Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вавилова Анна Валентиновна

Цель урока: познакомить учащихся с басней  И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока:

1)Образовательные:
- Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова.
- учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
- Учить находить мораль басни

-Продолжать формирование навыка чтения.

2)Воспитательные:

-Воспитывать культуру общения

-Формировать умение анализировать произведение.

-Формировать умение правильно отвечать на вопросы.

3)Развивающие:

-Развивать мышление, память.

-Развивать речь во время ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_filippova.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Цель урока: 
познакомить учащихся с басней  И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока:

1)Образовательные:
- Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова.
-
 учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
- Учить находить мораль басни

-Продолжать формирование навыка чтения.

2)Воспитательные:

-Воспитывать культуру общения

-Формировать умение анализировать произведение.

-Формировать умение правильно отвечать на вопросы.

3)Развивающие:

-Развивать мышление, память.

-Развивать речь во время ответа.

Оборудование и материалы:

  • мультфильм к басне;
  • учебник «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 3класс.
  • толковые словари русского языка

Этапы мероприятия

Ход урока:

Примечание:

1. Орг.момент


1 минута

Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Анна Валентиновна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Садитесь на свои места, но только ,чтобы я не услышала.
Сначала первый ряд, второй, третий…молодцы!
Вы уже сели? Я и не заметила!
Проверим как вы готовы к уроку.
Нам понадобятся:  Учебник,  пенал с ручками и карандашами.
Теперь мы готовы к уроку. Повернитесь к своему соседу, посмотрите на него, улыбнитесь и с таким хорошим настроением начнем урок.

Сегодня мы отправимся в гости к дедушке Крылову…

Дети приветствуют учителя, стоя у парт.





Садятся на свои места по рядам.

Проверяют готовность к уроку, достают необходимое для урока.

2. Вводная часть

8 минут

Словарная работа

5 минут

-Что вы знаете о Крылове?
(баснописец)

-Что такое басня?(ответы детей)

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

-Какие басни изучили?

Отгадайте загадки, отгадками будут герои нашей сегодняшней басни:

Рыжая, изящная,

Есть и черно-бурая.

Пышный хвост. Нестрашная,

С хищной всё ж натурою.

(Лиса)


Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!..

Очень важная персона –

Чёрно-серая ...

(Ворона)

-Что означают слова на доске?
(догадки детей)
Посмотрим в словаре.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – 
отвратительный, омерзительный.
Не впрок – 
не на пользу
Взгромоздиться– 
взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – 
очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка 
– хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – 
нежный, добрый..
Вещуньина (голова) – 
от слова вещунья – предсказательница.

Подберите синонимы.

Проговорим эти слова по слогам.

3. Первичное восприятие

6 минут

-Откройте учебник на странице 138 и прочитайте басню самостоятельно.
-Какие герои басни?
-Что хотела ворона, а лисица?
(ответы детей)

-что хотел показать автор?

(Автор показывает недостатки, характерные людям, у героев басни)

- Что запомнилось?
-Кто из героев понравился?

В басне есть вывод – мораль, где дана главная мысль басни. Для чего нужна мораль?

(мораль, учит как стоит поступать, а как нет)

4.
Работа с иллюстрациями.

2 минуты

На доске вывешены иллюстрации басни.

-Художник нарисовал картины к нашей басни, но все перепуталось.
Давайте восстановим.
-Какими красками изображена лиса,какими ворона?
(Эмоциональное восприятие героев через передачу цвета красок)

Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)

Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)

Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).

5. Физ.минутка

1 минута

Встанем, немного отдохнем.

Повторяем за мной.

«Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.»

Дети повторяют движения за учителем.

7. Повторное чтение

5 минут

-Прочитаем басню еще раз теперь самостоятельно жужжащим чтением.

Дети читают басню в слух. (жжужащее чтение)

8. Анализ прочитанно-го

7  минут

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
(потому что это не правда)

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
(лисица хитрая)

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы?
(Обманщицы)

 

Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
(она певчая птица)

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?(он прекрасный)

– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.(   «ангельский быть должен голосок»)

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
(утащить сыр)

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? Лесть и любовь к себе

–Ребята, вы обратили внимание, что в конце басни осутствует мораль? Где же она? ( в начале)

 «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

9. Выразительное чтение по ролям

4  минуты

- Сейчас будем читать басню по ролям.

Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).

Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).

Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).

Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).

Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).

«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).

«Глаз не сводит»? (Внимательно следит)

«Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).

«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА ПО БАСНЕ.

Учащиеся, которых выбрал учитель читают басню по ролям.

10. Домашнее задание

1 минута

-Домашним заданием будет выучить басню наизусть .

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».

Цели:Образовательные:·         продолжить знакомство с художественным жанром–басней;·         обобщить знания дете...

Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Конспект урока по литературному чтению. Основная цель-познакомить с басней И.А. Крылова, способствовать ее полноценному восприятию....

Конспект урока по теме: басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Конспект урока по литературному чтению с элементами полихудожественного развития...

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»».

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»»...