ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому создаётся иллюзия, что чтение – один из самых лёгких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельное познание мира. Обучается ему человек уже в дошкольном периоде. Поэтому создаётся иллюзия, что чтение – один из самых лёгких познавательных умений. Однако именно чтение является основной причиной неуспешности в обучении.
Одной из наиболее эффективных в этой области является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.
- Что такое технология? (Последовательность этапов работы).
- Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт»).
- Что может быть продуктом чтения? (Понимание смысла прочитанного, которое предполагает вычитывание трех видов текстовой информации: • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). • Подтекстовой (то, что читается "между строк"). • Концептуальной (основная идея текста).
Сквозная цель образования в начальной школе – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Ключевая фраза в этом определении – это "воспитание грамотного, компетентного читателя".
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах работы с текстом.
На 1 этапе работы с текстом до чтения я учу ребят прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам (приём антиципация).
Главная моя задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.
Цель 2 этапа – обеспечить полноценное восприятие текста.
На этом этапе я использую следующие приёмы: чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение, по ходу может вестись словарная работа; беседа по содержанию текста, выборочное чтение; обсуждение читательских интерпретаций.
На этапе работы с текстом (3 этап) после чтения моей целью является постановка концептуального вопроса к тексту. Далее следуют ответы детей на этот на вопрос и беседа о смысле заглавия, о его связи с темой. Её результатом является понимание авторского смысла произведения. Рассказ о писателе и беседу о его личности рекомендую проводить после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. На этом же этапе выполняем творческие задания. Детям с художественными наклонностями предлагаю иллюстрирование, детям с развитым чувством языка – устное словесное рисование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд. Здесь может быть рассказ о герое, событии, выборочный пересказ, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. На своих уроках я формирую у учащихся способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, оценивать героев произведения, вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением. Учу ребят составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги. Мои ученики сочиняют стихи, сказки, пишут продолжения к прочитанным произведениям. Предлагаю Вам фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по произведению Д.Б. Кедрина «Приглашение на дачу».
Цель урока:
- формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения;
- развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы;
- формировать представления учащихся о поэзии как об особом взгляде на мир.
Начинаю урок с речевой разминки.
- Речевая разминка. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома, От такого рёва гром Притаился за бугром. - скороговорку читаем весело, задорно; грустно. - Кто слышал, как гремит гром? Расскажите, какие чувства вы испытали? (испуг, радость, задор, веселье) - Какой приём использован в скороговорке, чтобы передать звуки грома? (звукопись) - Мы, ребята с вами знаем, что Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир; умеет прислушиваться к своим ощущениям; тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков; побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться. 2) Давайте прочитаем название произведения и сделаем предположение, о чём нам будет рассказывать автор. («Приглашение на дачу») Автор будет рассказывать о своих огородных растениях, о том, как он ухаживает за ними, каких результатов добивается, о своих чудо-овощах. - Часто ли вас приглашают на дачу? Поднимите руки, кого приглашали. - Что для вас – дача? ( труд, место отдыха, место общения) - Можем ли мы, не читая, предположить, к какому роду литературы относится произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (эпос, лирика, драма) - Докажите, что это – лирика. (Стихотворная речь – это особым образом устроенная речь. Делится на поэтические строки и строфы. Поэтическая речь образная, напевная, мелодичная. Имеет ритм, чаще всего рифму) - Какую цель ставим перед собой на уроке? (Прочитаем стихотворение, проведем диалог с автором, проверим наши предположения) Читаем – и представляем картины, героев. Читаем – и ставим себя на место героев. Читаем – и переживаем.
Читаем – участвуем в действии. Читаем – задумываемся над содержанием. Читаем – предполагаем конец истории. Читаем – и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим. Читаем – удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
- Какие задачи читателя ставим перед собой? 1. Представить себе картину, которую нарисовал автор. 2. Понять мысли, чувства, настроение автора. 3. Разгадать загадки авторского мастерства.
- А чтобы проверить и уточнить свои предположения прочитаем стихотворение и проведём «диалог с автором» через текст. Выразительное чтение стихотворения.
