Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Цели:
Образовательные:
· продолжить знакомство с художественным жанром–басней;
· обобщить знания детей о творчестве Эзопа и Крылова И.А.;
· добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
· научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл;
· Развивающие:
· развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
· умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к предмету; – использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 68 КБ |
prezentaciya1.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».
Цели:
Образовательные:
продолжить знакомство с художественным жанром–басней;
обобщить знания детей о творчестве Эзопа и Крылова И.А.;
добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;
научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл;
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; – использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
Использование на уроке ИКТ с целью:
предоставление наглядности;– текста басни.
самопроверки;
сообщения информации.
Оборудование:
карточки для самостоятельной работы;
заготовленные листочки.
ПК:
мультимедийный проектор;
таблица для проверки теста;
слайды к уроку;
учебник «Литературное чтение», авт. Чуракова Н.А.
Ход урока:
1. Организация внимания учащихся.
- Эмоциональный настрой на урок.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится.
И у тебя тоже получится.
2. Актуализация знаний, сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новое произведение, но в начале проведём небольшую литературную разминку.
Показ 1 слайда.
Коллективная работа (слайд №1)
Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? (Рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)
!.К.Паустовский. « Заячьи лапы».
2.Русская народная сказка. « Царевна лягушка».
3.Сергей Есенин, « Нивы сжаты».
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Чем являются строчки данного отрывка и кто его автор».
Но вначале давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках? (разбирали басни Эзопа)
3. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение 1 басни.
Что вы заметили в названиях всех басен Эзопа? (названия прямо указывают на действующие лица)
Что объединяет все басни Эзопа? (написаны в прозе)
4. – Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)
На листке отметить букву правильного ответа.
1 Басня – это:
А) Краткий рассказ;
Б) Поучительный рассказ;
В) Краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2.Герои басни:
А) Люди
Б) Животные, птицы, растения
В) Люди, животные
3. Басни писались с целью:
А) Высмеять пороки людей
Б) Научить правильному поведению
В) Показать пример для подражания
Г) Рассмешить
Форма речи басни имеет:
А) Прямое значение
Б) Иносказательное значение
В басне:
А) Есть вывод
Б) Вывода нет, каждый придумывает сам
В) Вывод не нужен.
Показ слайда №2.
5.Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом басни, но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении, и узнаем название басни и ее автора.
(Слайд №3.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Появляется лиса)
Слайд №4.
Носит серенький жилет.
Но у крыльев – черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
Так о ком пойдет речь в басне?
Можно ли предположить ее название?
Слайд №5
На слайде появляется иллюстрация к басне И.А. Крылова и портрет автора.
Хотелось бы узнать, когда и где родился Крылов.
На портрете мы видим старого и серьезного дедушку Крылова. А ведь и он, Иван Андреевич Крылов, проживший долгую жизнь, с 1769 по 1844 год, был когда-то мальчиком. Родился он в Твери, в семье небогатого армейского офицера. В 9 лет лишился отца. Семья бедствовала. Еще совсем мальчиком Ваня начал работать в канцелярии. Потом перебрался в Петербург, стал мелким чиновником Казённой палаты. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки; написал комедии “Урок дочкам”, “Кофейница”… Но настоящим призванием Крылова стали басни. В его баснях мы слышим голос человека, вставшего на защиту угнетённых тружеников, ведь в России времен Крылова существовало крепостное право. Басни “дедушки Крылова” мы знаем и читаем без всяких затруднений. А ведь они написаны более 100 лет назад! Но каким понятным, гибким, живым языком! Они так легко запоминаются, заучиваются наизусть, а многие фразы из этих басен вошли в поговорку, и, когда люди не могут сговориться в общем деле, мы повторяем: “А воз и ныне там!”. И если кто-нибудь зазнается, обращает внимание только на чужие недостатки, не замечая своих, ну как не сказать ему: “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя … оборотиться!”
Вот они какие, басни Ивана Андреевича Крылова!
Ученик рассказывает автобиографию Крылова.
6 Физминутка.
7.Работа по учебнику.
-Сейчас вы прослушаете басню Крылова. «Ворона и Лисица».
Стр. 19- учебник.- Учитель.
