Конспект по литературному чтению. 2 класс. Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Низамова Валерия Радиковна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение

Тема: Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: 

Содержательная: знакомство с новым разделом, содержанием стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», понятиями «эпитет» и «сравнение»;

Деятельностная: формирование умения воспринимать пейзажную лирику, находить выразительные средства языка.

Дидактические задачи:

1. Различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);

2. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);  

3. Владеть элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определять последовательность событий

в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

4. Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Развивающие задачи:

1. Сравнивать языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения;

2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта речевой ситуации;

3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

4.Распознать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

5.Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

6.Корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

7.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

8.Устанавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;

9.Ответственно выполнять свою часть работы.

Воспитательные задачи:  

1. Осваивать опыт человеческих взаимоотношений, проявлять сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.

2. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

3. Испытывать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Различает и называет отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки;
(фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

2. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные;
произведения (без отметочного оценивания);

3. Владеет элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определяет последовательность событий

в произведении, характеризует поступки (положительные или отрицательные) героя, объясняет значение незнакомого слова с использованием словаря;

4.Использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Личностные:

1.Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.

2.Приобретает эстетический опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

3.Испытывает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Сравнивает произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносит произведение и его автора, устанавливает основания для сравнения произведений, устанавливает аналогии;

2.С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта речевой ситуации;

3.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

4.Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

Регулятивные:

1.Устанавливает причины успеха и неудач учебной деятельности;

2.Ответственно выполняет свою часть работы.

Коммуникативные:

1.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии;

2.Корректно и аргументировано высказывает своё мнение;

3.Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Образовательные ресурсы:

: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 55,60 ил. – (Школа России).

План урока:

1 Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Работа с пословицей

2 Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)

2.1. Работа со шмуцтитулом

2.2. Тестирование "Что уже знаем и умеем" (стр.56)

2.3. Работа с выставкой книг (стр 57)

2.4. Речевая разминка (стр 58-59)

3 Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)

3.1. Антиципация по первой строке стихотворения

3.2. Формулирование проблемы урока

4 Этап построения выхода из затруднения (2 мин)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3 Планирование деятельности

5 Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

5.1. Чтение памятки "Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения"

5.2. Прослушивание выразительного чтения стихотворения

5.3. Проверка первичного восприятия

6 Этап анализа произведения (7 мин.)

6.1.Беседа по содержанию

6.2.Работа с понятиями "эпитет", "сравнение"

6.3.Подготовка к выразительному чтению

7.Этап обобщения и интерпретации (5 мин)

7.1. Выразительное чтение стихотворения в парах

7.2. Индивидуальное выразительное чтение с анализом (по критериям)

8.Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)

8.1. Подведение итогов урока

8.2. Рефлексия учебной деятельности

8.3. Комментирование домашнего задания

Этапы урока, их задачи

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД.

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Валерия Радиковна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

-Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности

-Проверьте, всё ли у вас готово. У вас на столах должны лежать: учебник, пенал.

-Я вижу у вас все готово к уроку

-Можем начинать.

1.3. Работа с пословицей

-Ребята, обратите внимание на слайд. СЛАЙД

    Ум без книги, как птица без крыльев.

-Кто скажет, что это за жанр устного народного творчества?

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?  

-Верно, ребята. Птица без крыльев летать не может, и мы с вами без книги не сможет развивать свою речь и ум.

-Как вы думаете, почему я начала с этой пословицы?

-Как чтение или книга может развивать ум?

- Я желаю вам быть внимательными, активными, а самое главное - высказывайте своё мнение. Не бойтесь ошибиться.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

-Пословица

Работают с пословицей

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Л2

К1

ПР1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Работа со шмуцтитулом

- Ребята, нам с вами предстоит интересная работа. Сегодня будем знакомиться с новым разделом.

- Откройте учебник на странице 55-й.

- Что изображено на треугольнике?  

- Давайте прочитаем как же называется наш новый раздел?

- Как вы думаете, что мы будем в нем изучать?

- А теперь давайте прочитаем, чему будем учиться в этом разделе.

- Посмотрите, у вас внизу есть рамочка с 2-мя словами!

- Какие это слова?

- К чему относятся эти слова?

- Что означает слово Рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

- Что означает слово ритм? (чередование ударных и безударных слогов)

2.2. Тестирование "Что уже знаем и умеем" (стр.56)

    - Ребята, откройте стр. 56 ю.

- Посмотрите вверху на рубрику.

-… как она называется?

- Вам нужно  сейчас прочитать про себя эти рубрики и выбрать те, которые подходят вам.

- … какую выбрал(а) ты? Почему?

- Молодцы.

2.3. Работа с выставкой книг (стр. 57)

- Ребята, откройте страницу 57-ю.

- Что вы там видите?

- Найдите сборник среди них.

- Что общего у представленных книг?

- А чем они различаются: названием, автором?

-Что изображено на обложках?

