Урок литературного чтения
презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс)
В данном конспекте тема урока раскрывается в трех видах искусства: литературе, музыке и живописи. Ярко выражена межпредметная связь с музыкой, изобразительным искусством, окружающим миром. Есть презентация к уроку, музыкальное оформление (МР3 мелодии известных композиторов).
Тема: Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злиться».
Цели
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; формировать навыки осознанного выразительного чтения, навыки анализа поэтического произведения (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение), обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать речь, воображение, чувства прекрасного на примерах произведений поэтов, художников и композиторов.
Воспитывающие: воспитывать чувство красоты слова, любовь к поэзии, музыке, искусству, интерес к личности поэта; читательскую активность; любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.doc (80.5 КБ) | 80.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_literaturnoe_chtenie_2_klass.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злиться».
Цели
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; формировать навыки осознанного выразительного чтения, навыки анализа поэтического произведения (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение), обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать речь, воображение, чувства прекрасного на примерах произведений поэтов, художников и композиторов.
Воспитывающие: воспитывать чувство красоты слова, любовь к поэзии, музыке, искусству, интерес к личности поэта; читательскую активность; любовь и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение»; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цели, выполнять учебные действия в практической мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать ее по критериям.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах, в группе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, листы с заданиями для учащихся, компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация к уроку, репродукции картины И. Левитана, «Весна – Большая вода», аудиозапись произведений Ф.Шопена «Весенний вальс», П. И. Чайковского «Времена года. Весна », «Времена года. Февраль», С.Соснина «Солнечная капель».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Педагогические технологии: игровая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества (работа в группе, в паре), здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература, природоведение.
« В ней есть душа, в ней свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I. Организационный этап
Психологический позитивный настрой (слайд 2)
Игра «Нарисуй настроение»
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим частичку своего тепла.
- А теперь попробуйте нарисовать свое настроение, изобразите его на бумаге.
- Я желаю всем вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и дня. (Учитель вывешивает на доске рисунки детей). Пусть эти смайлики улыбаются нам и помогают учиться.
II. Актуализация знаний
- Произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Весна! Весна! И все ей радо!») (слайд 3)
- Как называются писатели, которые пишут стихотворения? (Поэты)
- Как по-другому называют стихотворения? (Поэзия)
- Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам прослушать музыкальную композицию «Солнечная капель» Степана Соснина и разгадать загадки.
- Понравилась песня? О чем поется в песне?
- А теперь разгадайте загадки
* Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…(Весна)
* Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает…(Подснежник)
* Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц…(Март)
* Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел…(Апрель)
* Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет.
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает…(Май)
2. Беседа
- О чем загадки? (о весне)
- Какое сейчас время года? (весна)
- Какое время года было до весны? (зима)
- Назовите весенние месяцы.
3. Находим ассоциации к слову весна
- Давайте хором произнесем слово «Весна». Какое красивое, нежное слово.
Закроем глаза и под музыку «Солнечная капель» представим весну. Какая она? Что вы представили, какую картину увидели? (Дети называют слова, учитель записывает их напротив каждой стрелочки вокруг слова весна).
Весна – птицы, солнце, тепло, тает снег, цветет подснежник, поют птицы, бегут ручьи, набухают почки…
- Рассмотрите картинки. Что на них изображено? (природа) Какое время года? (зима, весна) (слайд 4)
- О чем мы будем говорить на уроке? (о природе, о зиме, о весне)
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока
(слайд 5)
(Учащиеся самостоятельно называют тему урока, формулируют цели.)
- Тема нашего урока «Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится».
- Эпиграф нашего урока: «В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Ф.И.Тютчев
- Как вы думаете, о чем эти строки?
- На уроке мы с вами попробуем доказать, что эти строки о природе.
( Учитель объявляет цели урока.)
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Словарная работа (слайды 6, 7) (работа в группах, ученики самостоятельно дают объяснение словам, затем смотрят на слайд и анализируют свои ответы)
- Попробуйте объяснить значение новых слов:
Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.
Капель – падание с крыш, деревьев тающего снега каплями.
Композитор – музыкант, создатель музыкальных произведений.
2. Знакомство с биографией писателя (Слайды 8, 9, портрет Ф.И.Тютчева и краткая биография)
3. Работа со стихотворением. Анализ лирического произведения
(слайд 10)
Чтение вопросов к стихотворению (слайд 17)
- Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, предлагаю ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока
а) Чтение стихотворения учителем
б) Беседа по первым впечатлениям
- Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
V. Первичная проверка понимания
в) Словарная работа. (работа в парах, сильные учащиеся работают самостоятельно) Игра «Найди пару» (слайд 11)
- Для того чтобы лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Для этого вам нужно попытаться найти пару каждому слову.
карточка
хлопочет взбесилась трезвон пуще наперекор нудит | разозлилась еще больше вопреки заниматься чем-то звон церковных колоколов в особых торжественных случаях вынуждает, гонит |
Слайд (12) « Проверь себя!»
Хлопочет – заниматься чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Наперекор – вопреки
Пуще – еще больше
Трезвон – звон церковных колоколов в особых торжественных случаях
Нудит – вынуждает, гонит
г) Повторное чтение и анализ лирического произведения
- Еще раз прочитаем стихотворение, понаблюдаем за картинами природы, которые рисует автор, с помощью слов и попробуем увидеть краски природы и услышать ее звуки.
- О каких временах года говорится в стихотворении? (о зиме и весне)
- Прочтите 1 строфу и скажите, почему зима разозлилась? (Потому что, она поняла, что ее время прошло и вот-вот наступит весна).
- Найдите строки, в которых об этом говорится. (Весна в окно стучится и гонит со двора)
- Как вы понимаете эти строчки?