- Вам понравилась басня? Какие чувства она у вас вызвала?
Басня очень понравилась. Поразила хитрость и беспринципность Лисы, и наивность Вороны.
Мне стало жаль ворону, ведь Лисица её обманула.
* Жужжащее чтение басни.
- Откройте учебники на стр. 19, возьмите в руки простые карандаши, когда будете читать басню, попробуйте разделить её на смысловые части. Начинайте читать басню со слов « Вороне».
На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
- Кто прочитает 1 часть басни?
- О ком говорится в 1 части? (О вороне - начало действия)
- Как вы представляете себе ворону? ( Чёрная, страшная, неуклюжая, некрасивая, взъерошенная)
- А что говорится про ворону в басне? (она случайно нашла кусочек сыра, ей просто повезло).
- Что хотела сделать ворона с сыром?
- Почему ворона не съела сыр? (призадумалась)
- О чём могла думать ворона? (где добыть ещё сыр, и почему именно ей достался этот сыр)
Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая красивая? («На ель ворона ВЗГРомаздясь.)
- Как понимаете слово, взгромоздясь? ( Тяжело села, Подняться на большую высоту, взобравшись с усилием).
2часть басни.
- Кто прочитает 2 часть басни?
- О КОМ ГОВОРИТСЯ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ? ( О ЛИСИЦЕ, Т.Е происходит РАЗГОВОР ЛИСЫ С ВОРОНоЙ)
- Как вы представляете лисицу? (Хитрой, обольстительной, подхалимкой, на время становится угодной)
- Как автор называет лисицу? (плутовка)
- Кто такая плутовка? (шалунья, проказница)
-Что делает лисица? (хвалит ворону, льстит ей)
- Что значит, льстит? (восхваляет в корыстных целях)
- Почему же Лисица так хвалит Ворону. ( Хочет обмануть).
- Как понимаете выражение « сырный дух»? (запах)
- Что значит « сыр пленил»? (очаровал, заколдовал).
- Найдите и прочитайте слова льстивой лисицы, которые так сильно действовали на ворону? (Зачитать льстивую речь «Голубушка…»)
3 часть басни.
- Кто прочитает 3 часть басни?
- О ком говорится в 3 части басни? (говорится о вороне)
Сл. Работа- вещунья.
- Как понимаете слово вещунья?
Вещунья- то же, что и предсказатель. В старину так иногда называли ворону или лисицу.
- Когда вы слышите карканье вороны в наше время, то о чём вы сразу думаете? (что будет плохая погода)
- Как вы понимаете выражение « в зобу дыханье спёрло»?
( захватило, пересохло горло).
- Какова же главная мысль басни? (Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами)
- Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть)
- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?
Какой вывод можно сделать из этой истории? (льстит очень плохо, лесть вредна, она портит человека)
Что мы сейчас вывели? (мораль)
Как еще можно сказать? (поучение, т. Е мораль она учит)
Послушайте, как об этом говорит сам автор.
Слайд №6.
8. Работа над моралью.
Слайд № 7.
Найдите первые 3 строчки басни по учебнику.
Как понимаете смысл 1 строчки?
Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»
Что означают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»( кто хочет обмануть, то сделает всё возможное, для того чтобы обольстить человека)
Где написана мораль?
- Чьи недостатки высмеивает автор?
- Могут ли себя животные вести так на самом деле?
Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить.
Скажите, ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока по сюжету №4? Чем же он является?
9. Творческая работа в группах.
1. Чтение цепочкой.
2.Распредление ролей.
3.Инсценирование басни.
10. Д/з. наизусть, стр.19
11. Итог урока + рефлексия
Чему учит нас мораль басни? (не допускать ошибок, которые допустили герои басни, а задуматься.)
Так что же такое мораль?
(слайд №8)
Оценивание работы детей.
Если вам понравился урок, оцените его цветком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1).Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед, - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. 3).Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось. 2.).В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. 4).Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна , вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Лисица
Ворона
« Ворона и лисица».
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....
Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Конспект урока по литературному чтению. Основная цель-познакомить с басней И.А. Крылова, способствовать ее полноценному восприятию....
Конспект урока по теме: басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Конспект урока по литературному чтению с элементами полихудожественного развития...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...