Конспект по литературному чтению. 2 класс. Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_peyzazh_v_stihotvorenii_f.i._tyutcheva_est_v_oseni_pervonachalnoy.docx | 484.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_literaturnomu_chteniyu.pptx | 731.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Тема: Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Содержательная: знакомство с новым разделом, содержанием стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», понятиями «эпитет» и «сравнение»;
Деятельностная: формирование умения воспринимать пейзажную лирику, находить выразительные средства языка.
Дидактические задачи:
1. Различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
2. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
3. Владеть элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определять последовательность событий
в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
4. Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Развивающие задачи:
1. Сравнивать языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта речевой ситуации;
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
4.Распознать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
5.Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
6.Корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
7.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
8.Устанавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;
9.Ответственно выполнять свою часть работы.
Воспитательные задачи:
1. Осваивать опыт человеческих взаимоотношений, проявлять сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и другие моральные качества к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
2. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
3. Испытывать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Различает и называет отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки;
(фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
2. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные;
произведения (без отметочного оценивания);
3. Владеет элементарными умениями анализа текста, прослушанного (прочитанного) произведения: определяет последовательность событий
в произведении, характеризует поступки (положительные или отрицательные) героя, объясняет значение незнакомого слова с использованием словаря;
4.Использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Личностные:
1.Осваивает опыт человеческих взаимоотношений, проявляет сопереживание, уважение, любовь, доброжелательность и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.
2.Приобретает эстетический опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.
3.Испытывает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Сравнивает произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносит произведение и его автора, устанавливает основания для сравнения произведений, устанавливает аналогии;
2.С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта речевой ситуации;
3.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
4.Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
Регулятивные:
1.Устанавливает причины успеха и неудач учебной деятельности;
2.Ответственно выполняет свою часть работы.
Коммуникативные:
1.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии;
2.Корректно и аргументировано высказывает своё мнение;
3.Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Образовательные ресурсы:
: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 55,60 ил. – (Школа России).
План урока:
1 Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Работа с пословицей
2 Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Работа со шмуцтитулом
2.2. Тестирование "Что уже знаем и умеем" (стр.56)
2.3. Работа с выставкой книг (стр 57)
2.4. Речевая разминка (стр 58-59)
3 Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3.1. Антиципация по первой строке стихотворения
3.2. Формулирование проблемы урока
4 Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3 Планирование деятельности
5 Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Чтение памятки "Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения"
5.2. Прослушивание выразительного чтения стихотворения
5.3. Проверка первичного восприятия
6 Этап анализа произведения (7 мин.)
6.1.Беседа по содержанию
6.2.Работа с понятиями "эпитет", "сравнение"
6.3.Подготовка к выразительному чтению
7.Этап обобщения и интерпретации (5 мин)
7.1. Выразительное чтение стихотворения в парах
7.2. Индивидуальное выразительное чтение с анализом (по критериям)
8.Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)
8.1. Подведение итогов урока
8.2. Рефлексия учебной деятельности
8.3. Комментирование домашнего задания
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД. | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. -Меня зовут Валерия Радиковна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Присаживайтесь. 1.2. Проверка готовности -Проверьте, всё ли у вас готово. У вас на столах должны лежать: учебник, пенал. -Я вижу у вас все готово к уроку -Можем начинать. 1.3. Работа с пословицей -Ребята, обратите внимание на слайд. СЛАЙД Ум без книги, как птица без крыльев. -Кто скажет, что это за жанр устного народного творчества? -Как вы понимаете смысл данной пословицы? -Верно, ребята. Птица без крыльев летать не может, и мы с вами без книги не сможет развивать свою речь и ум. -Как вы думаете, почему я начала с этой пословицы? -Как чтение или книга может развивать ум? - Я желаю вам быть внимательными, активными, а самое главное - высказывайте своё мнение. Не бойтесь ошибиться. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Пословица Работают с пословицей | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л2 К1 ПР1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Работа со шмуцтитулом - Ребята, нам с вами предстоит интересная работа. Сегодня будем знакомиться с новым разделом. - Откройте учебник на странице 55-й. - Что изображено на треугольнике? - Давайте прочитаем как же называется наш новый раздел? - Как вы думаете, что мы будем в нем изучать? - А теперь давайте прочитаем, чему будем учиться в этом разделе. - Посмотрите, у вас внизу есть рамочка с 2-мя словами! - Какие это слова? - К чему относятся эти слова? - Что означает слово Рифма? (созвучие концов стихотворных строк) - Что означает слово ритм? (чередование ударных и безударных слогов) 2.2. Тестирование "Что уже знаем и умеем" (стр.56) - Ребята, откройте стр. 56 ю. - Посмотрите вверху на рубрику. -… как она называется? - Вам нужно сейчас прочитать про себя эти рубрики и выбрать те, которые подходят вам. - … какую выбрал(а) ты? Почему? - Молодцы. 