Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)»  Начальное общее образование (1-4 классы)Срок реализации: 4 года, 1-4 классы. Цель  реализации программы:Формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения  к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruemye_rezultaty_osvoeniya_uchebnogo_predmeta.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета, 1 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

 Виды речевой и читательской деятельности

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание небольших по объему произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов.

находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

 задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Познавательные

-находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.-активное использование речевых средств с целью решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

 понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.-принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданином многонационального государства России;

-овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;

-усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов;

-уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Литературоведческая пропедевтика (для художественных текстов)

отличать прозаическое произведение от поэтического;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;

находить средства художественной выразительности в тексте (повторы, эпитеты, сравнения, уменьшительно-ласкательные формы слов, восклицательная и вопросительная интонация, рифмы).

различать сюжетно-композиционные особенности сказок;

 обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.)

Регулятивные:

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 выполнять работу по цепочке;

Умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать фрагменты художественного произведения по ролям и по цепочке;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте.

осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

 находить иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.

Регулятивные:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение ин- формации.

Коммуникативные:

 -в рамках коммуникации как взаимодействия:

 видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

 находить в тексте

-подтверждение высказанным героями точкам зрения.

-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 выполнять работу по цепочке;

 -в рамках коммуникации как взаимодействия:

 видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них

Стремление к успешной учебной деятельности; умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

        Содержание учебного предмета, 1 класс

Название раздела

Краткое содержание

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение. Чтение вслух.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).

Работа с разными видами текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:

содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе

рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и

справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе  разных народов (на примере народов России).  Рассказ по иллюстрациям, пересказ. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Работа с учебными, научно- популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных  видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в

содержании текста).

 Говорение  (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Передача впечатлений (из

Повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе

(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного

высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,

сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как

продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной  речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места, действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка

(синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков

отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения

современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной

литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов

книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно- популярная, справочно-

энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,

детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические, произведения устного народного творчества разных народов России.

Литературоведческая пропедевтика (для художественных текстов)

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения(различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки(о животных, бытовые, волшебные). Рассказ, стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности  учащихся: чтение по ролям, инсценирование , драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами  работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий.

        Тематическое планирование, 1 класс

Название раздела

Краткое содержание

Виды речевой и читательской деятельности

 

13 ч.

Литературоведческая пропедевтика (для художественных текстов)

10 ч

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

10 ч.

Итого

33 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном  языке (русском)» разработана на основании  Примерной образовательной программ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального госуда...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...