ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ирина Юрьевна Аманжулова

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya._amanzhulova_iyu.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное образование

Брединская  средняя школа № 1

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна,

МКОУ БСОШ № 1

П. Бреды

Тема: Обобщающий урок по теме «Мир народной сказки». Законы народной сказки.

Цели:

Образовательные:

  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказки;
  • повторить понятие «сказка», «группы сказок»

Развивающие:

  • развивать творческое мышление учащихся;
  • на основе элементов анализа через разные формы диалога создать целостный образ “сказки”;
  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать;
  • развивать фантазию, воображение

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за порученное дело в группе, сопереживание;
  • вызвать стремление к самостоятельному чтению книг, творчеству.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Психологический настрой

Добрый день  всем гостям, мы рады с ребятами видеть вас на нашем уроке.

Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…

Дети повернулись и поздоровались молча.

Сказки.

Мотивация к учебной деятельности

Внучка с бабушкой ведут беседу (ученик с учителем)

Внучка. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внученька?

Внучка.  А разве сказки бывают разные?

Бабушка. Да внученька, есть сказки, которые могут все. И превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Внучка. А еще есть сказки про зверей.

Бабушка. Правильно.  Но в них нет волшебных превращений.

Внучка. Но эти сказки очень забавные.

Бабушка. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.

Внучка.  А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот.

Бабушка. В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей.

Внучка. Бабушка, а почему А.С. Пушкин говорил: ”Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?”

Бабушка . Давай у ребят, спросим  как они понимают слова  А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? и посиди внученька у ребят на уроке и послушай про сказки разные.

- Что же означают слова: «ложь», «намек», «добрые молодцы», «урок»?  

- Какой же урок можно извлечь из сказки?

Ложь – это неправда, выдумка, вымысел, фантазия.  

Намек -это подсказка.    

Добрые молодцы – это молодые люди, дети.  Урок-  это то чему нас учат.    

Сказки учат добру и трудолюбию, осуждают лень, злость, жадность.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

-Сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам.

- Вот и мы с вами вспомним сказки, которые читали  в разделе  «Мир народной сказки»,  поучимся доброте, мудрости  у сказочных героев.  

-Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать?

- Какой эталон вы видите на доске?

- Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности?

-Желаю вам успешной работы!

Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.

Терпение.

Повторение изученного

-Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

-Вспомним, что такое сказка? Определение из словаря…

-Вспомните, на какие группы условно делятся сказки?

Надо повторить все, что будет необходимо для открытия нового знания.

Сказка - произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.

Сказки о животных, волшебные, бытовые.

«Угадай сказку»

- Ребята вашего класса приготовили вам интересное задание «Угадай сказку».  Послушайте отрывки из сказок и назови их.

-К какой группе сказок вы бы отнесли все сказки?

-Какой урок можно извлечь из сказок?

- Откройте раздел учебника.

Назовите сказки, которые бы вы отнесли к группе  о животных.

У страха глаза велики

Кукушка, Айога, Идэ, Пых.

Бытовые

Быть смелым и не бояться.

Нужно быть красивой не только лицом, но и своими поступками.

Нужно трудиться и заботиться о своих близких.

Лисичка – сестричка и волк, Хитрая лиса, Зимовье, Лиса и журавль.

Проблемный вопрос

Постановка цели

-Какую сказку мы не назвали из раздела изученных сказок? К какой группе отнесем?

- Кто может назвать признаки волшебной сказки. Мы не все знаем признаки волшебной сказки. Можем сами узнать.

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Можем

Узнать признаки волшебной сказки

- Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели?

-Определим план наших действий.

-Итак, предлагаю вам, ответить на вопросы, чтобы узнать законы волшебной сказки.

Посмотрите на иллюстрации.

- Как вы думаете, с какой целью я предлагаю данные иллюстрации?

Определение сказки, виды сказок

Дети каждая пара получает вопросы

Чтобы ответить на вопросы

Работа над новым понятием

Над каким качеством ученика мы будем работать в паре? Оно важно в паре?

1 вопрос: Какой основной закон волшебной сказки хотел донести до нас художник?

-Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Сформулируем первый закон

- Второй вопрос: Как обычно начинаются сказки?

- Тритий вопрос: Как обычно заканчиваются сказки?

- Как называются части сказки?

- Следующий вопрос: Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?

- Читая сказки, вы обращали на повторы?

- А сколько раз повторяется то или иное действие? Примеры свои…

Следующий вопрос: Что может происходить во время пути?

- Герой всегда отправляется в путешествие, чтобы достичь какой-то цели. Что может произойти во время пути?

-Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос: Что является волшебным в сказке?

Что мы узнали?

Терпение

1.Борьба добра и зла

(вывешивается  на доску)

Зачин, концовка

Начало-действие-конец

2. Построение сказки

Три сестры, три сына, три задачи, 3 раза, 3 дороги.

Волшебные числа.

Герой отгадывает загадки, участвует в битве..

Волшебные события

Волшебные предметы

Признаки волшебной сказки

Закрепление нового понятия

Работа в группах

Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на конкретной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Заполнить таблицу.

Получают таблицы и заполняют примерами из текста

Самопроверка с эталоном учителя

- У кого возникли затруднения при заполнении таблицы

- У кого это задание не вызвало затруднения

Итог урока

Что необходимо сделать, чтобы закончить урок?

- Что нового вы узнали?

- Какую цель вы поставили в начале?

- Достигли ее?

- Как, вы открывали новое знание?

- Вам помогло сегодня такое качество, как терпение? Когда?

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Для чего мы изучали данную тему?

Подвести итог нашей работе.

Законы, признаки волшебной сказки.

Узнать признаки волшебной сказки.

Терпение

Мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам

Домашнее задание

Чтобы проверить насколько вы хорошо усвоили признаки волшебной сказки, дома прочитаете волшебную сказку и заполните такую же таблицу.

Рефлексия

КАРТОЧКИ

Зеленая – означает положительный ответ – да

Желтая – сомнение – не знаю

Розовая  - отрицательный ответ – нет.

Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточку согласия, сомнения и несогласия

- Я знаю, что такое сказка

- Я, знаю законы, по которым строится сказка

- В самостоятельной работе у меня все получится

- Я сегодня был терпелив

- Я доволен своей работой на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: Казахская народная сказка "Три друга"

Открытый урок по литературнрму чтению во 2 классе Раздел "Разноцветная ярморка" Тема" Казахская народная сказка "Три друга". Традиционный урок в классе с детьми с низкими познавательными способностями...

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"

Конспект урока литературного чтения...

Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.

Викторина для детей на знание русских народных сказок....

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)

Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест..

Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест.....