2.3. Работа с выставкой книг (стр. 57) - Ребята, откройте страницу 57-ю. - Что вы там видите? - Найдите сборник среди них. - Что общего у представленных книг? - А чем они различаются: названием, автором? -Что изображено на обложках? -Что такое пейзаж? (это вид картин (или фотографий), на которых изображена природа или какая-либо местность (город, деревня). -Но пейзаж можно нарисовать не только красками, но и поэтическими строчками 2.4. Речевая разминка - Перед тем, как начать работать, давайте с вами прочитаем речевые разминки. -Откройте страницу 58-ю - Прочитайте сначала про себя. -А теперь давайте прочитаем хором. Шла Лисица Вдоль Тропинки И Несла Грибы В Корзинке: Пять опят И пять Лисичек Для лисят И для Лисичек! - Ребята, а какие же грибы лисица несла в корзинке? - Сколько несла опят? - А сколько лисичек? - Молодцы, вы были внимательны при чтении. - Давайте прочитаем следующую разминку. Раз, два, три… И семь, и Восемь. Принесла Подарки Осень. Оделила Осень Всех: Мне- Гриб, Тебе- Орех. - Ребята, какое настроение у вас произвела эта разминка? Почему? - Какие подарки принесла осень? - Молодцы. | Рассматривают шмуцтитул нового раздела. Рифма, ритм К стихотворениям Выбирают и анализируют рубрику. Осенний пейзаж Читают речевую разминку хором. Опята и лисички 5 Тоже 5
Читают еще одну разминку и отвечают на вопросы | Фронтальная Фронтальная | ПР2 ПР1 ПР4 Л3 П3 К1 К2 Р2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Антиципация по первой строке стихотворения - Ребята откройте учебники на странице 68 й - Прочитайте первую строчку стихотворения Ф. И. Тютчева. -Как вы думаете, о чем оно? (об осени) - Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке. - Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени первоначальной…» - Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени) - Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано «осени первоначальной») - А что означает слово «первоначальной»? (начало осени). - Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное). 3.2. Формулирование проблемы урока - Какова главная мысль стихотворения? - Главная мысль стихотворения такова в том, что именно ранняя осень дарит тепло, яркие краски и отличное настроение. - А чего мы еще не знаем? - На какие вопросы вы хотите получить ответ? - Что нужно сделать, чтобы узнать ответы на эти вопросы? | Беседуют о первой строке стихотворения. Как рисует поэт осенний пейзаж? Какие слова использует? Прочитать стихотворение. | Фронтальная Фронтальная | ПР2 ПР3 Л2 Л3 П3 Р2 К1 К2 К3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока -Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? -Я обобщила ваши ответы. СЛАЙД -И тема нашего урока (Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») 4.2. Формулирование цели урока - Ребята, а какую же мы с вами поставим цель? -Я скорректировала нашу цель. СЛАЙД -Цель нашего сегодняшнего урока: (Познакомиться с содержанием стихотворения и узнать его главную мысль) 4.3. Планирование деятельности - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? - Молодцы! Вы самостоятельно спланировали свою деятельность. | Формулируют тему урока Формулируют цель урока -Мы будем выразительно читать, отвечать на вопросы, искать выразительные средства языка и т.п. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | П2 П3 Р2 К1 К2 К3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Чтение памятки "Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения" - Ребята, откройте пожалуйста страницу 56-ю - Посмотрите внизу на памятку. - Прочитайте, как она называется? - Для того, чтобы нам с вами научиться выразительно читать, нам нужно изучить памятку. - Давайте с вами по 1 пункту прочитаем. - Какой мы может сделать вывод? - Да, ребята, для того что бы над выразительно и красиво прочитать нам нужно выполнять эти правила. - 5.2. Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения стихотворения - Давайте с вами прослушаем аудиозапись стихотворения. - Попробуйте представить осенний пейзаж, описанный в стихотворении. -Слушайте внимательно. 5.3. Проверка первичного восприятия - Какое настроение у вас возникло при прослушивании этого стихотворения? (спокойствие; небольшая грусть). - Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную). - Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное). Почему? - Да, ребята, я с вами согласна, оно очень мелодичное и спокойное. | Как подготовится к выразительному чтению Слушают запись Отвечают на вопросы | Фронтальная Фронтальная | ПР2 ПР3 ПР4 Л2 Л3 П1 Р2 К1 К2 К3 |
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | 6.1. Беседа по содержанию -Какое время года описано в стихотворении? - Какие картины осени вы представили? (ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели). - Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой». - Какие звуки вы услышали? -Какие цвета увидели? (хрустальный, прозрачный, золотой (колос), голубой (лазурь), сверкающий (паутинки волосок) 6.2. Работа с понятиями "эпитет", "сравнение" - Ребята, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы. - И сегодня нам с вами нужно познакомится с двумя приемами: «эпитет» и «сравнение» и научится находить их в тексте. - А как вы думаете, что такое эпитет? - Ребята, посмотрите на слайд. - … прочитай понятие. (Эпитет- образное, художественное определение) СЛАЙД - А что такое сравнение? -… прочитай понятие. (Сравнение- это образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере) СЛАЙД - Я надеюсь вы запомнили эти определения и легко будете находить их в нашем стихотворении. - Сейчас мы будем читать по строфам и попробуем найти эпитеты и сравнения. - Кто знает, что же такое строфа? (это несколько строчек из стихотворения, которые соединены друг с другом с помощью рифмы, по смыслу и ритмически). СЛАЙД - ...прочитай первое четверостишие. - Что такое хрустальный день? (эпитет) -А как вы понимаете строчку «стоит как бы хрустальный? Что это? (сравнение) - А вечера какие? - Это какие? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает и сияет) - А пора какая?(дивная) -Это какая? Какое выразительное средство использует автор? (эпитет) -… прочитай вторую строфу.
