Литературное чтение, 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Безуглова Дарья Валерьевна

Урок литературного чтения по теме "М.Ю. Лермонтов, сказка "Ашик-Кериб""

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О участника Безуглова Дарья Валерьевна

Тема урока Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» 

Класс 4 «А»

Цель урока Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом посредством анализа произведения М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»

Задачи урока  1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)

2. Обогатить словарь учащихся восточными словами

3. Отрабатывать навык выразительного чтения

4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный этап

1-2 мин

-Проверить готовность учащихся к уроку;

-Настроить класс на продуктивную работу .

Беседа

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Проверка готовности учеников к уроку

Регулятивные

Осуществлять самоконтроль.

Проявлять организованность и дисциплинированность на уроке.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

2-5 мин

-Познакомить с новым материалом.

Индивидуальная работа

Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем. Слайд № 1.

Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета.

Что вы знаете об этом писателе? Появление схемы:

Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки? Слайд № 2.

Сказки авторские и народные.

Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.

Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?

Каким было домашнее задание?

А проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста.

Блиц-опрос

М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб»

Доска, интерактивная доска, презентация

Проверка письменных работ на карточках. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы.  

Коммуникативные

умение слушать другого, выражать свои мысли

Осознавать социальную и практическую значимости учебного материала.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

2-5 мин

-Мотивировать обучающихся к выполнению учебной деятельности.

Беседа, работа с учебником

Слайды № 6, 7, 8, 9, 10 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.

Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

Слайд № 11 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).

Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?

          Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?

Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

Интерактивная доска, презентация, учебник

Наблюдение за уровнем активности учащихся.

Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения

Коммуникативные

Уметь точно выражать свои мысли.

Познавательные

Уметь строить цепь рассуждений.

Осознавать себя частью коллектива

Ознакомление с новым материалом

5-6 мин

-Учить осознавать и осмысливать факты и основные идеи изучаемого материала;
-Осваивать методы исследования изучаемого материала;

Самостоятельная работа и проверка

Сказка «Ашик-Кериб» - восточная сказка. В ней много восточных слов.

Задание: составить словарик восточных слов. Слайд № 12-13.

Проверка. По очереди читают восточные слова и дают перевод.

Учебник, тетрадь

Наблюдение за уровнем активности учащихся.

Знать основные особенности авторской сказки

Регулятивные

выполняют

практическую

работу с опорой на образец

Коммукативные умение слушать другого

Проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

20-25 мин

-Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы;
-Работать над развитием творческих способностей и исследовательских умений;
-Создать условия для воспитания в обучающимся уверенности в себе, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу.

Самостоятельная работа

Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.

Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 14.

Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.

Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.

Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?

Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян

А теперь покажите путь Ашик-Кериба.

7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Слайд № 15.

1) В какой турецком городе разворачивается действие? Тифлиз

2) Имя главного героя сказки. В переводе «певец». Ашик

3) Что Магуль – Мегери дала купцу, который ехал из Тифлиза? Блюдо

4) Пришел Ашик – Кериб к своей матери, взял на дорогу её …благословения, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо 6)… сумку, оперся на 5)…посох странничий и вышел из города Тифлиза.

7) Турецкая балалайка. Сааз

И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 16

Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

Учебник, презентация

Фронтальный

Называть основные события сказочного текста

Регулятивные организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце,  осуществлять визуальный контроль сложенных деталей, оценивать результат своей деятельности.

Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ.).

Подведение итогов урока

2-3 мин

-Способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях;
-Применить дифференцированный подход.

-Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. 

Беседа

- Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?

- Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?

- Что главное поняли на уроке?

- Чему учит сказка в наше время?

- Оцените свою работу на уроке с помощью рук!

Домашнее задание

По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.

2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.

Презентация

Регулятивные учиться

совместно с учителем и

другими учениками давать

эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Произведения М.Ю.Лермонтова Жанры произведений М.Ю.Лермонтова стихи сказки

Слайд 2

Сказки Народные Авторские о животных бытовые волшебные о животных бытовые волшебные

Слайд 3

Особенности волшебных сказок Троекратность Чудеса Волшебные предметы

Слайд 4

Тест Кем был Ашик-Кериб? богатый турок бедный певец великий паша 2. В каком городе жила Магуль-Мегери? Карс Тифлиз Арзерум А Б В В Б А

Слайд 5

Тест 3. Кто помог Ашик-Керибу? Куршуд-бек св. Георгий мать 4. Как Ашик вернул матери зрение? сказал волшебные слова намазал глаза комком земли спел свою лучшую песню А Б В А Б В

Слайд 6

«Ашик-Кериб» восточная сказка

Слайд 11

Герои сказки Положительные Ашик–Кериб Магуль-Мегери Отрицательные Куршуд-бек

Слайд 12

Словарик восточных слов Ага – Газель – Оглан – Караван-сарай Минарет – Салям алейкум – Намаз – Сааз – Ашик - господин здесь: красавица, стройная как газель юноша постоялый и торговый дом в городе, на дороге башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву здравствуйте! ежедневное пятикратное моление турецкая балалайка певец

Слайд 13

Словарик восточных слов Аллах – Чауши – Ана – Хадерилиаз – Кериб – Рашид – Чапра – Шинды-гёрурсез – Маулям – Бог слуги мать святой Георгий нищий храбрый занавес скоро узнаете создатель

Слайд 14

Карта путешествия Ашик-Кериба Тбилиси Карс Эрзурум Эрзинджан

Слайд 15

Кроссворд Б Л А Г О С Л О В Е Н И Е А Ш И К Ф З И Т Б Ю Д О П С О Х У М К А С А З

Слайд 16

Анализ произведения Название Автор Жанр Тема (о чём?) Герои произведения Главная мысль произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...