КИМ по литературному чтению 4 класс стартовая
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Стартовая работа по литературному чтению в 4 классе
Задание 1. Прочитай тексты и определи, к какому жанру они относятся.
- Встала красна девица рано,
Встала бела да румяна,
Умылась ясною росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит. ( ) - САША И ПАША 3. Я медведя поймал!
Раз, два, три, четыре, пять…
Надо встать, убрать кровать. – Я медведя поймал!
С Сашей кругом пробежимся - Так веди его сюда!
И юлою покружимся, - Не идет.
Покачаемся тик – так - Так сам иди!
И попрыгаем вот так. – Да он меня не пускает! ( )
Руки, ноги разомнем
И на кухню есть пойдем.
Раз. два, три, четыре, пять.
Кашу надо есть опять.
Хоть не очень любим кашу,
Но ведь в каше - сила наша.
Всю мы кашу доедим,
Никому не отдадим.
И поможем мы бабуле
Чашки вымыть и кастрюли. ( )
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от грузов арбузов развалился кузов.( )
- Вейся ты, вейся, берёзка,
Завивайся, белая.
Что ж тебе, берёзке, не виться?
Чего ж мне с милым не водиться?
Вечор на берёзку, вечор на белую
Сильный дождик поливает,
Белую, зелёную ломает. ( )
- Кто в слове скор, тот в деле редко спор.( )
- Как Иван – дурак дверь стерег.
Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умных, а третий — дурачок.
Стали братья с родителями собираться на работу. Иван-дурак тоже стал собираться — взял сухарей, налил воды в баклажку. Его спрашивают:
— Ты куда собираешься?
— С вами на работу.
— Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, чтобы воры не зашли.
Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил ее на спину и понес. Пришел на пашню. Братья спрашивают. ( )
- — Зачем пришел?
— Я есть захотел.
— Мы же тебе наказывали стеречь дверь.
— Да вот она! ( ) - Купим сыну валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить.( )
-- Среди текстов есть произведения одного жанра?
-- Есть мнение, что 4 и 6 тексты относятся к жанру скороговорка. Приведи доказательства и опровержение этого мнения.
Согласен, потому что … | |
Не согласен, потому что … |
Сравни 3 и 7 тексты. Напиши 3 жанровых отличия и 3 сходства.
3 текст | 7 текст | |
сходство | ||
различия |
-- Придумай и запиши свое произведение такого же жанра, как 1, 3 или 7 текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-- Произведение какого жанра ты придумал? ______________________________________________
-- Подчеркни доказательства в тексте.
Задание 2. Прочитай тексты.
Это утро, радость эта, Послушайте симфонию весны.
Эта мощь и дня и света, Войдите в сад,
Этот синий свод, Когда он расцветает,
Этот крик и вереницы, Где яблони,
Эти стаи , эти птицы. Одетые цветами,
Этот говор вод, В задумчивость свою погружены.
Эти ивы и березы, Прислушайтесь...
Эти капли - эти слезы, Вот начинают скрипки
Этот пух – не лист, На мягких удивительных тонах.
Эти горы, эти долы, О, как они загадочны и зыбки,
Этот зык и свист, Те звуки,
Эти зори без затменья, Что рождаются в цветах!
Этот вздох ночной селенья, А скрипачи...
Эта ночь без сна, Вон сколько их!
Эта мгла и жар постели, Взгляните...
Эта дробь, и эти трели, Они смычками зачертили сад.
Это все – весна! Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат
Афанасий Афанасьевич Фет. Здесь все поет...
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву...
А. Дементьев
-- К какому роду и жанру относятся эти тексты?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-- Что объединяет эти тексты? __________________________________________________________
-- Определи тип построения текста. ______________________________________________________
-- Какое настроение рассказчика выражено в произведениях?
-- Заполни таблицу и не забудь найти подтверждение своим словам в тексте стихотворений. (Выдели нужные строки разным цветом)
«Это утро, радость эта …» | «Послушайте симфонию весны …» | |
Доминирующее настроение | ||
Оттенки настроения | ||
Авторские средства для усиления выразительности |
Задание 3. Прочитай текст.
Как кот сметаны поел.
Жили – были мышки,
Серые пальтишки.
Жил еще кот,
Бархатный живот.
Пошел кот к чулану
Полизать сметану.
Да чулан на задвижке,
А в чулане мышки …
Сидит кот перед дверцей,
Колотится сердце, -
Войти нельзя!
Вот запел кот,
Бархатный живот,
Тоненьким голосишком
Вроде мышки:
«Эй вы, слышь!
Я тоже мышь, -
Больно хочется есть,
Да под дверь не пролезть…
Вымажьте лапы в сметане
Да высуньте под дверку.
Скорей, глухие тетерьки!
Я полижу,
Спасибо скажу …»
Поверили мышки
Коту – плутишке,
Высунули лапки …
А кот цап!...
Со всех лап…
Вытащил за лапки,
Сгреб в охапку
И в рот!
Саша Черный
-- Определи тип построения текста. Приведи доказательства.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-- Что ты узнал о характерах героев стихотворения?
Мыши __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кот __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-- Найди в тексте слова и выражения, которые указывают на отношение рассказчика к героям. Выдели их.
-- Стихотворение Саши Черного очень понравилось детям 2 класса. Они захотели разыграть сценку «Как кот сметаны поел», но не знают как. Помоги ребятам подготовиться к спектаклю.
-- Попробуйте поработать в позиции авторского коллектива – создателя нового текста для постановки на сцене. Сочините продолжение истории Саши Черного.
Идея замысла нового приключения кота и мышей.
Кот и мыши ведут давнишнюю борьбу за чулан. Кот не однажды обманным путем завладевал сметаной, и сегодня настал черед военной хитрости. Мыши решили проучить хитреца, например, вместо сметаны, к которой очень трудно будет пробраться, положить что-то несъедобное. Эта история, в переводе на сценический язык, конечно, будет комедийной. |
Отнесись к своему произведению критично, ответив на следующие вопросы:
-- Удалось ли тебе реализовать предложенный авторский замысел?
-- Получилась твоя история комедийной? Чем можешь это доказать?
-- Какой тип построения текста у тебя получился?
-- Произведение какого рода и жанра у тебя получилось?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист к стартовой работе
Работа в позиции | Умения | Моя оценка | Оценка учителя | Трудности |
Теоретик | Давать определение рода * | |||
Давать определение жанра * | ||||
Называть жанровые сходства и различия | ||||
Знать особенности произведений для постановки на сцене | ||||
Критик | Находить жанровые особенности в тексте | |||
Определять тип построения текста. Приводить доказательства | ||||
Определять тему произведения | ||||
Определять настроение в произведении | ||||
Описать образ героя | ||||
Описать героя в оценке рассказчика | ||||
Находить авторские средства выразительности | ||||
Оценить свою творческую работу по воплощению замысла | ||||
Находить подтверждение своим словам в тексте | ||||
Автор | Подготовить произведение к постановке на сцене | |||
Написать продолжение истории согласно замыслу | ||||
Создавать произведения в заданном жанре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....