КИМ по литературному чтению 3 класс итоговая
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
3 класс
Выполнил(а)____________________________
Задача 1.
- Прочитай загадки и определи, к какому типу относится каждая из них.
1. Лежало одеяло, Мягкое, белое. Солнце напекло, Одеяло утекло. | 2.Он пушистый, серебристый Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. | 3. Бел, да не сахар, Ног нет, а идет. |
4. Белый, как сахар, Пушистый, как вата, Холодный, как лед. Кто я такой? Кто разберет? | 5. Скатерть бела Весь мир одела. | 6. Зимой греет, Весной трет, Летом умирает, Осенью летает. |
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- Ребята на уроке литературы получили задание сочинить загадку через отрицательное сравнение. Познакомься с их произведениями, разгадай и оцени их.
Автор | Загадка | Отгадка (рисунок) | Оценка (с комментариями) |
Ефим | Большие уши, да не заяц, Ноги толсты, но не медведь, Нос длинен, да не комар. | ||
Алла | Не рыба, а плавает, Не лягушка, а прыгает, Не спортсмен, а в мяч играет, Не собака, а людей любит. | ||
Валя | Много цифр, но не книга, Показывают, но не руками, Ходит, но не человек, Будит, но не петух. | ||
Фёдор | Железная рука к потолку приросла. Всех освещает, никому не мешает. | ||
Ирина | Полосатый, но не зебра, Он на пуговку похож! Он на грядке, на картошке, Не боится он Антошки! |
Сочини несколько загадок про некоторые из предложенных предметов:
дуршлаг
туман
улитка
зонт
мобильный телефон
Задача 2.
- Определи, к какому жанру устного народного творчества принадлежит каждое из произведений. Выдели слова, по которым точно можно определить жанры.
1. _____________________________ Энти-бенти, большой ком, В лесу стоял огромный дом. В доме жил один енот, Две коровы, бегемот. Пошли в лес они гулять, Ты сходи их поискать. | 2. _____________________________ Вышло солнце из-за горки. Все проснулись: зайцы в норке, Мыши в дырке и коты. Выходи водить и ты! |
3. _____________________________ Маленький зайка Скачет по дорожке: Скок, скок, скок, скок, Скок, скок, скок, скок. Кто не спит, Кто не ест, На того наскочу, Наскочу, наскочу. Скок! | 4. _____________________________ Бежал ёжик и фырчал. Он фырчал о том, что восемь, Десять лет уже искал. Он искал нору большую, Чтобы можно было жить, Чтобы жить в ней можно было, Жить и сказки говорить. |
5. _____________________________
Сорока, сорока, сорока-белобока, Кашу варила, гостей скликала. Гости услыхали, быть обещали. Гости на двор, кашицу на стол. Этому дала на блюдечке, Этому – на тарелочке, Этому на ложечке, Этому поскребушки, А этому нет ничего! - Зачем дров не пилил, воды не носил? Знай наперед: Здесь водица холодненькая, Здесь – тепленькая, А здесь – горяченькая, А здесь – кипяток, кипяток! | 6. _____________________________
Мы пошли на Птичий рынок, Не купили там мы рыбок, Ни котенка, ни тигренка, Ни лохматого щенка. Не купили попугая, Не купили мы чижа. Я так больше не могу! Купи мне, мама, кенгуру! |
7. _____________________________ Рыбу нечем нам удить. Ты пришел – тебе водить. | 8. _____________________________ Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. |
2.2 Перед вами страничка из «Журнала читательских удовольствий» учеников 3 класса.
Сочинения - побасенки
1.
Данила
Однажды встретились две рыбки.
Одна говорит:
- Ах! Я забыла зонтик.
- Беги, беги скорей – иначе мы промокнем!
2. Маруся
- Марина, купи дрожжи!
- На улице холодно…
- А печенья хочешь?
- А ты уже испекла?
3. Алеша
- Эй, хозяйка! Давай суп из топора варить!
— Вот хорошо!
- Да гуся прихвати!
- А это зачем?
- А то топор не разварится.
4. Саша
- Принеси за меня дрова,
Раздобудь за меня спички,
Растопи за меня печь,
А погреюсь я сам.
5. Андрей
- Ты грушу съел?
- Нет, не я.
- А вкусная была?
- Очень.
6. Оля
- Маша, Дуняша, идите нянчить Наташу!
- Ручки болят!
- Ножки не стоят!
- Идите ягоды есть!
- Побежали наперегонки!
Выступи в позиции Критика. Разработай оценочный лист (укажи в нем критерии оценивания) для сочинения, оцени работы ребят и прокомментируй их.
Ученик | Критерии | Комментарии | ||
- Прочитай забавную историю про Тяпа и Ляпа из сборника «Детские смешилки» в обработке Г.М. Науменко.
Идут по полю братья. Тяп и Ляп. Холодно. На краю поля стоит стог сена. Один другому говорит:
- Давай подпалим и погреемся.
Подпалили. Стоят, греются. В селении увидали пожар. Побежали тушить.
- «Ты смотри!» —говорит Ляп. – Как подпалить, так некому, а как погреться, так все селение бежит.
