А. Соломатов. «Урок истории».
Проект «Школьный ералаш».
Раздел «Россия - наша Родина»
А. Усачёв. «Русский дом». П. Синявский «Рисунок». Государственный гимн. С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации».
Краеведческая страничка
Легенды Тульского края. А. Логунов. «Богатырский хлеб». Гимн Тулы. Гимн Новомосковска.
Проект «Мой любимый уголок».
Литературные игры
Викторины «Преданья старины глубокой». Викторина по пройденным произведениям за год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ урока | Тема |
Раздел 1. Учимся, играя (10 ч) | |
1 | История русской азбуки: с древности до наших дней |
2 | Будем общаться. В стане вежливых слов. Разыгрывание ситуаций |
3 | Устная речь: громко – тихо. Е. Липатова «Ночные стихи» |
4 | Устная речь: быстро – медленно. Чистоговорки. Скороговорки |
5 | Стихи в движении: мимика и жесты. Стихи с жестами. |
6 | Каким бывает настроение: стихи весёлые, стихи грустные… Т. Собакин «Про балкон», И. Шевчук «Ночной гость», А Орлова «Про блины», В. Михайлов «Ангина», А. Плещеев «Скучная картина» |
7 | Учимся составлять небольшой рассказ по картинкам |
8 | Учимся задавать вопросы по рисунку |
9 | Сочиняем сказку. Создание собственного текста |
10 | Разыграем сказку. Инсценирование |
Раздел 2. Живая Азбука (8 ч) | |
11 | Загадки про буквы. Сочиняем загадки |
12 | На что похожи буквы? Буквы в картинках. Создаем образ буквы |
13 | В. Виеру «Весёлая азбука», С. Маршак «Весёлая азбука». Интонация |
14 | А. Пудваль «Зелёный букварик», Г. Сапгир «Забавная азбука», И. Ревю «Стихи про буквы». Сравниваем, сопоставляем |
15 | Д. Луч. «Живой алфавит, Сказки про буквы». Ознакомительное чтение. Работа со словом |
16 | Сказки из сборника Г. Юдина «Букварёнок». Выборочное чтение |
17 | Сказки из сборника Г. Юдина «Букварёнок» (продолжение). Герои сказок. Характеристика |
18 | Е. Агранович «Волшебник Пишичитай». Составление вопросов к тексту |
19 | Викторина «Живая Азбука». Выразительное чтение стихотворений |
20 | Проект «Занимательное азбуковедение» |
Раздел 3. В гостях у сказки (4 ч) | |
21 | Русские сказки в картинках. «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок». Определение последовательности событий |
22 | Русские народные сказки. Русская народная сказка «Петух и жерновки». Особенности фольклорного текста |
23 | Сказки Л. Толстого. «Белка и волк», «Волк и кобыла», «Воробей». Сравнение литературной сказки с народной |
24 | Создаем иллюстрации к сказкам |
Раздел 3. Эти забавные животные (4 ч) | |
25 | М. Пришвин «Беличья память». Читаем вслух. Понимание заглавия произведения |
26 | Л. Толстой «Лебеди». Учимся отвечать на вопросы |
27 | С. Маршак «Зоосад», Б. Заходер «Птичья школа». Интонация. Ритм |
28 | Викторина «Эти забавные животные» |
Раздел 4. Путешествие по временам года (2ч) | |
29 | Осень – зима. И. Бунин «шумели листья, облетая», М. Дудин «Деревья зимою», М. Пришвин «Осеннее утро», И. Соколов-Микитов «Зимой». Устное словесное рисование. Работа со словом |
30 | Весна – лето. Г. Сребицкий «Сказка о Весне», В. Тяптин «Ах, природа Тульская!», В. Орлов «Что подарит лето?» Устное словесное рисование. Работа со словом |
Раздел 4. «Россия - наша Родина» (2 ч) | |
31 | Стихотворения о Родине. П. Воронько «Лучше нет родного края». Г Ладонщиков «Родное гнёздышко». Понимание нравственного содержания прочитанного |
32 | Моя малая Родина. Г. Лялина «Приезжайте в Тульский край». Стихи о Тульском прянике. Понимание нравственного содержания прочитанного |
33 | Викторина по пройденным произведениям за год |
2 класс
№ урока | Тема |
Раздел 1. Фольклор нашего народа (10 ч) | |
1 | В мире загадок: загадки о природе, животных, временах года, предметах быта. Загадки в картинках |
2 | Пословицы и поговорки в картинках. Создаем иллюстрации к пословицам и поговоркам |
3 | Пословицы и поговорки о Тульском крае |
4 | Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька» |
5 | Особенности песенного фольклора Тульского края |
6 | Старинные русские народные игры. Считалки. Игра «Вася-гусёночек», «У медведя во бору» |
7 | Тульский этнос. Игры, игрушки и забавы туляков |