- Какие слова показались вам в тексте незнакомыми? - Словарь. Повеса – молодой человек, проводящий время в проказах, легкомысленных затеях. Пуанты – балетные туфли.
- Куда и когда приглашает автор? (приглашает в город Пушкино – бывшее Царское Село под Петербургом, где Царскосельский лицей закончил А.Пушкин, в лес, недалеко от дачи, завтра, после девяти) - Приглашение на дачу напоминает приглашение куда? (на спектакль, на праздник, на день рождения)
- Оправдались ли наши предположения? (нет)
- Как вы понимаете слово «спектакль»? (Это театральное представление)
- Вас пригласили на спектакль, получите пригласительные билеты.
- А вы знаете, что перед началом спектакля в театре дают программки? Что они содержат? И вы тоже получите такие программки.
- А вот кто занят в спектакле вам нужно будет написать самим. Перечитайте стихотворение (работа в парах).
- Проверяем: замечательный дождик, раскатистый гром, кукушка, мухомор. - Нравится ли вам, как поэт представляет актёров лесного театра?
- Какие приёмы использовал автор? (дождик поэт называет «серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» – метафора; образ грома разворачивается в олицетворении, содержащее ещё и сравнительный оборот; образ мухоморов представляет собой метафору, внутри которой есть также сравнительный оборот)
- Трудно ли лирическому герою убедить друзей приехать? (приезжайте!, призывает не лениться, не упрямиться, пораньше проснуться)
- Судя по всему, дожди идут уже давно и прояснений не предвидится.
- Каким тоном герой разговаривает с друзьями? (напористо, решительно, заранее отсекая их возможные возражения).
- Можно сказать, что он не очень-то верит в их желание в дождь ехать на дачу.
- Есть ли в речи лирического героя самоирония, подтрунивание над самим собой, одним словом, есть ли у него чувство юмора? («приезжайте к нам завтра, не позже!» – как будто на дождик можно опоздать; «кукушка снесла в нашей роще яичко, чтоб вас с наступающим счастьем поздравить!» – как будто кукушка специально для гостей снесла яичко и теперь их не приход будет для неё оскорбительным. «Чудесный денёк приготовлен на завтра, И гром обеспечен, и дождик заказан!» - здесь всё очень смешно: и то, что герой сам приготовил для своих друзей чудесный денёк на завтра, и то, насколько этот денёк чудесный: гром с дождём)
- Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения?
- О чём же это стихотворение?
- Можно ли считать, что это стихотворение не просто приглашение, а рассказ обо всём, что радует поэта на даче, кажется ему очень ценным? Близки ли вам эти чувства?
- Каким представляется вам писатель, который написал это стихотворение?
- Дмитрий Борисович Кедрин был поэтом, журналистом, переводчиком. В своих лирических произведениях он воспевал русскую природу. Жил в Подмосковье. Возможно, стихотворение «Приглашение на дачу» проникнуто чувством любви к своему подмосковному дому.
На уроке ребятам были предложены разного рода творческие задания.
Творческое задание (по группам):
1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
2. Творческое сочинение. («Моя дача»)
3. Проба поэтического пера. (Я начну, а ты продолжи: Хорошо на даче летом, Все пылает ярким цветом: Вот на грядке лук растет, Синим цветом он цветет.… Хорошо у нас на даче... Только вот ведь незадача: Не нашлось пока и дня, Чтобы не было дождя! Какая удача! Какая удача! Сегодня семьёй мы поедем на дачу! Там речка, там лес, там поляны грибные, И кони пасутся в лугах вороные…)
4. Вспомнить музыкальные произведения, которые созвучны стихотворению.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование УУД.
1. коммуникативные УУД – формировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора);
2. познавательные УУД – извлекать, интерпретировать текстовую информацию;
3. регулятивные УУД – умение работать по алгоритму;
4. личностные результаты – оценочные суждения; развитие эмоций, воображения, личностных качеств.
Ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Считаю, что главное для педагога не точное исполнение пронумерованных действий внутри этапа, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приёмы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Самоанализ учителя начальных классов Чугуновой С.В. по использованию технологии продуктивного обучения на уроках литературного чтения
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...
Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...
Использование технологии критического мышлеления на уроках литературного чтения в начальной школе
Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых чи...