Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Кузьмина Надежда Викторовна

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица», познакомить с главными героями.

Задачи урока: 1) продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем; обеспечить полноценное восприятие детьми басни И.А. Крылова; обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений.        

2) развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

3) воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии XIX века; способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басне «Зеркало и Обезьяна», выставка книг И.А. Крылова, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, толковый словарь Ожигова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.   (слайд 1).

- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

-Послушайте  чтение басни ИА. Крылова «Мартышка и очки» в исполнении мастера слова и постарайтесь прочитать басню выразительно (аудиозапись басни).

2) чтение басни учащимися ( 3 – 4 чел.);

3) инсценировка басни;

- Какие строчки басни стали крылатым выражением?

- Похожи ли крылатое выражение И.А. Крылова и народная пословица «Других не суди, на себя погляди»?

- Чем они похожи? Объясните.

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу)         (слайд 2)

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

-Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.

III. Речевая разминка         (слайд 3)

        Осип орет, Архип не отстает

        Кто кого переорет?

        Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте орфоэпически.

- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.

- Потренируйтесь в скорочтении.

- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.                           (слайд 4)

- Как вы думаете, на какой вопрос  нам придется ответить, поработав над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?    (слайд 5)

2) чтение басни учителем.

Понравилась вам басня? Чем?

- Какие слова вам встретились впервые?

-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.

3) словарная работа.                                     (слайд 6)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина – принадлежащая вещунье;

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

- Сундуков Федя выписал из толкового словаря Ожигова лексическое значение слова «вещун».

(ученик объясняет лексическое значение слова)

- В каком роде слово «вещун»? (м.р)

- В каком роде это слово в басне? (ж.р)

V. Физминутка             ( аудиозапись – релакс)

1) Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

2) Обводим глазами цифру восемь.

3) Упражнения на координацию движений.

VI. Продолжение работы над басней

1) Беседа

- Прочитайте слова из басни, как Лисица говорит о красоте Вороны?

- На самом деле так красива ворона?

( слайд 7)  (сравниваем ворону с попугайчиками)

- Что делала Ворона, когда говорила так красиво о Вороне?

- А для чего она это делала?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? ( Приятно, когда говорят о тебе правду.)

- Почему на роль льстеца Крылов выбрал Лисицу, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? ( В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого невнимательного человека.)

- Кого подразумевает Крылов, используя в своей басне образы Вороны и Лисицы?

- Как называется этот прием в литературе?

Минутка отдыха для глаз.

- Закройте глаза и представьте себе живыми Крыловских Ворону и Лисицу.

- Нет ли среди ваших знакомых похожих на них. Подумайте, но мне говорить не надо. Отдыхаем.     (аудиозапись – релакс)

2) Работа над картинным планом.

Выразительное чтение басни учащимися.

 – Посмотрите на доску. Правильно ли я расположила иллюстрации к басне? Давайте приведем их в порядок.     (слайд 8)

- Прочитайте отрывок из басни к первой иллюстрации (второй, третьей).

Чтение басни в лицах.

Рефлексия.

- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

- Продолжите предложения.   (слайд 9)

Мне пришлось по душе…..

Меня удивило……

Меня поразило……..

Мне кажется, что…..

VII. Итог урока.

- Вспомните вопрос, который вы задали себе в начале урока.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- В чем сила басен И.А. Крылова?

Вот и подошел к концу наш урок.

- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

Оценки (комментирование)

VIII. Домашнее задание

Выучить басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» наизусть;

нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".

усвоение кейса-текста по произведению           С. Михалкова.  Басня "Зеркало"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Методическая разработка по литературному чтению . Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей".

Материал урока способствует проявлению творческого отношения к процессу обучения. Дети учатся оценивать себя и окружающих при анализе образов, особенностей поведения героев басни....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...