Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" " | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица», познакомить с главными героями.
Задачи урока: 1) продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем; обеспечить полноценное восприятие детьми басни И.А. Крылова; обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений.
2) развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
3) воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии XIX века; способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басне «Зеркало и Обезьяна», выставка книг И.А. Крылова, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, толковый словарь Ожигова.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся. (слайд 1).
- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
II. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
-Послушайте чтение басни ИА. Крылова «Мартышка и очки» в исполнении мастера слова и постарайтесь прочитать басню выразительно (аудиозапись басни).
2) чтение басни учащимися ( 3 – 4 чел.);
3) инсценировка басни;
- Какие строчки басни стали крылатым выражением?
- Похожи ли крылатое выражение И.А. Крылова и народная пословица «Других не суди, на себя погляди»?
- Чем они похожи? Объясните.
( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу) (слайд 2)
- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?
( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)
- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?
-Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.
III. Речевая разминка (слайд 3)
Осип орет, Архип не отстает
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте орфоэпически.
- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
- Потренируйтесь в скорочтении.
- Что высмеивает народ этой скороговоркой?
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл. (слайд 4)
- Как вы думаете, на какой вопрос нам придется ответить, поработав над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»? (слайд 5)
2) чтение басни учителем.
Понравилась вам басня? Чем?
- Какие слова вам встретились впервые?
-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.
3) словарная работа. (слайд 6)
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье;
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
- Сундуков Федя выписал из толкового словаря Ожигова лексическое значение слова «вещун».
(ученик объясняет лексическое значение слова)
- В каком роде слово «вещун»? (м.р)
- В каком роде это слово в басне? (ж.р)
V. Физминутка ( аудиозапись – релакс)
1) Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
2) Обводим глазами цифру восемь.
3) Упражнения на координацию движений.
VI. Продолжение работы над басней
1) Беседа
- Прочитайте слова из басни, как Лисица говорит о красоте Вороны?
- На самом деле так красива ворона?
( слайд 7) (сравниваем ворону с попугайчиками)
- Что делала Ворона, когда говорила так красиво о Вороне?
- А для чего она это делала?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? ( Приятно, когда говорят о тебе правду.)
- Почему на роль льстеца Крылов выбрал Лисицу, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? ( В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого невнимательного человека.)
- Кого подразумевает Крылов, используя в своей басне образы Вороны и Лисицы?
- Как называется этот прием в литературе?
Минутка отдыха для глаз.
- Закройте глаза и представьте себе живыми Крыловских Ворону и Лисицу.
- Нет ли среди ваших знакомых похожих на них. Подумайте, но мне говорить не надо. Отдыхаем. (аудиозапись – релакс)
2) Работа над картинным планом.
Выразительное чтение басни учащимися.
– Посмотрите на доску. Правильно ли я расположила иллюстрации к басне? Давайте приведем их в порядок. (слайд 8)
- Прочитайте отрывок из басни к первой иллюстрации (второй, третьей).
Чтение басни в лицах.
Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Продолжите предложения. (слайд 9)
Мне пришлось по душе…..
Меня удивило……
Меня поразило……..
Мне кажется, что…..
VII. Итог урока.
- Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.
- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
- В чем сила басен И.А. Крылова?
Вот и подошел к концу наш урок.
- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.
Оценки (комментирование)
VIII. Домашнее задание
Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть;
нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".
усвоение кейса-текста по произведению С. Михалкова. Басня "Зеркало"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Методическая разработка по литературному чтению . Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей".
Материал урока способствует проявлению творческого отношения к процессу обучения. Дети учатся оценивать себя и окружающих при анализе образов, особенностей поведения героев басни....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...