Использование технологии критического мышлеления на уроках литературного чтения в начальной школе
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей.
Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologiy_kriticheskogo_myshleniya.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
«Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, это сочетание многих умений».
Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким.
Основные стадии технологии:
Технология критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе включает три этапа или стадии.
Это «Вызов - Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме
б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
а) получить новую информацию
б) осмыслить ее;
в) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Стадии и методические приемы технологии развития критического мышления
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии КМ, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).
Стадии и методические приемы технологии развития критического мышления | |||
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
1 .Вызов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает» что ему известно по изученному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы | Составления списка “известной информации”: - рассказ - предположения по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и. т. д. |
Информация, получения на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах . | |||
2. Осмысление содержания | Направлена на сохранение | интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к ’’новому” | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенным учителем активный метод чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах | |||
3. Рефлексия | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы |
j | Организация устных и письменных столов. Организация различных j видов дискуссий. Написание творческих работ. I Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. | ||
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным является и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Приемы технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах
1. Прием «Чтение - суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников).
Например: (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения: главы из рассказа Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» и Корнея Чуковского «Серебряный герб», которые рассказывают о жизни их сверстников. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали о дореволюционной гимназии, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
- Приём «синквейн», В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна:
1. Первая строчка - название темы в одном слове (существительное)
2. Вторая строчка - описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
3. Третья строчка - описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия)
4. Четвёртая строчка - это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
3. Интересный приём - «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Например, чтение главы Б.Житкова из книги «Морские истории». В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
- Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.).
Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным - не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
- Обсуждение названия произведения.
Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то - с событиями своей жизни. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк.
- Остановки.
Учитель, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки - в зависимости от размера текста (размер текста не должен превышать шести страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.
4. Прием «Дерево предсказаний». После первой или второй остановки можно использовать данный прием, вопросы: Что будет дальше? Чем закончится рассказ?
В это время дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты или пословицы, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Можно написать небольшое эссе (маленькое сочинение 5-7 предложений), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом.
- Приём - «Верите ли вы, что...». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
- Прием - «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
- Приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
- Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Например: творческая работа «Словесный «портрет» великого писателя и удивительного человека» по произведению «Учитель из Ясной Поляны».
- К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
- «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Можно эти задания давать на дом.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Этапы работы:
- На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
- Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
- Еще один из приемов - это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, предлагаем им озаглавить смысловые блоки или даем готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
13. Приём « тонких» и «толстых» вопросов эффективно использовать для организации взаимоопроса. В начале урока учащимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по изученной теме.
Тонкие вопросы: | Толстые вопросы: |
Кто..., Что... Когда... Может... Будет... Мог ли... Как звали... Согласны ли вы Верно... | Дайте объяснение почему... Почему вы думаете Почему вы так считаете В чем разница... Предположите, что будет... Что, если.. |
14. Стратегия «Вопросительные слова». В начале урока учащиеся записывают понятия связанные с темой в правую колонку двух-частной таблицы.
В левую - разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). В течение 5-7 минут учащиеся формулируют как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!?
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? | биография учитель писатель человек |
Затем учащиеся обсуждают свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов
15. Приём «верные и неверные утверждения».
Учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
16. Стратегия Инсерт («условные значки»): Данная стратегия способствует постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к «новому». По мере чтения или прослушивания текста учащиеся маркируют его специальными знаками
+ - уже знал, знакомо | - думал иначе, или не согласен; | ! – новое | ? - не понял, есть вопросы |
После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют " таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Уроки литературного чтения способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках литературного чтения, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов».
Выполнила учитель начальных классов МБОУ лицея №15
Болвачева Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...
Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе у детей с ОВЗ
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения....
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
С целью формирования у обучающихся глубокого понимания прочитанного, овладения активными способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...