- Что вы заметили? (слово борозде выделено синим цветом) - Как вы понимаете значение этого слова? (Длинная канавка на поверхности почвы, проведенная сохой или плугом, для посадки в неё растений) СЛАЙД - Бодрый серп. Почему он Бодрый? (это тоже эпитет) -.. читай 3 строфу. - Как вы понимаете значение слова «Лазурь» (краска синего, голубого цвета) СЛАЙД - А какая она? (чистая, теплая) -Что это за выразительное средство? (эпитеты) - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие словосочетания нам показываю, что природа у поэта живая? (поле отдыхает, лазурь теплая, воздух пустеет) - Важны ли нам выразительные средства? -да ребята они важны в стихотворениях. Ведь без них мы не сможем увидеть поэтический пейзаж и красоту в природе. 6.3. Подготовка к выразительному чтению - Ребята, что нам нужно соблюдать при выразительном чтении стихотворения? (Знаки препинания) - Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? -Вспомните, в каких случаях ставится многоточие? (Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена) - Как мы будем читать 1 строфу? С какой интонацией? -Какие слова выделим голосом? (дивная, хрустальная, лучезарны) - А как мы прочитаем 2 строфу? -Какие слова выделим голосом? (Бодрый, тонкий, борозде) - А 3 строфу? Какие слова выделим? | Беседуют по содержанию стихотворения Никаких. Тишина. Птицы улетели Читают стихотворение по строфам и анализируют непонятные слова. Ищут в тексте сравнения и эпитеты. Обсуждают подготовку к выразительному чтению | Фронтальная | ПР2 ПР3 ПР4 Л1 Л2 Л3 П1 П3 Р2 К2 К3 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Выразительное чтение стихотворения в парах - Ребята, а сейчас вы друг другу в паре выразительно прочитаете стихотворение, с той интонацией с которой вы назвали. 7.2. Индивидуальное выразительное чтение с анализом (по критериям) - А теперь я попрошу желающего, выйти к доске и прочитать выразительно стихотворение, соблюдая, знаки препинания и выделение тех слов, которые нужно выделить голосом. - За что вы похвалите? - Соблюдал остановки на знаках препинания? - Правильная ли была интонация? - Правильно были поставлены логические ударения? - Соблюдал темп и ритм? - Молодцы. Критерии:
| Читают стихотворение в парах | Парная Индивидуальная | ПР2 ПР4 Л2 П1 П3 Р2 К1 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1. Подведение итогов урока -Какова была тема урока? -Какую цель мы ставили перед собой? - Как называется раздел с которым мы познакомились? - С какими понятиями познакомились? -С каким стихотворением мы познакомились? 8.2. Рефлексия учебной деятельности -За что вы можете похвалить себя на уроке? -А кто думает, что не совсем хорошо потрудился на уроке? -Что у вас получилось? -В чем возникли затруднения? 8.3 Комментирование домашнего задания. -Ребята, запишите домашнее задание. Выучить стихотворение на 60 странице -Мне было приятно с вами работать. -Спасибо всем за работу, урок окончен -До свидания! | Подводят итоги Оценивают себя Записывают домашнее задание в дневник. | Фронтальная Фронтальная | ПР1 ПР4 Л1 Л2 Л3 П3 Р1 К1 К2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Осенний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»; Цель: Познакомиться с содержанием стихотворения и узнать его главную мысль.
Эпитет - образное, художественное определение. Сравнение - это образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.
Строфа - это несколько строчек из стихотворения, которые соединены друг с другом с помощью рифмы, по смыслу и ритмически.
Борозда - длинная канавка на поверхности почвы, проведенная сохой или плугом, для посадки в неё растений.
Лазурь- краска синего, голубого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Элементы урока в виде презентации...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...
Презентация к стихотворению Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Целью данной работы является раскрыть творчество писателя....
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....
Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел», 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Э. Мошковской, знакомство со стихотворением "Я маму мою обидел"; обучение правильному чтению сти...