Тема "Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект по литературному чтению. 2 класс. Тема "Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f._tyutchev_est_v_oseni_pervonachalnoy.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 07.10.2021
Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»
Учебный предмет: Литературное чтение
ОС: Школа России
Класс: 2В
Учитель: Данченкова Оксана Павловна
Практикант: Леоненкова Ангелина Максимовна
Тема: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Деятельностная: развивать умение анализировать произведение, понимать его смысл.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
2. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
3. Формировать умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;
Развивающие:
1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
2.Развивать умение понимать смысл произведений;
3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
4. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;
5. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;
6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Воспитательные:
1. Формировать интерес к творчеству Ф. Тютчева.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
2. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
3. Умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;
Личностные:
1. Интерес к творчеству Ф. Тютчева.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
2. Умение понимать смысл произведений;
Регулятивные:
1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;
Коммуникативные:
1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Оборудование: презентация.
Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская, М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2019 г.), «Литературное чтение» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина (М.: Просвещение, 2020 г.)
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
Речевая разминка
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Анализ стихотворения
3.2. Просмотр репродукций картин
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Беседа об авторе
5.2. Прослушивание стихотворения
5.3. Проверка первичного восприятия
5.4. Словарная работа
6. Этап анализа произведения
6.1. Подготовка к чтению произведения
6.2. Самостоятельное чтение произведения
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Работа в парах
7.2. Проведение итоговой беседы
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Рефлексия
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. 1.2. Эмоциональный настрой -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. На ней находится интересная формула. (?+? = успех) - Давайте подумаем, что же нам нужно сделать на уроке, чтобы добиться успеха? (выбрать наиболее лучшие варианты из предложенных) - Верно, мы должны быть старательными и внимательными, только тогда мы добьёмся успеха. | Приветствуют | Фронтальная | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Речевая разминка - А сейчас я предлагаю провести речевую разминку. У вас на столах лежат карточки. (У учащихся на столах лежат карточки с текстами.) Закружилась листьев стая И осела у воды. Это ветер заметает Желтой осени следы. - Хорошо. Давайте все вместе прочитаем стихотворение медленно. - Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки. - Прочитайте изумлённо, восхищённо, весёлой интонацией. Интонацией страха. - Прочитаем быстро, ещё быстрее. - Кто может прочитать один? Молодцы. | Читают стихотворение Читают с разной интонацией | Фронтальная | П2; К1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Анализ стихотворения - Какое время года описано в стихотворении? - Найдите в этом стихотворении приметы осени - Какие еще признаки осени вам известны? 3.2. Просмотр репродукций картин - Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. - Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней». (слайд) - Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой». (слайд) - А вам нравится это время года? (да, нет). - Кто любит осень? Почему? - О какой осени говорили ребята? (о золотой) - А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему? - Признаки, какой осени называли ребята? (поздней) - Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года. - Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени. - Как могут выразить свои чувства художники? - Какие краски можно использовать, передавая осень? - Да, ребята, вы правы. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды) - Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь) - Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан). - Ребята, художники передают свое отношение к осени через картины, композиторы могут передать его через музыку, а как же передают писатели? | -Осенью очень красивые деревья. Днем прозрачный воздух… Листопад. Я люблю запах опавших листьев. Осень разноцветная. - Идут дожди. Сыро, холодно, темно. Пусто кругом. Вянут цветы. Природа засыпает. - красками, цветом, нарисовать картины. | Фронтальная Индивидуальная | Л1; Л2; П2; К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Как вы думаете, как звучит наша тема урока? 4.2. Формулирование цели урока - Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться? Какова наша цель? 4.3 Формулирование задач урока - Хорошо. А как вы думаете, что нам сегодня нужно выполнить? | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» - Понять, чему нас учит произведение. - Прочитать выразительно произведение, понять его смысл, уметь отвечать на вопросы. | Фронтальная | П2; К1; К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | 5.1. Беседа об авторе -Мы с вами слушали в начале четверостишье об осени современных поэтов. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева ( на доске его портрет) -Он жил почти 200 лет назад. Фёдор Иванович получил хорошее домашнее образование. Он знал много иностранных языков и более 20 лет был блестящим переводчиком: сначала в Германии, а потом в Италии. Живя так долго за границей, он конечно- же скучал по своей Родине, по её природе. Иностранцы считали нашу природу некрасивой, скучной, а Ф.И.Тютчев был с ними не согласен. - Сам Ф.