Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Друг детства".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гончарова Эльвира Наильевна

Конспект с использованием приемов ТРКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Произведение В. Ю. Драгунского « Друг детства»

Тип урока

 Изучение  нового материала

Цель и задачи урока:

1.Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского « Друг детства».

 2.Создать условия для формирования выразительного и осознанного чтения в рамках технологии критического мышления.

3. Содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения  В. Ю. Драгунского « Друг детства».

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

–формировать потребность в систематическом чтении;

-овладевать элементарными приёмами  анализа художественного произведения, используя литературоведческие понятия;

- формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя, определять главную мысль произведения.

- развивать  эмоционально-нравственную  отзывчивость, понимание и сопереживание героям произведения;

-формировать собственную позицию в понимании ответственного отношения к друзьям;

- анализировать поступки героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями.

Регулятивные

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать,  контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учить работать по предложенному плану, высказывать своё предположение;

Познавительные

- овладевать навыками смыслового чтения текста  в соответствии с целями и задачами;

-строить  речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные

-уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;

- уметь сотрудничать в группе, в паре.

-аргументировать собственную позицию, вырабатывать общую позицию

Вид используемых на уроке средств

Презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись, запись на доске, печатные листы с биографией автора, мультфильм, ноутбуки.

Ход  урока

Стадии урока

Содержание этапов. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Стадия вызова

Слайд 1

Слайд 2

Портрет

В. Ю. Драгунского на доску

Слайд 3

1.Организационный момент.

Слайд 1

- Поговорим?

(О чём?)

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

(Поговорим?)

- Мне будет интересно.

(Нам будет интересно.)

2. Приём «Корзина идей». 

- А чтобы разговор состоялся, давайте определим, кто сегодня наш собеседник? Как его зовут? (портрет на слайде)

-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите  на портрет этого человека?

- Что вы можете сказать об этом человеке? (Умный взгляд, добрый, приветливый.)

-Кем он может быть? Почему портрета два?

- А что вы хотите узнать об авторе?

3. Приём «Чтение с пометами».

Слайд 3- пометы

Прочитайте сведения об авторе, делая пометы при чтении:

«+» - новое для меня

 «-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы

- Все ли знаете об этом человеке? (Нет, не всё.)

Из Биографии писателя.

v Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его.

+ В. Драгунский очень любил театр, цирк. Сам писал пьесы, стихи, песни, клоунады, смешные рассказы для детей.

+ Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.

Эмоциональный настрой.

Предположения детей.

Читают биографию автора

( листы у каждого). При чтении карандашом выставляют пометки на полях

+ уже знал

! узнал новое

? хочу узнать

Озвучивание помет.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

4. Составление кластера.

- Вы прочитали отрывок из биографии В.Ю.Драгунского. Попробуйте составить кластер о том, какие произведения писал автор.

В.Ю.Драгунский писал: стихи, пьесы, сказки, клоунады, песни, смешные рассказы для детей.

-А какие его произведения мы уже читали?

-Почему мы снова встречаемся с этим писателем сегодня?

-Какое это может быть произведение по жанру? О ком?

5. Приём «Мозговой штурм».

- Дома я просила вас вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Слова одной из них рассыпались. Помогите её восстановить. (Работа в паре).

Слайд 4-5- иллюстрация к рассказу.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к произведению. Сделайте предположения и запишите их, работая в паре.

- О ком или о чём будет произведение?

- Где будут происходить события?

- Что могло произойти с этим героем? Почему?

- Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только на иллюстрацию. Может кто-то догадался, какое произведение мы будем читать?

-Теперь проверим наши предположения и прочтём название произведения.

-А как связан портрет В. Драгунского с этим произведением?

6. Сформулируйте тему и цель урока, используя опорные фразы. 

Слайд 7-опорные слова.

Познакомиться с ….. (произведением В. Драгунского «Друг детства»)

Выделять главную… текста (главную мысль)

7. Приём «Верите ли вы?»

Слайд 8-таблица.

-Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?», для  этого заполните 1-ый столбец таблицы.

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Дениска захотел стать боксёром.

2

Плюшевый Мишка – друг детства Дениски.

3

Плюшевый Мишка помог в тренировках по боксу, стал боксёрской грушей.

4

Дениска никогда не будет боксёром.

А теперь отложите таблицу до конца урока. Мы ещё к ней вернёмся.

Дети составляют  из карточек на доске кластер (пьесы, стихи, песни, клоунады, рассказы, романы, поэмы, былины)

Заколдованная буква.

Что любит Мишка.

Что я люблю.

Будем читать его произведение.

?

Старый друг лучше новых двух.

Повторяют правила «вежливого спора»

-высказав своё мнение, спроси партнёра «Ты согласен?»

- слушай партнёра внимательно;

-если ты не согласен, выскажи своё мнение.

Ответы детей.

Называют тему урока.

 Формулируют цели урока, используя опорные фразы.

Самостоятельное заполнение таблицы.

Слайд 9

Слайд 10

2. Стадия

осмысления

Слайд 11

(Шторка)

По ходу сбор синквейна

Прилагательные и глаголы на доску

ФИЗМИНУТКА

(Шторка)

Синквейн закончить

(Шторка)

Физ.минутка

 3. Рефлексия

Слайд 12

УБАВИТЬ ЗВУК!!!

