КВН по басням И,А,Крылова
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс)

Понамарева Тамара Николаевна

Нам с ребятами очень нравится проектныя деятельность. Мы любую тему можем разработать в увлекательный проект. Басни -не исключение. КВН -костюмированный,красочный,веселый итоговый продукт среднесрочного УПП(учебно-познавателнного проекта) "Мы любим басни!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_basnyam_i.docx268.59 КБ

Предварительный просмотр:

             Обобщение  по теме в форме      

КВН по басням И.А. Крылова

«В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»».

Учитель высш. категории

МБОУ СОШ №43

Г. Владикавказа

Понамарева Т.Н.

КВН по басням И.А. Крылова

«В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!»».

Цель:

обобщить изученное о баснях И.А. Крылова.

Задачи:

  •  выяснить, насколько серьёзно усвоен материал;
  •  углубить нравственное воздействие басен на учащихся;
  •  продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам,
  • находить мораль в произведении;
  • научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления;
  • активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся;
  • развивать память, внимание;
  •  воспитывать интерес к чтению.

  Форма работы: групповая работа, КВН

Методика: ассоциированный ряд,  инсценирование,  метод перепутанных букв, пятистишие, эссе, кроссворды…

Оборудование:

 портрет И.А. Крылова, распечатанный эпиграф :

 «Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

 Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим все сильней.» (М.Исаковский)

Выставка книг с баснями, иллюстрации к басням, поделки из подручного материала, рисунки детей, интерактивный кроссворд,презентации по теме, м/ф «Стрекоза и муравей» , «волшебный цветок», магнитофонная запись – сопровождение конкурсов КВН.

                                                           Ход занятия

  • Звучат позывные КВН

I. Учитель :  Дорогие друзья, уже раздались всем знакомые позывные любимой игры, и это значит: «Мы начинаем КВН...» КВН по басням Ивана Андреевича Крылова.

Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри: родители, учителя). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть, так сказать, своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.

В КВН участвуют 2 команды: «Крыловцы»  и  «Бременские музыканты». Остальные ребята – болельщики, они будут помогать той команде, за которую болеют. Встречаем игроков!

(Выходят команды и выстраиваются напротив друг друга)

Учитель : Команды, поприветствуйте друг друга.

Приветствие команд

Задание 1.  Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. -А знаете ли вы, где он родился ?  (в Москве)

 -А где прошли его детские годы? (на Урале и в Твери).

-Что еще можете рассказать о баснописце? (Из – за тяжелого материального положения И. А. Крылов вынужден был работать с 14 лет. Он написал около 200 басен…)

Задание 2:  Кто из вас может мне их назвать?(называют по очереди до последнего названия)

 («Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар», «Лебедь, Рак и Щука», «Лиса и виноград» и т.д.)

Задание 3:

- А кто из вас может сказать, что такое басня?

- Чем она отличается от стихотворения? ( Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни обязательна мораль.)

                                                                                                                           

Объясните:

        аллегория

                            ирония

        басня        мораль

-Кто еще писал басни?  Кто стоял у истоков?

II.   На доске цветок с шестью разноцветными лепестками. На них цифры с номерами заданий. Эти же цифры на лепестках на столе. Уже с объяснением задания.

Жеребьевка. Капитаны подходят к жюри и вытягивают фишку с номером. Команда  , у которой фишка с №1 , получает право выбрать первый лепесток-первое задание.

Задание1.  А сейчас начинаем конкурс на «Лучшего знатока басен Крылова». Попробуйте продолжить отрывок из басни:

  • На ту беду… (лиса близёхонько бежала);

Вдруг…(сырный дух Лису остановил).

  • Ты виноват уж тем,…..(что хочется мне кушать.)

Сказал…(и в темный лес Ягненка уволок).

  • Мартышка тут с досады и печали

О камень…( так хватила их.

Что только брызги засверкали).

  • Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает; …/Стрекоза уж не поет.

  • Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши слона…/ну на него метаться.

  • Однажды Лебедь, Рак и Щука…

/Везти с поклажей воз взялись…

• «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».

• «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».

• «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».

• «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».

• «Ты сер.../ а я, приятель, сед...».

• «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».

• «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!

• «А Васька.../ слушает да ест».

• «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».

• «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».

• «Усильного.../всегда бессильный виноват».

• «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».

• «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».

• «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».

• «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Задание 2.  

Кроссворд

        

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)

 2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)

 3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)

 4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)

 5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)

 6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)

 7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)

 8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,

 Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

Задание3.    «Составь басню»

Команды получают карточки с «разрезанной « фразой.

А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»

Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»

А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»

Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»

Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»

Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»

А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»

Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»

Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»

Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»

Задание 4:

Конкурс капитанов.   Конкурс «Кто так говорил?»

1. «Голубушка, как хороша!

 Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)

2. «Все про очки мне лишь налгали;

 А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. «Кумушка, мне странно это:

 Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

4. «Друзья! К чему весь этот шум?

 Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)

5. «Погодите! Как музыке идти?

 Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)

6. «Соседка, перестань срамиться,-

 Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)

7. «Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?

 Вот отдохнуть и нам пора настала!» (Мышь, «Мышь и Крыса»)

8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!

 Не провели бы так меня:  За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)

Задание 5. Просмотр  м/ф «Стрекоза и муравей»

Экспромт. Инсценирование басни «Стрекоза и муравей».

На столах разложены детали костюмов главных героев.

Задание 6:   Конкурс «Объясни «крылатые»  слова»

  • Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.  (  «Свинья под дубом»)

  • У сильного всегда бессильный виноват.   ( «Волк и Ягненок»)
  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.   ( «Лебедь, Рак)

  • Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. Да только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок

 ( «Ворона и Лисица»)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Конкурс рисунков
  2. Конкурс поделок
  3. Конкурс тематической  папки

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

     ОЧКИ.

1.Приветствие: -5 б.

2. Задания 1, 3, 4, 6  (по 1 – правильный ответ; 0,5– допущена неточность).

3. Задания : 2, 5- 5 б.

Домашнее задание:

 Конкурс рисунков: 3 (за каждый рисунок).

Конкурс поделок: 5 б. (за каждую поделку).                                                                         Папка по содержанию- 10 б.

Таблица для членов жюри

Команда

Биография Крылова

Названия басен

О баснях и баснописцах

«Лучшего знатока басен Крылова».

       Кроссворд

.    «Составь басню»

Конкурс капитанов.

Инсценирование басни

«Крылатые»  слова»

          Рисунки

           Поделки

           Папка

              Итоги

«Крыловцы»

«Бременские музыканты»

«Лучший эрудит»:    (ФИ детей)

«Лучший знаток басен»:

«Лучший чтец»:

«Лучшая папка»:

«Лучшая поделка»:

«Лучший актер»:

Примечания:

Член жюри:_____________/фио______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.Цель:  Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»Задачи: - Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (а...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.КрыловаТехнологическая карта урока с УУДКроссворд...