И.Тютчев сумел увидеть в «скудной» природе самую высокую поэзию. Внимательно прочитав стихотворение, мы поймем какой видел осень Тютчев - Но прежде, чем мы окунемся в его чувства, проведем физминутку Физкультминутка. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 5.2. Прослушивание стихотворения - Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 68. Как вы думаете, о чем оно? (об осени) - Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке. - Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? - Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени) - Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? - А что означает слово «первоначальной»? (начало осени). - Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное). - Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение). Предлагаю вам послушать стихотворение в исполнении актёра. (слайд). 5.3. Проверка первичного восприятия - Какое настроение у вас возникает при чтении и прослушивании этого стихотворения? ( спокойствие; небольшая грусть). - Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки). - Взволновало вас произведение? (да). Беседа по первым впечатлениям: - Какие картины осени вы представили? (ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели). - Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой». 5.4. Словарная работа - Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? (дивная, лучезарный). - Кто из вас может объяснить значение этих слов? Дивная – удивительная. - Молодцы. Правильно, а можно еще сказать - прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.) Лучезарный – … - Затрудняетесь с ответом? (слайд) Лучезарный значит - светящийся лучами, лучистый, сияющий. - Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный (блестящий, сверкающий, светлый) - А как это «хрустальный» ? - Хрусталь - особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью. - Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. (Воздух прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка.) | Слушают биографию, отвечают на вопросы «Есть в осени перво-начальной…» - сказано «осени первоначальной» Учащиеся внимательно слушают произведение. Отвечают на вопросы | Фронтальная Индивидуальная | Пр1; Пр2 Пр3 Л2 П1; П2 Р1 К1 К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1. Подготовка к чтению произведения – Определите, какое настроение передаёт автор в стихотворении. – Обратите внимание, каких знаков препинания много? С какой интонацией мы будем читать? – Прочитаем по цепочке и определим, где сделаем короткие паузы, а где длинные. 6.2. Самостоятельное чтение произведения 1 строфа - Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу. Чтение сильным учеником. - Подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте. Дети самостоятельно работают с учебником. - Какие слова выделили? Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова (Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.) - - Прочитайте про себя - Кто желает прочитать для всех? 2 строфа. - Прочитайте вторую строфу Чтение сильным учеником. - Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их. - Сверьте свои слова со словами на слайде. - Обратите внимание на слова. Которые нужно выделить (Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит). - Какую картину вы себе представили после прочтения этой строфы? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.) - С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе? (с грустью, печалью). - С какой интонацией нужно читать четверостишье? (со спокойной) - В каком темпе? (медленном). - Прочитайте про себя - Кто желает прочитать для всех? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В небесах – сиянье (смотрят вверх) Под ногой – шуршанье (смотрят вниз) А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 3 строфа. - Прочитайте 3-ю строфу. - Прочитайте еще раз строфу и выделите слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа). Взаимопроверка. - Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. - Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной) - В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо) - Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает). - Прочитайте про себя - Кто желает прочитать для всех? | Отвечают на вопросы Читают самостоятельно. Работа в парах. | Фронтальная, парная | Л2; П1; П2; Р1; К1; К2; К3 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Работа в парах - Обсудите в парах. Нравится ли поэту осень? Подтвердите свои высказывания строчкой из стихотворения. 7.2. Проведение итоговой беседы 1. Как автор назвал в стихотворении осень? Золотой Первоначальной Поздней 2. Каким поэт видит день? Хрустальным Ясным Осенним 3. Как поэт описывает поле? Убранное Отдыхающее Засеянное 4. С чем сравнивает автор паутину? С тонкой ниткой С тонким волосом С тонкой верёвкой | Работают в парах. Отвечают на вопросы викторины | Фронтальная Индивидуальная | Л2 П2 К2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Рефлексия - Какое стихотворение мы сегодня прочитали? - как сам автор относится к осени? - Понравилось ли стихотворение? Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством Ф. Тютчева? - Что вы запомнили об этом авторе? - Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... | Высказывают свои предположения. | Фронтальная Индивидуальная | Р2; П2; К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Есть в осени первоначальной.." Автор Смородинова Елена Эдуардовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Комсомольска -на- Амуре Хабаровского края.
Вступление к традиционному конкурсу чтецов для учащихся начальной школы. Главным героем конкурса является мисс Осень....
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" на тему "Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Урок интерактивный...С презентацией......
Открытый урок с использованием ИКТ и ЭОР по литературному чтению во 2 классе по теме Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной"...
Урок проводится с применением ИКТ и ЭОР. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...
Урок литературного чтения. 2 класс. Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....