Литературное чтение, 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по теме "М.Ю. Лермонтов, сказка "Ашик-Кериб""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб" | 24.37 КБ |
М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб" | 841 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О участника Безуглова Дарья Валерьевна
Тема урока Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Класс 4 «А»
Цель урока Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом посредством анализа произведения М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»
Задачи урока 1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)
2. Обогатить словарь учащихся восточными словами
3. Отрабатывать навык выразительного чтения
4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Организационный этап 1-2 мин | -Проверить готовность учащихся к уроку; -Настроить класс на продуктивную работу . | Беседа | -Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. | Проверка готовности учеников к уроку | Регулятивные Осуществлять самоконтроль. | Проявлять организованность и дисциплинированность на уроке. | |||
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний 2-5 мин | -Познакомить с новым материалом. | Индивидуальная работа | Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем. Слайд № 1. Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета. Что вы знаете об этом писателе? Появление схемы: Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры. Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб». Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки? Слайд № 2. Сказки авторские и народные. Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные. К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3. Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Каким было домашнее задание? А проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста. Блиц-опрос | М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»). Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли) Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб» | Доска, интерактивная доска, презентация | Проверка письменных работ на карточках. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы. | Коммуникативные умение слушать другого, выражать свои мысли | Осознавать социальную и практическую значимости учебного материала. | |
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности 2-5 мин | -Мотивировать обучающихся к выполнению учебной деятельности. | Беседа, работа с учебником | Слайды № 6, 7, 8, 9, 10 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки. Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом. Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации. Слайд № 11 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек). Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему? Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери. Может ли это служить ему оправданием? | Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение. | Интерактивная доска, презентация, учебник | Наблюдение за уровнем активности учащихся. | Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения | Коммуникативные Уметь точно выражать свои мысли. Познавательные Уметь строить цепь рассуждений. | Осознавать себя частью коллектива |
Ознакомление с новым материалом 5-6 мин | -Учить осознавать и осмысливать факты и основные идеи изучаемого материала; | Самостоятельная работа и проверка | Сказка «Ашик-Кериб» - восточная сказка. В ней много восточных слов. Задание: составить словарик восточных слов. Слайд № 12-13. Проверка. По очереди читают восточные слова и дают перевод. | Учебник, тетрадь | Наблюдение за уровнем активности учащихся. | Знать основные особенности авторской сказки | Регулятивные выполняют практическую работу с опорой на образец Коммукативные умение слушать другого | Проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия | |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения 20-25 мин | -Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы; | Самостоятельная работа | Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня. Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 14. Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян А теперь покажите путь Ашик-Кериба. 7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Слайд № 15. 1) В какой турецком городе разворачивается действие? Тифлиз 2) Имя главного героя сказки. В переводе «певец». Ашик 3) Что Магуль – Мегери дала купцу, который ехал из Тифлиза? Блюдо 4) Пришел Ашик – Кериб к своей матери, взял на дорогу её …благословения, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо 6)… сумку, оперся на 5)…посох странничий и вышел из города Тифлиза. 7) Турецкая балалайка. Сааз И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 16 | Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно. | Учебник, презентация | Фронтальный | Называть основные события сказочного текста | Регулятивные организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, осуществлять визуальный контроль сложенных деталей, оценивать результат своей деятельности. | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ.). |
Подведение итогов урока 2-3 мин | -Способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях; -Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. | Беседа | - Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки? - Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? - Что главное поняли на уроке? - Чему учит сказка в наше время? - Оцените свою работу на уроке с помощью рук! Домашнее задание По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения. 2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки. | Презентация | Регулятивные учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки Народные Авторские о животных бытовые волшебные о животных бытовые волшебные
Особенности волшебных сказок Троекратность Чудеса Волшебные предметы
Тест Кем был Ашик-Кериб? богатый турок бедный певец великий паша 2. В каком городе жила Магуль-Мегери? Карс Тифлиз Арзерум А Б В В Б А
Тест 3. Кто помог Ашик-Керибу? Куршуд-бек св. Георгий мать 4. Как Ашик вернул матери зрение? сказал волшебные слова намазал глаза комком земли спел свою лучшую песню А Б В А Б В
«Ашик-Кериб» восточная сказка
Герои сказки Положительные Ашик–Кериб Магуль-Мегери Отрицательные Куршуд-бек
Словарик восточных слов Ага – Газель – Оглан – Караван-сарай Минарет – Салям алейкум – Намаз – Сааз – Ашик - господин здесь: красавица, стройная как газель юноша постоялый и торговый дом в городе, на дороге башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву здравствуйте! ежедневное пятикратное моление турецкая балалайка певец
Словарик восточных слов Аллах – Чауши – Ана – Хадерилиаз – Кериб – Рашид – Чапра – Шинды-гёрурсез – Маулям – Бог слуги мать святой Георгий нищий храбрый занавес скоро узнаете создатель
Карта путешествия Ашик-Кериба Тбилиси Карс Эрзурум Эрзинджан
Кроссворд Б Л А Г О С Л О В Е Н И Е А Ш И К Ф З И Т Б Ю Д О П С О Х У М К А С А З
Анализ произведения Название Автор Жанр Тема (о чём?) Герои произведения Главная мысль произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....