Рабочая программа Литературное чтение 4кл "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, КТП, содержание учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpktp_4_kl_literaturnoe_chtenie.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 31.01.2012) для 1-4 классов

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об - образовании)от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом  Министерства образования РФ от 06.10.2009 г.№ 373(п.19.5);

- Федерального образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденным приказом Министерства образования РФот 17.12.2010г.№ 1897 (п.18.2.2);

.ФГОС начального общего образования второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012г. №1060 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 345  от 28.12.2018 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48;

- Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

-Авторские программы В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Обучение грамоте» и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение»: (УМК «Школа России») для 1 – 4 классы, Москва «Просвещение» 2014 год.

-Образовательной программы МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области

-Учебного плана МКОУ «Ореховская СШ» Одесского муниципального района Омской области на 2019-2020 учебный год

                                 Количество учебных часов

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе составит 105 часов.

Ресурсное обеспечение программы

1. Литературное чтение.  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М. В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина учебник для общеобразовательных организаций. 4класс.   М.: Просвещение. 2019 г

2. КИМ  «Литературное чтение»  4класс.  авт.-сост.  М.В. Бойкина –.   М.: Просвещение. 2018г.

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации, ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовом умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного "опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

•        обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

-        развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания прошений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по держанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-        работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Требования к уровню подготовки

К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Четвероклассники НАУЧАТСЯ:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочимого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основам действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать,  о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного знания.
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте костные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

-        использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • -делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;

-        расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного

произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. 

                                         Тематический план

п/п

Раздел, тема

Примерная программа

Рабочая программа

1

Вводный урок.

1

1

2

Летописи, былины, жития.

11

9

3

Чудесный мир классики.

22

19

4

Поэтическая тетрадь.

12

9

5

Литературные сказки.

16

10

6

Делу время – потехе час.

9

6

7

Страна детства.

8

7

8

Поэтическая тетрадь.

5

5

9

Природа и мы.

12

9

10

Поэтическая тетрадь.

8

6

11

Родина.

8

6

12

Страна Фантазия.

7

5

13.

Зарубежная литература.

15

10

14.

Резерв

2

-5

Итого:

136

105

График проведения проверочных и контрольных работ

Период

обучения

Тест

Контрольная работа

Проверка

навыка чтения

Диагностическая работа

1 четверть

2

1

2

1

2 четверть

1

2

1

1

3 четверть

2

5

1

              -

4 четверть

          -

3

1

1

Итого:

5

11

5

3

Контрольно-измерительные материалы

урока

Вид работы

Тема

2

Стартовая диагностическая работа

Констатирующая диагностика

10

Тест № 1

Летописи, былины, жития

12

Проверка навыка чтения

Входная диагностика

32

Тест № 2

Чудесный мир классики

33

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

34

Контрольная работа № 1

Чудесный мир классики

44

Тест № 3

Чудесный мир классики

45

Контрольная работа № 2

Поэтическая тетрадь

59

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика

(за 1 полугодие)

60

Проверка навыка чтения

Констатирующая диагностика

(за 1 полугодие)

61

Контрольная работа № 3

Литературные сказки

71

Контрольная работа № 4

Делу время - потехе час

78

Тест № 4

Страна детства

79

Контрольная работа № 5

Страна детства

84

Контрольная работа № 6

Поэтическая тетрадь

94

Тест № 5

Природа и мы

96

Контрольная работа № 7

Природа и мы

102

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

104

Контрольная работа № 8

Поэтическая тетрадь

112

Контрольная работа № 9

Родина

119

Контрольная работа № 10

Страна Фантазия

130

Проверка навыка чтения

Итоговая диагностика

131

Итоговая диагностическая работа

Итоговая 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

                        Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и

Перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

                    Нормы оценок по технике чтения в 1-4 классах

«5»

«4»

«3»

«2»

1 класс

1 полугодие

-

-

-

-

2 полугодие

30-35 слов

25-30 слов

20-25 слов

Ниже 20 слов

2 класс

1 полугодие

35-40 слов

30-35 слов

25-30 слов

Ниже 25 слов

2 полугодие

50 и выше слов

45-50 слов

35-45слов

Ниже 35 слов

3 класс

1 полугодие

61-70 слов

56-60 слов

50-55 слов

Ниже 50 слов

2 полугодие

71-80 слов

66-70 слов

60-65 слов

Ниже 60 слов

4 класс

1 полугодие

81-90 слов

76-80 слов

70-75 слов

Ниже 70 слов

2 полугодие

91-100 слов

86-90 слов

80-85 слов

Ниже 80 слов

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь

1

Летописи, былины, жития (10 ч)

2

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

3

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

1

4

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри

1

8

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского

1

9

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин

1

10

Проект «Календарь исторических событий»

1

11

Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития «Самые интересные книги прочитанные летом»

1

Чудесный мир классики (17 ч)

12

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

1

13

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

14

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

15

А.С. Пушкин «Няне».

1

16

А.С. Пушкин «Туча».

1

17

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

1

18

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

19

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

20

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство».

1

23

Л.Н.Толстой. «Детство».

1

24

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»

1

25

А.П. Чехов «Мальчики».

1

26

А.П. Чехов «Мальчики».  

1

27

Обобщающий урок по разделу  «Чудесный мир классики».

1

28

Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

    Поэтическая тетрадь (11 ч)

29

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».  Прогнозирование содержания.

1

30

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1

31

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

1

32

А.А. Фет «Весенний дождь».

1

33

А.А. Фет «Бабочка».

1

34

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

1

35

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

36

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

1

37

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1

38

И.А. Бунин «Листопад».

1

39

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

  Литературные сказки (11 ч)

40

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» .

1

41

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

42

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

43

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

44

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

45

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

46

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

47

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

48

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

49

Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки»

1

50

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

 Делу время – потехе час (7 ч)

51

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час»

1

52

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

53

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

54

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

55

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

56

Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час»

1

57

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

   Страна детства (5 ч)

58

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

59

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

60

М.М. Зощенко «Елка»

1

61

Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»

1

62

Проверочная работа по разделу «Страна детства»

1

Поэтическая тетрадь (5 ч)

63

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

1

64

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».  

1

65

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

66

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».  

1

67

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Природа и мы (8 ч)

68

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

1

69

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

70

А.И. Куприн «Барбос и Жулька

1

71

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

72

Е.И. Чарушин «Кабан»..

1

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

75

Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

Проект «Природа и мы».

1

Поэтическая тетрадь-7ч.

76

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

1

77

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

78

С.А. Клычков «Весна в лесу»..

1

4 четверть — 24ч.

79

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

80

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

81

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

82

Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь».  Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

   Родина ( 7 часов)

83

Знакомство с названием раздела «Родина»

1

84

И.С. Никитин «Русь».

1

85

С.Д. Дрожжин «Родине».

1

86

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1

87

Проект «Они защищали Родину»

1

88

Обобщающий урок по разделу «Родина».

1

89

Проверочная работа по разделу «Родина».

1

Страна Фантазия (5 ч)

90

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».

1

91

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

92

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

93

Обобщающий урок по разделу  « Страна Фантазия»

1

94

Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

Зарубежная литература (8 ч)

95

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

1

96

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

97

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

98

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

100

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

101

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

102

Обобщающий урок по разделу  «Зарубежная литература».

 Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1

103-105

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....

рабочая программа "Школа России"

материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...