ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ткачева Ирина Геннадьевна

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому создаётся иллюзия, что чтение – один из самых лёгких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому создаётся иллюзия, что чтение – один из самых лёгких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении.

Одной из наиболее эффективных в этой области является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста. 

- Что такое технология? (Последовательность этапов работы).

- Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт»).

- Что может быть продуктом чтения? (Понимание смысла прочитанного, которое предполагает вычитывание трех видов текстовой информации: • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). • Подтекстовой (то, что читается "между строк"). • Концептуальной (основная идея текста).

Сквозная цель образования в начальной школе – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Ключевая фраза в этом определении – это "воспитание грамотного, компетентного читателя".

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах работы с текстом.

На 1 этапе работы с текстом до чтения я учу ребят прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам (приём антиципация).

Главная моя задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.

Цель 2 этапа – обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе я использую следующие приёмы: чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение, по ходу может вестись словарная работа; беседа по содержанию текста, выборочное чтение; обсуждение читательских интерпретаций.

На этапе работы с текстом (3 этап) после чтения моей целью является постановка концептуального вопроса к тексту. Далее следуют ответы детей на этот на вопрос и беседа о смысле заглавия, о его связи с темой. Её результатом является понимание авторского смысла произведения. Рассказ о писателе и беседу о его личности рекомендую проводить после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. На этом же этапе выполняем творческие задания. Детям с художественными наклонностями предлагаю иллюстрирование, детям с развитым чувством языка – устное словесное рисование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд. Здесь может быть рассказ о герое, событии, выборочный пересказ, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. На своих уроках я формирую у учащихся способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, оценивать героев произведения, вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением. Учу ребят составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги. Мои ученики сочиняют стихи, сказки, пишут продолжения к прочитанным произведениям. Предлагаю Вам фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по произведению Д.Б. Кедрина «Приглашение на дачу».

Цель урока:

- формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения;

- развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы;

- формировать представления учащихся о поэзии как об особом взгляде на мир.

Начинаю урок с речевой разминки.

  1. Речевая разминка. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома, От такого рёва гром Притаился за бугром. - скороговорку читаем весело, задорно; грустно. - Кто слышал, как гремит гром? Расскажите, какие чувства вы испытали? (испуг, радость, задор, веселье) - Какой приём использован в скороговорке, чтобы передать звуки грома? (звукопись) - Мы, ребята с вами знаем, что Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир; умеет прислушиваться к своим ощущениям; тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков; побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться. 2) Давайте прочитаем название произведения и сделаем предположение, о чём нам будет рассказывать автор. («Приглашение на дачу») Автор будет рассказывать о своих огородных растениях, о том, как он ухаживает за ними, каких результатов добивается, о своих чудо-овощах. - Часто ли вас приглашают на дачу? Поднимите руки, кого приглашали. - Что для вас – дача? ( труд, место отдыха, место общения) - Можем ли мы, не читая, предположить, к какому роду литературы относится произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (эпос, лирика, драма) - Докажите, что это – лирика. (Стихотворная речь – это особым образом устроенная речь. Делится на поэтические строки и строфы. Поэтическая речь образная, напевная, мелодичная. Имеет ритм, чаще всего рифму) - Какую цель ставим перед собой на уроке? (Прочитаем стихотворение, проведем диалог с автором, проверим наши предположения) Читаем – и представляем картины, героев. Читаем – и ставим себя на место героев. Читаем – и переживаем.

 Читаем – участвуем в действии. Читаем – задумываемся над содержанием. Читаем – предполагаем конец истории. Читаем – и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим. Читаем – удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

- Какие задачи читателя ставим перед собой? 1. Представить себе картину, которую нарисовал автор. 2. Понять мысли, чувства, настроение автора. 3. Разгадать загадки авторского мастерства.

- А чтобы проверить и уточнить свои предположения прочитаем стихотворение и проведём «диалог с автором» через текст. Выразительное чтение стихотворения.