8 | Русские народные сказки «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», «Война грибов с ягодами» |
9 | Русские народные сказки «Хаврошечка», «Как мужик гусей делил» |
10 | Викторина «Фольклор нашего народа» |
Раздел 2. Путешествие по временам года. Осень Зима (2 ч) | |
11 | Осенние рассказы. И. Соколов-Микитов «Осень». Н. Сладков «Осень на пороге». Стихотворения об осени. А.Плещеев «Осень наступила». Г. Ладонщиков «Осень наступила». Своеобразие выразительных средств |
12 | Зимние рассказы. К.Ушинский «Выпал снег», И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная». Стихотворения о зиме. А. Усачёв «Новогоднее поздравление снеговика», В. Донникова «На катке». З. Александрова «Дед Мороз». Создаем иллюстрации к произведениям |
Раздел 3. Эти забавные животные (13 ч) | |
13 | М. Пришвин «Журка». Составляем вопросы к тексту |
14 | К. Ушинский «Курица и утята». Слушание текста. Отвечаем на вопросы по содержанию услышанного текста |
15 | Г. Скребицкий «Пушок». Прогнозирование действий и событий |
16 | Л. Толстой «Зайцы». Учимся делить текст на части |
17 | В. Бианки «Терентий-Тетерев». Учимся подробному пересказу |
18 | В. Сухомлинский «Старый Пёс». Учимся определять главную мысль текста |
19 | Н. Сладков «Весенняя баня». Понимание заглавия произведения |
20 | Э. Шим «Полосы и пятнышки». Характеристика персонажей |
21 | Н. Рубцов «Про зайца». Интонационные нормы |
22 | А. Барто «Бедняга крот». Определяем смысл заглавия |
23 | В. Степанов «Гусь и Цыплёнок». Основная мысль произведения |
24 | Проект «Литературный зоопарк» |
25 | Викторина «Знаете ли вы животных?» |
Раздел 4. Путешествие по временам года. Весна. Лето (3 ч) | |
26 | Весенние рассказы. М.Пришвин. «Цветут березки». Э. Лукьянова. «Как весна пришла». Стихотворения о весне. В. Жуковский. «Жаворонок». Е Серова «Подснежник». Создаем текст по аналогии |
27 | Летние рассказы. И. Соколов-Микитов «Лето в лесу», «На лугах». Стихотворения о лете. И. Суриков «Лето», Е. Благинина «Одуванчик». Устное словесное рисование |
28 | Викторина «Загадки природы» |
Раздел 5. Россия - наша Родина» (4 ч) + Повторение (1ч) | |
29 | М Пришвин «Моя родина (Из воспоминаний детства)». К. Ушинский «Наше отечество». Осознание понятия Родина |
30 | В. Жуковский «Там небеса и воды ясны!», С. Дрожжин «Родина». Сопоставление произведений на одну тему |
31 | Моя малая Родина. В. Степанов. Цикл стихотворений «Тула – город мастеров». Определяем авторское отношение к описываемым событиям |
32 | Проект «Сборник стихотворений о Туле мастеровой» |
33-34 | Викторина по пройденным произведениям за год |
3 класс
№ урока | Тема |
Раздел 1. Фольклор нашего народа (10 ч) | |
1 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши |
2 | Загадки и народные приметы о временах года |
3 | Календарные народные праздники и обряды |
4 | В. И. Даль Пословицы и поговорки русского народа |
5 | Народные промыслы Тульского края |
6 | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль |
7 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности сказок: лексика, построение (композиция) |
8 | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Привлечение иллюстративного материала. Русские народные сказки в произведениях русских художников |
9 | Русские народные сказки «Волшебное кольцо». Определяем последовательность событий |
10 | Викторина «Сказочный дом» |
Раздел 2. Путешествие по временам года. Осень Зима (2 ч) | |
11 | Осенние рассказы. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», Е. Носов «Лесной хозяин»Стихотворения об осени. О. Высотская «Осеннее утро», И. Никитин «Дождь каплет…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение |
12 | Зимние рассказы. М. Пришвин «Птицы под снегом». Н. Сладков «Бюро лесных услуг».Стихотворения о зиме. П. Вяземский «Зимняя прогулка», С. Есенин «Пороша». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение |
Раздел 3. Эти забавные животные (7 ч) | |
13 | Е.Чарушин «Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»). Составляем план для пересказа |
14 | М. Пришвин «Медведь». Деление текста на смысловые части. Озагалвливание часте |
15 | К. Ушинский «Леший». Прогнозирование событий по названию. Составление вопросов к тексту |
