Открытый урок по литературному чтению "М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы»."
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Ивахнова Ирина Сергеевна

М. Пляцковский «Настоящий друг».

Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.chteniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛ.

«Стихотворения о дружбе.

М.Пляцковский «Настоящий друг».

В.Орлов «Я и мы».

Ивахнова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов МКОУ СОШ№ 15.


Тема: «М. Пляцковский «Настоящий друг».

Цель: познакомить с произведением о дружбе, настоящем друге.

Образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,

сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения.

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: учебник, ноутбук, проектор, аудиозапись песен о дружбе.

Предметные умения:

читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

формулировать правила дружеских отношений.

Личностные:

формировать нравственные убеждения, оценивание личностных качеств человека, осознание своей нравственной позиции.

проявлять желание читать произведения о дружбе;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

развивать творческое мышление.

Коммуникативные:

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.


Структура и ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте,ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

Игра : Здравствуй, друг!

(пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (за мочку уха)

Где ты был? (по плечу хлопаем)

Я скучал? (руку себе на грудь)

Ты пришёл? (руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Я думаю, что настроение у вас хорошее, и мы поработаем плодотворно.

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» - гласит китайская пословица.

- Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

2. Речевая разминка.

 -  Прочитайте стихотворение Галины Ключниковой. Подумайте, как его можно назвать. (Дружба).

- прочитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.

-прочитайте выразительно.

- Как можно назвать это стихотворение?

- Кто и с кем  дружат в этом стихотворении?

3.На доске пословица: (проверка домашнего задания).

Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица).

- Я вам задавала подумать над смыслом пословицы. Как вы её понимаете?

- Как вы её понимаете? (Корни для дерева это самое важное: это и опора и способ питания и ...А человек без друзей как без воздуха, поскольку каждому человеку свойственны чувства и эмоции, которыми необходимо делиться с друзьями!)

- Какие ещё пословицы о дружбе вы подготовили?

Ответы детей!!!

4. Вспомните,  пожалуйста, как называется раздел, который мы начали изучать? (Мы – друзья).  Какие задачи мы поставили для себя на прошлом уроке, что мы должны узнать в этом разделе?

- на доску вынести слова (Дружба, терпение, уважение)

5.Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О дружбе, о друзьях)

И тема  нашего урока? (Настоящий друг)

Какие  цели  поставим? ( Будем учиться- кого можно считать настоящим другом и почему?

- Как вы понимаете, что такое дружба?

«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов.

Как вы думаете, без кого не может быть дружбы? ( без друга)

А кто такой друг?

 «Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов.

6.Ребята послушайте стихотворения, которые подготовили ребята.

- что хотел рассказать нам автор?

-может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?

Друг у человека может

быть один – самый близкий,

которому доверяешь свои тайны, делишься своими проблемами.

Для своих одноклассников

вы должны стать настоящими друзьями.

 Мы называем друзьями тех,

с кем работаем, учимся, отдыхаем.

Быть другом – значит, помогать друг другу,

не обижать.

Вы должны заступаться за

своего одноклассника, выручить из беды.

8. О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.

И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Откройте учебник стр. 114. Стихотворение называется

 « Настоящий друг».

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?

Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.

Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.

А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?

Поэ́т-пе́сенник — это поэт, специализирующийся

на написании слов к песням. Поэты-песенники тесно сотрудничают

с композиторами при написании песен, причём каждый из них делает свой

вклад как в слова, так и в музыку.)

Знакомство с биографией М.Пляцковского.

9.Прочитайте стихотворение в пол голоса.

- о чем это стихотворение?

Прочитайте стихотворение выразительно.

- найдите строчки, обведённые в рамочку.  Поработайте в паре, обсудите, что значит «не разлить водой?»(ответы пар).

( неразлучны, всегда вместе, очень дружны)

Продолжим работа в паре.

Перечитайте четыре последние строчки произведения.

Обсудите с другом, что значит быть кому-то нужным.

(Быть нужным-это прекрасное чувство! Это значит помогать кому-то,даже в решении школьного задания. И если ты услышишь "спасибо" за помощь, значит ты кому-то помог и ты нужен!)

12) Знаете ли вы, что слова этого стихотворения положены на музыку?

Послушаем эту песню. А кто знает, подпевайте

( слушают песню о друге )

13. А теперь поработаем в группе.:

1 группа:

Послушайте задание: запишите правила дружбы, используя наше стихотворение и добавьте свои правила дружбы.

- Проверим написанное.

- А какие правила бы вы еще сюда добавили?

Ответ: уступать друг другу

Быть вежливым

Быть внимательным

Быть честным

Помогать друг другу

Не жадничать

Не злиться и не ссориться

Не обижать друга понапрасну

Уметь просить прощение. и т.д)


3 группа – написать, что помогает дружбе.  что мешает дружбе

помогает совместная игра) (Дружбе мешает ссора )

2 группа написать, какими качествами должен обладать настоящий друг( честность, преданность, чувство юмора , взаимное уважение. Настоящий друг всегда проявляет заботу о своем товарище. В трудную минуту настоящий друг всегда позаботиться о близком человеке. умение слушать и слышать.)

-Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда нужно было проявить качества настоящего друга?

- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.

- Что на уроке было для вас новым?

- Что важное взяли вы с урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока? ( выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)

15. Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.

  • мне было сегодня интересно;
  • тема разговора для меня была важна;
  • мне сегодня понравилось работать.

– да; - иногда; – нет.

- Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей!

16.Домашнее задание.

1.Найти информацию, какие еще детские песни о дружбе написал М. Пляцковский.

2.Выучить наизусть стих-е «Настоящий друг».

1 группа:

- запишите правила дружбы, используя наше стихотворение.






3 группа

Написать, что помогает дружбе:

Написать, что мешает дружбе:








2 группа

Соберите ромашку, только из тех качеств, которыми должен обладать настоящий друг.







ДОБРОТА

ВЕРНОСТЬ

СОСТРОДАНИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВЕРНОСТЬ

ВЗАИМОВЫРУЧКА

     

ДРУЖБА

ЖАДНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

ЖАЛОСТЬ

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Лучший друг"

Открытый урок по литературному чтению " Лучший друг" 1 класс...

Открытый урок по ОБЖ по теме: «Огонь – друг или враг человека?»

Цели :- закрепить теоретические знания о  причинах, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе;- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;- закрепить з...

Разработка урока по литературному чтению "О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

Открытый урок по окружающему миру "ОГОНЬ -НАШ ДРУГ И ВРАГ"

Конспект к открытому уроку окружающего в 4 классе "Огонь- наш друг и враг"...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...