 - Какие слова показались вам в тексте незнакомыми? - Словарь. Повеса – молодой человек, проводящий время в проказах, легкомысленных затеях. Пуанты – балетные туфли.

- Куда и когда приглашает автор? (приглашает в город Пушкино – бывшее Царское Село под Петербургом, где Царскосельский лицей закончил А.Пушкин, в лес, недалеко от дачи, завтра, после девяти) - Приглашение на дачу напоминает приглашение куда? (на спектакль, на праздник, на день рождения)

- Оправдались ли наши предположения? (нет)

- Как вы понимаете слово «спектакль»? (Это театральное представление)

- Вас пригласили на спектакль, получите пригласительные билеты.

- А вы знаете, что перед началом спектакля в театре дают программки? Что они содержат? И вы тоже получите такие программки.

- А вот кто занят в спектакле вам нужно будет написать самим. Перечитайте стихотворение (работа в парах).

- Проверяем: замечательный дождик, раскатистый гром, кукушка, мухомор. - Нравится ли вам, как поэт представляет актёров лесного театра?

- Какие приёмы использовал автор? (дождик поэт называет «серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» – метафора; образ грома разворачивается в олицетворении, содержащее ещё и сравнительный оборот; образ мухоморов представляет собой метафору, внутри которой есть также сравнительный оборот)

- Трудно ли лирическому герою убедить друзей приехать? (приезжайте!, призывает не лениться, не упрямиться, пораньше проснуться)

- Судя по всему, дожди идут уже давно и прояснений не предвидится.

- Каким тоном герой разговаривает с друзьями? (напористо, решительно, заранее отсекая их возможные возражения).

 - Можно сказать, что он не очень-то верит в их желание в дождь ехать на дачу.

 - Есть ли в речи лирического героя самоирония, подтрунивание над самим собой, одним словом, есть ли у него чувство юмора? («приезжайте к нам завтра, не позже!» – как будто на дождик можно опоздать; «кукушка снесла в нашей роще яичко, чтоб вас с наступающим счастьем поздравить!» – как будто кукушка специально для гостей снесла яичко и теперь их не приход будет для неё оскорбительным. «Чудесный денёк приготовлен на завтра, И гром обеспечен, и дождик заказан!» - здесь всё очень смешно: и то, что герой сам приготовил для своих друзей чудесный денёк на завтра, и то, насколько этот денёк чудесный: гром с дождём)

- Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения?

- О чём же это стихотворение?

 - Можно ли считать, что это стихотворение не просто приглашение, а рассказ обо всём, что радует поэта на даче, кажется ему очень ценным? Близки ли вам эти чувства?

- Каким представляется вам писатель, который написал это стихотворение?

- Дмитрий Борисович Кедрин был поэтом, журналистом, переводчиком. В своих лирических произведениях он воспевал русскую природу. Жил в Подмосковье. Возможно, стихотворение «Приглашение на дачу» проникнуто чувством любви к своему подмосковному дому.

На уроке ребятам были предложены разного рода творческие задания.

Творческое задание (по группам):

1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 2. Творческое сочинение. («Моя дача»)

 3. Проба поэтического пера. (Я начну, а ты продолжи: Хорошо на даче летом, Все пылает ярким цветом: Вот на грядке лук растет, Синим цветом он цветет.… Хорошо у нас на даче... Только вот ведь незадача: Не нашлось пока и дня, Чтобы не было дождя! Какая удача! Какая удача! Сегодня семьёй мы поедем на дачу! Там речка, там лес, там поляны грибные, И кони пасутся в лугах вороные…)

4. Вспомнить музыкальные произведения, которые созвучны стихотворению.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование УУД.

1. коммуникативные УУД – формировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора);

2. познавательные УУД – извлекать, интерпретировать текстовую информацию;

3. регулятивные УУД – умение работать по алгоритму;

4. личностные результаты – оценочные суждения; развитие эмоций, воображения, личностных качеств.

Ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Считаю, что главное для педагога не точное исполнение пронумерованных действий внутри этапа, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приёмы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...

Использование технологии критического мышлеления на уроках литературного чтения в начальной школе

Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых чи...