Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Алиева Эльмира Наримановна

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki._obobshchayushchiy_urok_2_klass.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тенистовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ

Направление                                                               Нравственное начало    

Урок                                                                            Литературное чтение

Класс                                                                           2-«Б»

Учитель начальных классов                                     Алиева Эльмира Наримановна

Категория                                                                   первая

Стаж                                                                            10 лет

Телефон                                                                      

Электронный адрес                                                   elmira.alieva.2017@inbox.ru 

                                                                                     

                                   

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Алиева Эльмира Наримановна

Предмет

Литературное чтение

Класс

2-Б

Тема урока

 Сказки. Обобщающий урок

Тип урока

Урок методологической направленности

Цель: 

Активизировать имеющие знания о сказках.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. 1.Формировать навык работы с текстами.
  2. 2.Развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус.
  3. 3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
  4. 4.Формировать дружеские отношения внутри коллектива.
  5. 3.Ориентироваться в понятиях «авторская», «народная», «сказка»

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности  

4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

 5.Определять границы своего знания/

незнания.

1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Ориентирова

ться на страницах учебника и в пройденном материале.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.  Расширять словарный запас.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и  задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

5.Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре.

1.Формировать позитивную мотивацию к

учебной деятельности учащихся.

2. Ценить и принимать базовые ценности: «добро»,  «дружба»,  «счастье».

3. Уважать  творчество писателей.

4. Освоить роли ученика; проявлять  интерес к учению.

5. Развивать  коммуникативные умения, воспитывать  культуру общения, сотрудничества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

«сказка», «народная», «авторская»

Здоровьесберегающие технологии

Соблюдение норм СанПиНа.

смена видов деятельности;

оздоровительные минутки; динамическая пауза,

разнообразные методы изложения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный;

разнообразные формы работы: индивидуальная работа, работа в паре; в группах;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная  презентация, аудиозапись мелодии «Приходите в гости к нам», «В гостях у сказки», «Дружба»

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

компьютер и проектор, магнитофон, карточки с пословицами, демонстрационный материал.

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.

- Здравствуйте, дети! ….....    Садитесь.

 

- Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда -

Внимание ваших умных глаз.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на учебную работу, активизируют внимание и память.

2 ЭТАП.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие  познавательных интересов и инициативы учащихся.

-А что это за сундук??  

-Откуда он? Какое-то волшебство!

-Посмотрим, что в нем?

-Это сундук с загадками. Разгадаем?

Загадки:

 (дети по одному выходят к доске, читают загадку, находят иллюстрированную отгадку)

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке. («Колобок»).

А дорога далека,

А корзина не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»).

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петух и кот»).

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»).

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»).

 Опустил он в прорубь хвост,

Ну а хвост ко льду прирос. («Лиса и волк»).

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы («Гуси – лебеди»).

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Да, сегодня будем говорить о сказках.  Слайд 2

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), разгадывают загадки

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти

Деятельность учителя

1.Подготовительная беседа

-Чем сказка отличается от другого произведения?

- Кто сочиняет сказки?

-Как называются сказки, которые создает автор?

-Как называются сказки, которые создавал народ?

-Для чего их сочиняли?

Сказка- выдумка. Сказка-это чудо! Сказка- это мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

Слайд 3.

- Что мы видим на экране? (слова)

-Что нужно сделать? (составить предложение)

Слайд 4.

«Сказка-ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок»

Это слова Александра Сергеевича Пушкина.

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему учит сказка?

-Посмотрите, на доске ствол дерева, но нет на нем листьев. Сегодня на уроке мы должны украсить это дерево, назвав те нравственные качества, которым нас учит сказка.

Подготовленный ребёнок читает наизусть стихотворение:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

-Какой первый лист будет на нашем дереве?

Деятельность учащихся

 Включаются в работу, активизируют память.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

Появляется лист «Добро»

4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне.

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Появляются картинки с изображением сказочного домика.

-С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы.

-Скажите, на какие три группы делятся сказки?

1. Волшебные

2. Бытовые.

3. О животных

-Предлагаю вам в группах подготовить сообщение и рассказать о видах сказок и привести пример.

У нас сегодня гостья! Но кто она мы узнаем, если подберем однокоренное слово к слову «волшебство».

Под музыку «Сказки гуляют по свету»

 входит волшебница.

-Здравствуйте, славные малыши! Я вижу у вас добрые глаза, а если вы еще и улыбнетесь, будет замечательно.

Вы часто слышите слово «добрый»?

-Какого человека вы назвали бы добрым?

Мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам, но сначала вы должны собрать пословицы о добре.

Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро – не лихо бродит тихо.

Выполняют учебную задачу.

Ответы детей

Работа в группах. Дети готовят сообщения.

Ответы детей

Работа в парах. Дети собирают пословицы.

Динамическая минутка: электронная физминутка со сказочными героями

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

Деятельность учителя

-А ещё наши дети знают стихи о добре.

Подготовленный ребёнок читает наизусть стихотворение:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода стареет.

Если доброта, как солнце светит,

 Радуются взрослые и дети.

Волшебница:

-Мы с вами будем путешествовать по сказкам.

-Отправляемся?

Взмах волшебной палочкой. Появляются герои сказки «Лиса и журавль»

Учитель:

-Чему учит сказка?

-Пора украшать наше дерево.

-Лист с каким словом украсит наше дерево?

Волшебница: Взмах палочкой

-Волшебство второе.

Появляется кроссворд.

-Мы с вами перенесемся в другую сказку, в какую, узнаем, решив этот кроссворд.

Слайды

2.Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка)

3.Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка)

4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка)

6. То, что предложила поесть речка. (Кисель)

7. Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка)

8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня)

9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок)

10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. ( Речка)

По вертикали:

1.То, что дала девочка мышке. (Кашка)

5. То, что родители обещали купить девочке. (Платочек.)

(Ключевое слово- то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.

-Из какой сказки эти слова?

-О чем эта сказка?

-Чему она учит?

-Украсим дерево листьями.

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Волшебница:

-Волшебство третье!

-В сундуке появились предметы, надо угадать какому герою, или какой сказке принадлежат эти предметы.

(яблоко, ключ, цветок, яйцо, топор)

-Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше путешествие.

Инсценирование сказки «Лиса и журавль»

Ответы детей.

Дети украшаю дерево словами «Дружба», «Уважение»

На дереве появляются листья « Помощь», «Взаимовыручка», «Уважение», «Правда»

Дети называют сказки.

7 ЭТАП Итог урока. Рефлексия.

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение.

Подведение итога урока:

-Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом. Она учит нас добру, справедливости, честности, верности, смелости.

- Какой урок мы получили, прочитав сказки? (надо дружить, помогать близким, трудиться, быть добрыми, смелыми)

- Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни?

- Какие умения мы отрабатывали на уроке?

- Какие элементы урока вам были интересны?

- Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

- Как узнать? Надо читать.

- Оцените свою работу. Напишите на листиках то нравственное качество, которое вам особенно запомнилось и украсьте наше дерево

Деятельность учащихся

Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"

Презентация к обобщающему  уроку чтения в коррекционной школе 8 вида...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ....

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс.

Сказки. Обобщающий урок. 2 класс....