-Что такое пейзаж?  (это вид картин (или фотографий), на которых изображена природа или какая-либо местность (город, деревня).

-Но пейзаж можно нарисовать не только красками, но и поэтическими строчками

2.4. Речевая разминка

- Перед тем, как начать работать, давайте с вами прочитаем речевые разминки.

-Откройте страницу 58-ю

- Прочитайте сначала про себя.

-А теперь давайте прочитаем хором.

Шла

Лисица

Вдоль

Тропинки

И

Несла

Грибы

В

Корзинке:

Пять опят

И пять

Лисичек

Для лисят

И для

Лисичек!

- Ребята, а какие же грибы лисица несла в корзинке?

- Сколько несла опят?

- А сколько лисичек?

- Молодцы, вы были внимательны при чтении.

- Давайте прочитаем следующую разминку.

Раз, два, три…

И семь, и

Восемь.

Принесла

Подарки

Осень.

Оделила

Осень

Всех:

Мне-

Гриб,

Тебе-

Орех.

- Ребята, какое настроение у вас произвела эта разминка? Почему?

- Какие подарки принесла осень?

- Молодцы.

Рассматривают шмуцтитул нового раздела.

Рифма, ритм

К стихотворениям

Выбирают и анализируют рубрику.

Осенний пейзаж

Читают речевую разминку хором.

Опята и лисички

5

Тоже 5

 

Читают еще одну разминку и отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная

ПР2

ПР1

ПР4

Л3

П3

К1

К2

Р2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по первой строке стихотворения

- Ребята откройте учебники на странице 68 й

- Прочитайте первую строчку стихотворения Ф. И. Тютчева.

 -Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

- Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

- Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени первоначальной…»

- Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени)

- Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано «осени первоначальной»)

- А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

- Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

3.2. Формулирование проблемы урока

- Какова главная мысль стихотворения?

- Главная мысль стихотворения такова в том, что именно ранняя осень дарит тепло, яркие краски и отличное настроение.

- А чего мы еще не знаем?

- На какие вопросы вы хотите получить ответ?

- Что нужно сделать, чтобы узнать ответы на эти вопросы?

Беседуют о первой строке стихотворения.

Как рисует поэт осенний пейзаж?

Какие слова использует?

Прочитать стихотворение.

Фронтальная

Фронтальная

ПР2

ПР3

Л2

Л3

П3

Р2

К1

К2

К3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

-Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока?

-Я обобщила ваши ответы. СЛАЙД

-И тема нашего урока (Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

4.2. Формулирование цели урока

- Ребята, а какую же мы с вами поставим цель?

-Я скорректировала нашу цель. СЛАЙД 

-Цель нашего сегодняшнего урока: (Познакомиться с содержанием стихотворения и узнать его главную мысль)

4.3. Планирование деятельности

- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?

- Молодцы! Вы самостоятельно спланировали свою деятельность.

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока

-Мы будем выразительно читать, отвечать на вопросы, искать выразительные средства языка и т.п.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

П2

П3

Р2

К1

К2

К3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Чтение памятки "Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения"

- Ребята, откройте пожалуйста страницу 56-ю

- Посмотрите внизу на памятку.

- Прочитайте, как она называется?

- Для того, чтобы нам с вами научиться выразительно читать, нам нужно изучить памятку.

- Давайте с вами по 1 пункту прочитаем.

- Какой мы может сделать вывод?

- Да, ребята, для того что бы над выразительно и красиво прочитать нам нужно выполнять эти правила.

-

5.2. Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения стихотворения

- Давайте с вами прослушаем аудиозапись стихотворения.

- Попробуйте представить осенний пейзаж, описанный в стихотворении.

-Слушайте внимательно.

5.3. Проверка первичного восприятия

- Какое настроение у вас возникло при прослушивании этого стихотворения? (спокойствие; небольшая грусть).

- Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

- Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное). Почему?

- Да, ребята, я с вами согласна, оно очень мелодичное и спокойное.

Как подготовится к выразительному чтению

Слушают запись

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная

ПР2

ПР3

ПР4

Л2

Л3

П1

Р2

К1

К2

К3

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

6.1. Беседа по содержанию

-Какое время года описано в стихотворении?

- Какие картины осени вы представили? (ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели).

- Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

- Какие звуки вы услышали?

-Какие цвета увидели?  (хрустальный, прозрачный, золотой (колос), голубой (лазурь), сверкающий (паутинки волосок)

6.2. Работа с понятиями "эпитет", "сравнение"

- Ребята, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы.

- И сегодня нам с вами нужно познакомится с двумя приемами: «эпитет» и «сравнение» и научится находить их в тексте.

- А как вы думаете, что такое эпитет?

- Ребята, посмотрите на слайд.

- … прочитай понятие. (Эпитет- образное, художественное определение) СЛАЙД

- А что такое сравнение?