Домашнее задание

Слайд 13

Слайд 14

(Песня)-тихо

8. Фронтальная работа (словарь).

Слайд 9

-Прежде чем начнём знакомиться с произведением, посмотрите, есть ли в тексте слова, значение которых нужно уточнить в толковом словаре.

ГРУ́ША

1. Плодовое дерево. 

2. Плод этого дерева, имеющий форму округлого конуса. 

3. Предмет, имеющий форму этого плода.

-Это многозначное слово или омоним? Объясните свой ответ.

-Мы будем читать произведение полностью или отрывок?

-Теперь проверим наши предположения и познакомимся с рассказом В. Драгунского

« Друг детства».

1. Прослушивание аудиофайла «Друг детства».

Слайд 10

-Предлагаю внимательно послушать начало рассказа и ответить на вопрос:

- Что узнали о главном герое?

После прослушивания:

-Сколько лет Дениске?

-Кем хотел стать Дениска? Какие качества героя отметим?

-Что предложил герою папа вместо боксёрской груши?

-Узнаем, какой выход нашла мама, прочитав 1 часть рассказа.

2. Чтение детьми 1-ой части "по цепочке". (Слайд 11 - Шторка)

-Как отреагировал Дениска на мамино предложение?

3. Чтение хорошо читающим учеником 2-ой части.

(Описание Мишки).

- По ходу анализа произведения будем составлять синквейн « Мишка».

Обратите внимание на эпитеты, которые использует автор для описания плюшевого Мишки.

После чтения учеником:

- Почему Мишка написано в тексте с большой буквы?

- Автор использует эпитеты, описывая Мишку. Назовите их.

- С кем сравнивает автор плюшевого медведя? Как называется этот литературный приём?

4. Чтение 3-4-ой частей самостоятельно.

- Прочитайте про себя текст.

- Читайте внимательно, потом мы проверим, кто самый внимательный.

После чтения игра "Голова-хвост".

- Такая забавная милая…мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал.

- Спать с собой укладывал, и…укачивал его, как маленького братишку.

- И я его любил тогда, любил…всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.

- Вот он сидит,…смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

- Что-то изменилось в душе у Дениски? Почему?

- Как закончится рассказ? Изменится ли желание стать боксёром?

- Как Дениска относился к Мишке?

4. Чтение учителем 5-ой части (до конца). 

Приём "Чтение с остановками".

-Почему Дениска заплакал?

-Почему наш герой «раздумал быть боксёром»?

-Кем Дениска считает плюшевого Мишку? А можно ли бить друзей, пусть даже игрушечных?

1. Решение теста

-Кто готов проверить свои знания содержания текста и выполнить интерактивный тест? (2 ученика)

-А остальным в это время предлагаю поработать в группах.

2.Приём «Шесть шляп мышления». Работа в группах.

Слайд 12

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни Дениски.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с плюшевым Мишкой?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. Драгунского?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героев рассказа. 

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории, которая могла иметь весьма  печальный  конец.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение? Дайте свои советы героям произведения.

    Проверка работы групп.

3. Проверка результатов теста.

-А как справились с тестом знатоки рассказа?

4. Проверка получившегося синквейна.

Мишка

Плюшевый, облезлый.

Шутил, смотрел, сдавался.

За него жизнь бы отдал.

Друг.

5. Итог работы.

- Почему благополучно закончилась эта история? 

- Какова тема раздела, с которым мы работаем?

- А почему рассказ В. Драгунского авторы тоже разместили в этом разделе? О любви к кому этот рассказ?

- О каких понятиях мы сегодня говорили?

- А есть ли у вас друзья среди игрушек. Подготовьте дома рассказ о нём.

4. Проверка таблицы «Верите ли вы?»

Слайд 13-14

-Чьи предположения оказались верными? Молодцы!

-Наш урок подходит к концу.

-А теперь на левую ладонь положите знания, которые вы уже имели. На правую ладонь - полученные сегодня знания. Хлопком соединяем ладони и говорим «Спасибо!»

-Кому и за что мы  сказали спасибо?

-Спасибо за хорошую работу на уроке!

Слайд 17

-Молодцы, все ребята работали хорошо и помогали мне.

Многозначное слово, т.к. есть общая форма предметов.

Отрывок.

Рассказ.

Слушают начало рассказа, отвечают на вопросы.

Боксёром.

Съесть морковку.

Обрадовался.

Дети следят по тексту.

Шоколадный, облезлыйв, весёлый

Слушают вторую часть, отвечают на вопросы, находят эпитеты (шоколадный, облезлый, весёлый), олицетворения, (шутил, смотрел, как будто сдавался)

Чтение, нахождение окончания предложений.

Завершение синквейна.

Мишка был его другом.

Предположения детей.

Дети следят по тексту.

Ответы детей

Индивидуальная работа за ноутбуком.

Дети работают в группах.

Два ученика в это время выполняют интерактивный тест на ноутбуках.

Дети озвучивают свои отметки.

Любовь.

О любви к другу.

Дружба, любовь, милосердие.

Дети озвучивают свои ответы.

Одноклассникам за помощь, себе за хорошую работу, учителю за новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство"

Это урок по литературному чтению в 3 классе по теме "И.Суриков "Детство". Содержит все необходимые элементы для реализации ФГОС в начальной школе....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой "Детство"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс Л.Н. Толстой "Детство", презентация....