16 | Г. Скребицкий «Кот Иваныч». Сравнительная характеристика персонажей |
17 | Л. Толстой «Русак». Составляем план для пересказа. Определяем главную мысль |
18 | В. Бианки «Музыкальная канарейка». Учимся находить информацию в тексте |
19 | Викторина «Четвероногие друзья» |
Раздел 4. Смеяться разрешается (6 ч) | |
20 | Г. Паншин «Весёлая дорога». Особенности юмористического произведения |
21 | Т. Петросян «Записка». Подробный пересказ |
22 | Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Учимся приводить примеры комических ситуаций |
23 | В. Голявкин «Карусель в голове». Чтение по ролям |
24 | М. Дружинина «Непослушные цыплята» . Создаем отзыв |
25 | Проект «Весёлые истории о себе» |
Раздел 5. Путешествие по временам года (4 ч) | |
26 | Весенние рассказы. И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу», Н. Сладков «Овсянкины советы». Стихотворения о весне. В. Жуковский «Близость весны», Е. Баратынский «Весна». Учимся заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов |
27 | Летние рассказы. Л. Воронкова «Ягодка земляника», И. Ревю «Сказка про лето». |
28 | Стихотворения о лете. Саша Чёрный «Летом», В. Берестов «Весёлое лето». Работа со словом |
29 | Викторина «Времена года» |
Раздел 6. «Россия - наша Родина» (5 ч) | |
30 | П. Синявский «Россия», А. Прокофьев «Мне о России надо говорить». Авторское отношение |
31 | Россия в картинах и песнях |
32 | Моя малая Родина. Природа Тульского края в стихотворениях туляков |
33 | Проект «Мой любимый уголок» |
34 | Викторина по пройденным произведениям за год |
4 класс ( 2021-2022 гг)
Раздел | № урока | Тема урока | Кол-во часов |
Я и книги (4 ч) | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 |
2 | И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада» | 1 | |
3 | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы) | ||
4 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 | |
Я взрослею (4 ч) | 5 | Л.Л. Яхнин «Храбрец». | |
6 | И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 | |
7 | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 | |
8 | И. А. Мазнин «Летний вечер». | ||
Я и моя семья (4 ч) | 9 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» | 1 |
10 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» | 1 | |
11 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» | 1 | |
12 | Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» | 1 | |
Я фантазирую и мечтаю (3 ч) | 13 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 |
14 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | |
15 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | |
Люди земли русской (5 ч) | 16 | Е. В. Мурашова «Каффа» | 1 |
17 | К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина» | ||
18 | В.А. Гагарин «Мой брат Юрий» | 1 | |
19 | Г.С. Титов «Наш Гагарин» | 1 | |
20 | Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут» | 1 | |
Что мы Родиной зовём (5 ч) | 21 | А. Д. Дорофеев «Веретено». | 1 |
22 | Сказ о валдайских колокольчиках. | 1 | |
23 | М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника» | 1 | |
24 | Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка» | 1 | |
25 | В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 | |
О родной природе(9 ч) | 26 | Морозко. Русская народная сказка | 1 |
27 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
28 | Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах» | 1 | |
29 | Н.Н. Асеев «Такой мороз» | 1 | |
30 | В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 | |
31 | М.М. Зощенко «Гроза» | 1 | |
32 | Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» | 1 | |
33 | А.А. Блок «Перед грозой А.А. Блок «После грозы» | 1 | |
34 | В.А. Солоухин «Ветер» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
Рабочая программа по родному (русскому) литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Примерн...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке во 2 классе
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном языке» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)» Начальное общее образование (1-4 к...