-… прочитай понятие. (Сравнение- это образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере) СЛАЙД

- Я надеюсь вы запомнили эти определения и легко будете находить их в нашем стихотворении.

-  Сейчас мы будем читать по строфам и попробуем найти  эпитеты и сравнения.

- Кто знает, что же такое строфа? (это несколько строчек из стихотворения, которые соединены друг с другом с помощью рифмы, по смыслу и ритмически). СЛАЙД

-  ...прочитай первое четверостишие.

- Что такое хрустальный день? (эпитет)

-А как вы понимаете строчку «стоит как бы хрустальный?  Что это? (сравнение)

- А вечера какие?

- Это какие? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает и сияет)

- А  пора какая?(дивная)

-Это какая? Какое выразительное средство использует автор? (эпитет)

-… прочитай вторую строфу.

 

- Что вы заметили? (слово борозде выделено синим цветом)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Длинная канавка на поверхности почвы, проведенная сохой или плугом, для посадки в неё растений) СЛАЙД

- Бодрый серп. Почему он Бодрый? (это тоже эпитет)

-.. читай 3 строфу.

- Как вы понимаете значение слова «Лазурь» (краска синего, голубого цвета) СЛАЙД

- А какая она? (чистая, теплая)

-Что это за выразительное средство? (эпитеты)

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие словосочетания нам показываю, что природа у поэта живая? (поле отдыхает, лазурь теплая, воздух пустеет)

-  Важны ли нам выразительные средства?

-да ребята они важны в стихотворениях. Ведь без них мы не сможем увидеть поэтический пейзаж и красоту в природе.

6.3. Подготовка к выразительному чтению

- Ребята, что нам нужно соблюдать при выразительном чтении стихотворения? (Знаки препинания)

- Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания?

-Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

(Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена)

- Как мы будем читать 1 строфу? С какой интонацией?

-Какие слова выделим голосом? (дивная, хрустальная, лучезарны)

- А как мы прочитаем 2 строфу?

-Какие слова выделим голосом? (Бодрый, тонкий, борозде)

- А 3 строфу? Какие слова выделим?

  Беседуют по содержанию стихотворения

Никаких. Тишина. Птицы улетели

Читают стихотворение по строфам и анализируют непонятные слова. Ищут в тексте сравнения и эпитеты.

Обсуждают подготовку к выразительному чтению

Фронтальная

 ПР2

ПР3

ПР4

Л1

Л2

Л3

П1

П3

Р2

К2

К3

 7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение стихотворения в парах

- Ребята, а сейчас вы друг другу в паре выразительно прочитаете стихотворение, с той интонацией с которой вы назвали.

7.2. Индивидуальное выразительное чтение с анализом (по критериям)

- А теперь я попрошу желающего, выйти к доске и прочитать выразительно стихотворение, соблюдая, знаки препинания и выделение тех слов, которые нужно выделить голосом.

- За что вы похвалите?

- Соблюдал остановки на знаках препинания?

- Правильная ли была интонация?

- Правильно были поставлены логические ударения?

- Соблюдал темп и ритм?

- Молодцы.

Критерии:

  1. Остановки на знаках препинания
  2. Соблюдение интонации, логических ударений, темпа и ритма.

 Читают стихотворение в парах

Парная

Индивидуальная

ПР2

ПР4

Л2

П1

П3

Р2

К1

 8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Подведение итогов урока

-Какова была тема урока?

-Какую цель мы ставили перед собой?

- Как называется раздел с которым мы познакомились?

- С какими понятиями познакомились?

-С каким стихотворением мы познакомились?

8.2. Рефлексия учебной деятельности

-За что вы можете похвалить себя на уроке?

-А кто думает, что не совсем хорошо потрудился на уроке?

-Что у вас получилось?

-В чем возникли затруднения?

8.3 Комментирование домашнего задания.

-Ребята, запишите домашнее задание.

Выучить стихотворение на 60 странице

-Мне было приятно с вами работать.

-Спасибо всем за работу, урок окончен

-До свидания!

Подводят итоги

Оценивают себя

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная

Фронтальная

ПР1

ПР4

Л1

Л2

Л3

П3

Р1

К1

К2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ум без книги, как птица без крыльев.

Слайд 2

Тема: Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»; Цель: Познакомиться с содержанием стихотворения и узнать его главную мысль.

Слайд 3

Эпитет - образное, художественное определение. Сравнение - это образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

Слайд 4

Строфа - это несколько строчек из стихотворения, которые соединены друг с другом с помощью рифмы, по смыслу и ритмически.

Слайд 5

Борозда - длинная канавка на поверхности почвы, проведенная сохой или плугом, для посадки в неё растений.

Слайд 6

Лазурь- краска синего, голубого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...

Презентация к стихотворению Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

Целью данной работы является раскрыть творчество писателя....

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Э. Мошковской, знакомство со стихотворением "Я маму мою обидел"; обучение правильному чтению сти...