Набросились на братьев с кулаками жители селения и давай их колотить. Тяп и Ляп бросились убегать. Прибежали к реке.
Тяп и Ляп бросиись убегать. Прибежали к реке. Переплывают они реку. Тяп говорит:
- Не доплыву я, силы кончаются.
- «Да мы ведь оловину переплыли», —говорит ему Ляп.
Через минуту:
- Все, не могу больше.
- Да всего пять метров осталось.
Еще через минуту:
- Ну вот, силы кончились.
- Ладно! Плыви обратно!
Наконец, прибежали они домой. Стали укладываться спать. Тяп говорит:
- Давай поспорим – кто быстрей уснет.
- Пожалуй! – оворит Ляп. – Если ты первый уснешь – скажешь мне, если я первый – скажу тебе.
Тяп и Ляп легли спать. Первым уснул. Тяп и стал сильно храпеть. Ляп его разбудил.
- «Зачем ты меня разбудил?» —спрашивает его Тяп.
- Для того, чтобы ты ослушал, как ты громко храпишь!
Наконец братья уснули.
Ночь. Раздается грохот. Испуганный. Тяп просыпается, спрашивает:
- Братец Ляп, что случилось?
- «Это моя рубашка с печки упала», —говорит Ляп.
- А что так громко?
- Да я из нее вылезти не успел!
Сколько побасёнок «прячется» в этом рассказе? Запиши их, соблюдая законы и структуру этого жанра.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
3.1. Прочитай сказку Э. Киселевой.
Мальчик - Огонёк
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Чтобы у него было две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза.
Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила: «Попадешь в воду – погаснешь».
Огонёк поселился в большом и весёлом доме, подружился с ребятами. Только купаться с товарищами не ходил.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. Видит: мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил … и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку. Выбрался сам. И погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Солнце всё увидело. Направило сильный луч на мальчика – Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём. С таким же добрым сердцем.
Выполни задания:
- В какой пословице выражена главная мысль Автора (отметь)?
🖵 Не зная броду, не суйся в воду.
🖵 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
🖵 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
🖵 Сам погибай, а товарища выручай.
- Определи тип рассказчика в этом тексте. Докажи словами текста.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое (или какие) качество(а) человеческого характера прославляет Автор в этом произведении?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты думаешь, почему Автор наделил своего Героя образом именно Огненной Стихии, а не какой-либо другой (например, Воды, Земли или Воздуха).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Когда учитель на уроке прочитал сказку Э. Киселевой об Огоньке, все ребята молчали, а Сережа сказал:
- Как обидно, что из-за одного нерадивого и непослушного мальчишки, ну, того, который тонул, пострадал такой хороший и добрый Мальчик-Огонёк. Разве это справедливо? Если бы я был Автором, то ни за что «не позволил» бы Хорошему Герою умереть ради... Не очень хорошего…
Что бы ты ответил Сереже?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. От лица главного Героя сказки «Мальчик – Огонёк» напиши мини-сочинение на тему «Что такое настоящая дружба».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
4.1. Прочитай стихотворение В.В. Маяковского.
Тучкины штучки
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди;
Четвертая была – верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – жёлтый жираф.
Отметь ☑ правильный вариант ответа:
- В этом стихотворении поэт рассказывает о…
🖵 детстве
🖵 превращении тучек в разных существ
🖵 летнем пейзаже
- Основной мыслью стихотворения становится мысль о …
🖵 том, как весело смотреть на небо
🖵 том, что в детстве есть место фантазии
🖵 том, что поэт может необычно рассказать о самых обычных явлениях природы
- Каким авторским настроением окрашено стихотворение?
🖵 грустью, нежностью, теплотой
🖵 радостью, иронией, весёлым настроением
🖵 торжественностью
- Какая строка в стихотворении является важной для понимания фантазий поэта, которые рождаются у него при взгляде на небо?
🖵 «Плыли по небу тучки…»
🖵 «Тучки взяли все – и растаяли…»
🖵 «И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось – желтый жираф»
4.2. Ответь на вопросы:
1) С чем сравнивает поэт тучки, плывущие по небу? Солнце?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Какие новые слова (которых нет в русском языке) придумал В.В. Маяковский, чтобы создать необычный образ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какие слова и выражения использует поэт, чтобы «одушевить» тучки и солнце, нарисовать живую картину?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.3. Напиши мини-сочинение на одну из тем (на выбор):
- «Я – мягкое облачко» (от лица Рассказчика Героя)
- «Эти облака похожи на …» (Рассказчик – Повествователь)
- «Высоко в небе» (Рассказчик – Повествователь с плавающей точкой зрения)
- «Грозовая Туча и Легкое облачко» (Разговор двух Героев)
- Своя тема (тип Рассказчика произвольный)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проиллюстрируй свое сочинение.
Оценочный лист к итоговой проверочной работе
3 класс
Умения | № задания | Моя оценка | Оценка учителя |
Работа в позиции «Читателя» | 1.1 2.1 3.1 4.1 | ||
Работа в позиции «Автора» | 1.3 2.3 3.3 4.3 | ||
Работа в позиции «Критика» | 1.2 2.2 | ||
Работа в позиции «Теоретика» | 3.2 4.2 |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....