Читательская конференция «Родник души», 3-4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мурасулова Гульнара Батыховна

Читательская конференция  «Родник души», посвещена к 180-летию Ы.Алтынсарина.

 Учащиеся расширят  и углубят знания о творчестве Ы. Алтынсарина,  о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности и нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мурасулова Г.Б.108.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мурасулова  Гульнара  Батыховна,

учитель начальных классов

КГУ «Школа-лицей№27»

г.Нур-Султан

Читательская конференция  «Родник души», 3-4 класс.

Цель: Создание среды для критического мышления по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Задачи и ожидаемые результаты:

1.  Учащиеся расширят  и углубят знания о творчестве Ы. Алтынсарина,  о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности и нравственных качеств: доброты, любви, труда, милосердия.

2. Поймут влияния  жизненных принципов человека и проявят многомерное  мышление и творческие способности в самовыражении .

3. Смогут  проанализировать на основе притч  и  дадут оценку поступкам героев, приведут аргументы и сделают выводы.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Стратегии: чтение с пометами,кластер, многоуровневые вопросы для совместного обсуждения, синквейн, эссе, авторский стул.

Оборудование : текстовый материал для индивидуального чтения , пословицы и высказывания  о книге и чтении, наглядный материал, слайдовая презентация, аудио записи, раздаточный материал - разрезные  карточки, таблицы, листы  для  работы в группе.

Ход занятия:

 Организационно-мотивационный этап.

Приветствие:

 - Мы приветствуем вас на нашей читательской конференции 3и 4 классов.

Настрой на работу в группах. Танцевальный «Бодрячок» -музыкальный клип для поднятия настроения и физической зарядки.

I. Побуждение- Актуализация знаний.

1.Чтение учителем притчи.

– Как называется жанр, цель которого поучения?

        Жил в одной стране мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его города. Но был в том городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая  в руках моих бабочка – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мёртвая, то я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда и поймут, кто из нас умнее.»  Так и случилось. Он поймал бабочку, и пошёл с ней к мудрецу и спросил: « Скажи, о мудрейший, какая  в руках моих бабочка – живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в руках твоих …»

- Как вы поняли его слова? Важно всё , что ты делаешь. Человек ответственен за то, что он делает.

-А что сегодня у вас в руках поможет понять себя и других?  Книги.

- Скажите что это за жанр?  Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.

2.Объявление темы. Целеполагание.

 - Какие цели поставите перед собой?

II. Реализация-осмысление и исследование темы.

1)Знакомство учащихся с биографией.

-  «Чтение с пометами» - каждой группе дан текст для чтения.

-  Обсуждение о прочитанном в группах.

Составление кластера- учащиеся  записывают особые характеристики, которые свойственны этому человеку.

Ыбырай Алтынсаринhttp://ponimai.su/public/album_photo/1f/11/110e_e54c.jpg?c=7160

2) Слайдовая презентация- слово учителю.

 Много светлых умов-мудрецы,философы во все времена размышляло о сущности нравственности, стараясь понять смысл человеческого существования и счастья, мотивов поведения и поступков человека. указывают путь к истинному счастью. Из поколения в поколение  мудрость жизни познавали и делились писатели, поэты. К их числу относится и казахский просветитель-педагог второй половины XIX века Ыбрай Алтынсарин (1841 -1889). Он писал притчи, небольшие произведения, в которых  говорится о пользе знания и воспитания. (Показ слайдов-фото первых учебников, первые школы, с учениками, музеи, памятник).

Мысли о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности — главная тема творчества Ы. Алтынсарина.

3) Индивидуальная работа. Чтение  учащимися про себя.

Притчи в группах: «Чистый родник», «Щедрый человек», «Умный мальчик», «Бережливость и скупость», «Счастливый человек».

«Вдумчивый читатель»- Установка строгих правил при чтении

- Читать всё отведенное время                       - не отвлекаться и не беспокоить других

- Каждый должен читать                             - читай и думай

- Соблюдать тишину                            - бережное отношение

- обязательно дочитать книгу

4) Реакция на прочитанное. Вопросы для обсуждения в группах. Ответ спикера.

– Как вы поняли, в чем смысл этой притчи?

- Над чем же заставляет нас задуматься притча?

- Кому бы ты посоветовал её прочитать?

-Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эти притчи?- фронтальный вопрос.

5)- Дайте определение понятию «Человек» в форме «Синквейна»-письмо на ладошках.

- Что для человека важно в жизни?

Алгоритм составления «Синквейна»-пятистишие:

1.Записать существительное «Человек» (тема)

2.Записать два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3.Записать три слова, которые будут выражать действия данного понятия.

4.Записать предложение – высказывание, ваше отношение к этому понятию.

5. Записать синоним к данному слову (ассоциация).

Обсуждение своих “Пятистиший ” в паре, в группе, чтение спикером лучших работ.

«Древо жизни человека»- ладошки-листики расположить на макете.

Сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая посвящена человеку. Главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому-то мы действуем разумно!

III. Рефлексия.

1) А что питает «Древо жизни человека»-? Родник… души.

- Чтобы дерево зацвело, мы посадим цветы любви-сердечки.

- Напишите  эссе: своё пожелание-обращение к людям (на сердечках,3-4 предложения),которые отражает, то как человек должен относится к жизни.
2)«Авторский стул»-презентация эссе, расположить цветы-сердечки на макете «Древо жизни человека»

3)Заключительное слово учителя.

Пусть у вас все эти пожелания сохранятся, развивайте их, идите по жизни, не забывая жизненные принципы, с которыми вас познакомил Ы.Алтынсарин. Он был настоящим патриотом своей Родины. Его любовь к казахскому народу была беспредельна. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным. «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…» — называли Ы.Алтынсарина

-Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами Ы.Алтынсарина 

То, что сделать не могли 
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

Все участники конференции получают подарок-открытку с пожеланием- Нагрудный знак «Ыбрай Алтынсарин».

C:\Users\user\Desktop\Ibrayi_Altinsarin_Znak.jpg

Цель жизни- стать человеком, найти своё призвание.

Человек, как звезда рождается

Средь неясной,

 Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком Земля нетленная

Человек, как звезда, рождается-

Чтоб светлее стала Вселенная.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Урок читательских удовольствий по теме весна. 4 класс

Урок читательских удовольствий по теме весна. Этот урок включает в  себя звуки весны (музыкальные композиции из альбома "Времена года" П.И.Чайковского), стихи о весне русских поэтов, загадки, пос...

Воспитательный час на тему: «Красота души человеческой»( 4 класс).

Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя 4 классов. Ведь поступок это реальное действие. Намерения и недостойные поступки. Что помогает избегать ошибок, негативных последствий по...

Коррекционное занятие "Душа слова" 4 класс

Данное занятие будет полезно учителям, работающим в классах КРО....

Мелодия душа музыки 1 класс

Класс: 1 «Г»Предмет: МузыкаТема урока: " Мелодия- душа музыки "Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной куль...

Технологическая карта урока по музыке " Мелодия - душа музыки" ( 3 класс)

Тема: «Мелодия- душа музыки» Цели деятельности учителя: сформировать представление учащихся о мелодии, как о выразительном носителе музыкальной мысли. Планируемые результатыПредм...