Открытый урок по литературному чтению "М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы»."
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
М. Пляцковский «Настоящий друг».
Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛ.
«Стихотворения о дружбе.
М.Пляцковский «Настоящий друг».
В.Орлов «Я и мы».
Ивахнова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов МКОУ СОШ№ 15.
Тема: «М. Пляцковский «Настоящий друг».
Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге.
Образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,
сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения.
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: учебник, ноутбук, проектор, аудиозапись песен о дружбе.
Предметные умения:
читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
формулировать правила дружеских отношений.
Личностные:
формировать нравственные убеждения, оценивание личностных качеств человека, осознание своей нравственной позиции.
проявлять желание читать произведения о дружбе;
адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
развивать творческое мышление.
Коммуникативные:
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте,ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра : Здравствуй, друг!
(пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (за мочку уха)
Где ты был? (по плечу хлопаем)
Я скучал? (руку себе на грудь)
Ты пришёл? (руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Я думаю, что настроение у вас хорошее, и мы поработаем плодотворно.
« Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» - гласит китайская пословица.
- Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение Галины Ключниковой. Подумайте, как его можно назвать. (Дружба).
- прочитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.
-прочитайте выразительно.
- Как можно назвать это стихотворение?
- Кто и с кем дружат в этом стихотворении?
3.На доске пословица: (проверка домашнего задания).
Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица).
- Я вам задавала подумать над смыслом пословицы. Как вы её понимаете?
- Как вы её понимаете? (Корни для дерева это самое важное: это и опора и способ питания и ...А человек без друзей как без воздуха, поскольку каждому человеку свойственны чувства и эмоции, которыми необходимо делиться с друзьями!)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы подготовили?
Ответы детей!!!
4. Вспомните, пожалуйста, как называется раздел, который мы начали изучать? (Мы – друзья). Какие задачи мы поставили для себя на прошлом уроке, что мы должны узнать в этом разделе?
- на доску вынести слова (Дружба, терпение, уважение)
5.Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О дружбе, о друзьях)
И тема нашего урока? (Настоящий друг)
Какие цели поставим? ( Будем учиться- кого можно считать настоящим другом и почему?
- Как вы понимаете, что такое дружба?
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов.
Как вы думаете, без кого не может быть дружбы? ( без друга)
А кто такой друг?
«Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов.
6.Ребята послушайте стихотворения, которые подготовили ребята.
- что хотел рассказать нам автор?
-может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?
Друг у человека может
быть один – самый близкий,
которому доверяешь свои тайны, делишься своими проблемами.
Для своих одноклассников
вы должны стать настоящими друзьями.
Мы называем друзьями тех,
с кем работаем, учимся, отдыхаем.
Быть другом – значит, помогать друг другу,
не обижать.
Вы должны заступаться за
своего одноклассника, выручить из беды.
8. О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.
И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Откройте учебник стр. 114. Стихотворение называется
« Настоящий друг».
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?
Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.
Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.
А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?
( Поэ́т-пе́сенник — это поэт, специализирующийся
на написании слов к песням. Поэты-песенники тесно сотрудничают
с композиторами при написании песен, причём каждый из них делает свой
вклад как в слова, так и в музыку.)
Знакомство с биографией М.Пляцковского.
9.Прочитайте стихотворение в пол голоса.
- о чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворение выразительно.
- найдите строчки, обведённые в рамочку. Поработайте в паре, обсудите, что значит «не разлить водой?»(ответы пар).
( неразлучны, всегда вместе, очень дружны)
Продолжим работа в паре.
Перечитайте четыре последние строчки произведения.
Обсудите с другом, что значит быть кому-то нужным.
(Быть нужным-это прекрасное чувство! Это значит помогать кому-то,даже в решении школьного задания. И если ты услышишь "спасибо" за помощь, значит ты кому-то помог и ты нужен!)
12) Знаете ли вы, что слова этого стихотворения положены на музыку?
Послушаем эту песню. А кто знает, подпевайте
( слушают песню о друге )
13. А теперь поработаем в группе.:
1 группа:
Послушайте задание: запишите правила дружбы, используя наше стихотворение и добавьте свои правила дружбы.
- Проверим написанное.
- А какие правила бы вы еще сюда добавили?
( Ответ: уступать друг другу
Быть вежливым
Быть внимательным
Быть честным
Помогать друг другу
Не жадничать
Не злиться и не ссориться
Не обижать друга понапрасну
Уметь просить прощение. и т.д)
3 группа – написать, что помогает дружбе. что мешает дружбе
( помогает совместная игра) (Дружбе мешает ссора )
2 группа написать, какими качествами должен обладать настоящий друг( честность, преданность, чувство юмора , взаимное уважение. Настоящий друг всегда проявляет заботу о своем товарище. В трудную минуту настоящий друг всегда позаботиться о близком человеке. умение слушать и слышать.)
-Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда нужно было проявить качества настоящего друга?
- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.
- Что на уроке было для вас новым?
- Что важное взяли вы с урока?
- Какую цель мы ставили в начале урока? ( выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)
15. Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.
- мне было сегодня интересно;
- тема разговора для меня была важна;
- мне сегодня понравилось работать.
– да; - иногда; – нет.
- Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей!
16.Домашнее задание.
1.Найти информацию, какие еще детские песни о дружбе написал М. Пляцковский.
2.Выучить наизусть стих-е «Настоящий друг».
1 группа:
- запишите правила дружбы, используя наше стихотворение.
3 группа
Написать, что помогает дружбе:
Написать, что мешает дружбе:
2 группа
Соберите ромашку, только из тех качеств, которыми должен обладать настоящий друг.
ДОБРОТА
ВЕРНОСТЬ
СОСТРОДАНИЕ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
УВАЖЕНИЕ
ЧЕСТНОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ВЕРНОСТЬ
ВЗАИМОВЫРУЧКА
ДРУЖБА
ЖАДНОСТЬ
ГРУБОСТЬ
ЖАЛОСТЬ
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению "Лучший друг"
Открытый урок по литературному чтению " Лучший друг" 1 класс...
Открытый урок по ОБЖ по теме: «Огонь – друг или враг человека?»
Цели :- закрепить теоретические знания о причинах, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе;- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;- закрепить з...
Разработка урока по литературному чтению "О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"
Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....
Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Друг детства".
Конспект с использованием приемов ТРКМЧП...
Открытый урок по окружающему миру "ОГОНЬ -НАШ ДРУГ И ВРАГ"
Конспект к открытому уроку окружающего в 4 классе "Огонь- наш друг и враг"...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...