- С каким настроением их можно прочитать? (радостно…)
- Прочитайте 2-ую строфу.
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? (веселье, оживление)
- «И все засуетилось, все нудит зиму вон» - как вы понимаете это выражение? (Природа пробуждается после зимнего сна: тает снег, побежали ручейки, ярче светит солнце, шумными стаями весело летают птицы, зашелестел ветерок).
- Как вы понимаете вторую строку: «Все нудит зиму вон»? (заставляет зиму уйти, вынуждает, гонит).
- Какие птицы в стихотворении первыми встречают весну? (жаворонки)
- Почему не грачи или скворцы, а именно, жаворонки? (наверное, потому что они красиво поют).
- Как жаворонки радуются приходу весны? (подняли трезвон – радостный, торжественный звон колоколов).
Физкультминутка
Выполнение простых танцевальных движений под мелодию «Весенний вальс» Ф.Шопена (слайд 13)
д) Самостоятельное чтение стихотворения (слайд 14)
- Прочитайте три последних четверостишия самостоятельно.
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Сразу ли ушла зима? (нет). Что же она делает? (хлопочет, ворчит).
- А как ведет себя весна? (в глаза хохочет, и шумит сильнее – пуще).
- Обратите внимание на то, что поэт изображает Зиму и Весну как живых существ.
е) Работа в группах (слайд 15)
- Еще раз самостоятельно прочитайте все стихотворение.
I гр. Выпишите слова, которые показывают действия Зимы.
II гр. Выпишите слова, которые показывают действия Весны.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия? (что делает?).
Слайд 15 «Проверь себя!»
Весна Зима
хохочет хлопочет
шумит ворчит
умылася взбесилась
румяней стала пустила
стучится злится
- Какие слова использует автор для описания Зимы? (злые, недоброжелательные)
- А для описания Весны? (добрые, ласковые)
- Как Ф.И.Тютчев называет Зиму? («Ведьма злая»).
- А Весну? («Прекрасное дитя»).
- Как автор относится к Зиме, Весне?
- А кто нравится вам?
3. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Февраль», «Времена года. Весна» (слайд 7)
- Сейчас мы прослушаем две пьесы композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Представим, как в музыке можно нарисовать переход времени года от зимы к весне, попытаемся увидеть и услышать «борьбу» зимы и весны.
- Прозвучали две пьесы. Какое у вас было настроение, когда слушали первую пьесу, вторую пьесу?
- Что общего между стихотворением и пьесами? (в них показывается, как весна сменяет зиму).
4. Беседа о художнике и его картине (слайд 16)
- О природе можно писать не только стихотворение и музыку. Можно написать картину.
- Как вы думаете, кто рисует картины? (художники).
- Правильно, картины рисуют мастера изобразительного искусства – художники.
- Эту картину написал известный художник Исаак Ильич Левитан. Как вы думаете, как она называется?
- Картина называется «Весна – Большая вода».
- Какое время года изображено на картине? (Весна).
- Начало, середина или конец весны? (начало).
- Как вы догадались? Почему вокруг много воды? (тает снег).
- Это называется половодье.
- Какие деревья изображены на картине? (березы). Какие они на картине, опишите их (молодые березки с тонкими изогнутыми стволами, они стоят в воде).
- Что вам напоминает вода, на что она похожа? (на зеркало).
- Почему? (Вода, как зеркало, она отражает в себе небо, деревья).
- Какое настроение вызывает у вас просмотр картины?
VI. Первичное закрепление
- Работа над эпиграфом урока. Беседа (слайд 5)
- Вернемся к эпиграфу, прекрасным словам Ф. Тютчева.
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
- Как вы уже говорили, эти прекрасные строки о природе.
- Сегодня на уроке мы увидели картины весенней природы в искусстве. Вы догадались, в каких видах искусства? (Музыке, литературе и живописи)
- Как вы понимаете выражение «В ней есть душа…»?
- Попробуйте объяснить и доказать, что у природы есть душа, что она действительно живая.
- В стихотворении мы наблюдаем, как весна борется с зимой. Можно сказать, что природа живая и у нее есть душа. Весной все вокруг оживает: тает снег, бегут ручьи, дует ветерок, радуются птицы…
- Как вы понимаете выражение «В ней есть свобода…»?
- Природа не имеет границ, она повсюду. Она свободна, как птица.
- Как вы понимаете выражение «В ней есть любовь…»?
- Неописуемой красоты пейзажи в разное время года заставляют нас постоянно любоваться ими. Нельзя не любить природу, ведь она помогает нам жить: мы дышим воздухом, греемся солнечным теплом…
- Как вы понимаете выражение «В ней есть язык…»?
- Мы знаем, что у природы есть душа. А так как есть душа, значит, есть и язык. Природа говорит стихами поэтов, картинами художников и музыкой композиторов.
- Но для того, чтобы увидеть в природе душу, язык, свободу и любовь, необходимо чувствовать ее, понимать, видеть в ней все самое прекрасное, одним словом – любить. И, конечно, беречь ее и приумножать!
- Конкурс чтецов
Выразительное чтение стихотворения по группам
- Какие правила выразительного чтения вы знаете?
- Попробуйте прочитать стихотворение с такой интонацией, с таким настроением, которое хотел передать, показать, объяснить нам автор.
3. Ответьте на вопросы (слайд 17)
VI. Итог урока, рефлексия Самооценка результатов деятельности
(слайд 18)
- Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет?
- Достигли мы поставленной цели? Почему?
- Понравилось стихотворение? Чем?
- Как нужно относиться к природе?
VII. Информация о домашнем задании (слайд 19)
На выбор: выучи или выразительно прочитай стихотворение.
Всем: нарисуй рисунок к стихотворению.
Молодцы! (слайд 20) звучит песня С.Соснина «Солнечная капель»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....