Открытый урок по литературному чтению «Звуки и буквы К к.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Цель: познакомить со звуками (к),  (к ) и буквой К, дать понятие парные согласные звуки

Задачи урока:

Формировать умение:

  • выделять звук в слове;
  • находить слова с заданным звуком;
  • различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  • навык чтения;
  • работа с учебником.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«ЗВУКИ И БУКВЫ К к.»

1 «В» класс.

Учитель начальных классов:

Осадчая Елена Леонидовна

2020 год

Открытый урок по литературному чтению «Звуки и буквы К к.»

Цель: познакомить со звуками (к),  (к ) и буквой К, дать понятие парные согласные звуки

Задачи урока:

Формировать умение:

  • выделять звук в слове;
  • находить слова с заданным звуком;
  • различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  • навык чтения;
  • работа с учебником.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

1. Работа над изученным материалом.

 – Какие буквы согласных звуков изучили?  Назовите их. Сколько их?

 – Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость?

Задание: (3 человека у доски) Распредели на группы  звуки по кружочкам (черный, желтый, красный). Объясните свой выбор.

2. Составление плана урока.

 – Мы уже знаем много букв и даже умеем читать. Посмотрите «Букварь» на с. 52–53 и спланируйте нашу сегодняшнюю деятельность на уроке.

– Что нового будет сегодня на уроке?

     План (примерный)

  1. Работа с рисунками.
  2. Выделение звуков в слове.
  3. Знакомство с новой буквой.
  4. Чтение слогов и слов.
  5. Составление схем слов.
  6.  Работа с текстом.

Приступим к работе и посмотрим в конце урока что же мы успели сделать и что нового узнали.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

ФИЗМИНУТКА

1.- Предлагаю отправиться в кинотеатр и посмотреть мультфильм, а затем ответить на вопрос:  Кто герои этого мультфильма? (5 минут)

Просмотр мультфильма «Кит и кот» (отредактированный)

-  Кто герои этого мультфильма? (кот и кит)

- В чем загадка мультфильма?

2. Работа в «Букваре».

– Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота и кита.

– Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Это – звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.)

- Назовите слова, которые называют эти предметы? ( кот, кит)

- В чем разница в этих словах? ( о, и)

3. Работа в тетради для печатания.

 - Составим схемы слов кот и кит. (1 ученик у доски)

1) Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов.

__________          _________

 К     О    Т        К     И     Т

– Произнесем слово кот.

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

(согласный, твердый, синий)

_ Почему согласный?

-  Второй звук? Каким цветом?

- Третий звук?

- Ставим ударение.

– Послушайте и произнесите сами слово кит.

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, мягкий, зеленый)

–Почему согласный?

- Второй звук. Каким цветом?

- Третий звук?

- Ставим ударение.

– А какие новые звуки в этих словах вы услышали? ((к), (к))

- Дайте характеристику этому звуку. Какую шапочку ему наденем? (звукарик). Какие башмачки?

2) Обозначение звука буквой.

- Какую букву обозначает этот звук? (К)

– Посмотрите на букву в учебнике и на доске.

– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

– Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К?

Кузнец стоит,

Как буква К.

Сноп искр летит

До потолка.

(В. Степанов)

– У вас на столе есть эта буква, напечатайте внутри  буквы К. А теперь поднимите и покажите, что у вас получилось.

- Вернемся к схемам. Давайте напечатаем эти слова под схемами.

(2 ученика на доске)

- В чем разница у этих слов? (о, и)

- А еще? ( к - твердый, к - мягкий)

- Пишем одинаковые буквы, произносятся они по разному!

- Подведем первый итог нашего урока.

С каким звуком познакомились?

Дайте характеристику.

Какую букву он обозначает?

4. Работа с учебником.

- Посмотрите в окно. Что изменилось в природе?

- Найдите слова, в которых есть звук (К).

- Посмотрите на небо. Что вы видите? (облаКа)

- А на земле? (снег)

- На листочках напечатайте слово СНЕГ (учитель читает неразборчиво). Покажите. (учитель вызывает разные написания).

2 варианта – у доски ученики

Проблема – Кто прав?

- Ребята почему так получилось?( они почти одинаково звучат)

- А какая разница в звучании? ( один глухо, другой звонко) Проверим.

– Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».)

– Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схемы-«человечков».

Сравнение звуков [к], [к’] со звуками [г], [г’].

- Что общего между ними, что разного? А почему они стоят вместе?

Подведем второй итогт урока:

– Согласные звуки могут быть еще какими? (парными по глухости и звонкости)

ПОИГРАЕМ

5. Игра «Услышь звук».

Я вам назову слово. Если в слове первый звук глухой, вы показываете схему-«человечка» в чёрный кружок, а если звонкий, то черный кружок.

Каша, гром, ком, кума, гарнир, глина, нога, рука.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре».

- Как вы думаете, какая работа нас ждёт (обращаю внимание на план)? (мы будем читать)

1) Чтение слогов.

– Посмотрите на с. 52.

– Сравните произношение звуков в каждом слоге .

- Слышим как? ( четко)

– Что интересного во втором столбике? (начинаются с гласного)

- Слышим как? ( не четко)

- Почему? (глухо,звонко)

- Что будем читать под картинками? (слова) 1 и 2 столбик

(Работа над лексическим значением каждого слова, многозначность слов)

1-й столбик:

– Прочитайте слова шёпотом.

– Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное.

– Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное.

– Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.)

– Какое слово осталось прочитать?

– Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) 

Чтение всего столбика целиком.

2-й столбик:

– Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом  игры.

– Площадка для игры в большой теннис.

– Ласковое, нежное, пушистое (второе значение – название морского животного).

– Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик – оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.)

– Прочитаем все слова.

– Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово?

– Подготовьтесь к чтению следующего столбика.

3-й столбик:

- Прочитайте его дома. Подумайте, что обозначают эти слова.

2) Работа с текстом.

- Прочитайте кто автор этого текста?

- Посмотрите на оформление текста и скажите что это? (Стихотворение)

- Мы прочитаем, а вы скажите кто герои этого стихотворения?

(Читает ученик)

- Кто же? (кот и кит)

- Почему именно этих героев выбрал  Б. Заходер?

-Какое стихотворение получилось у автора?

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

– Если будет желание нарисуйте в тетради для печатания героев этого текста.

V. Итог

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

–  Кто был самым внимательным на уроке? А какое знание вы сможите использовать на уроках окружающего мира?

– Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.(наклейки)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы"

Урок направлен на повышение интереса к прочтению произведений иностранных авторов, развитие творческих способностей, улучшение информационно-коммуникативных и актерских качеств учащихся....

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

Конспект урока по литературному чтению "Звук [и], буквы Ии" 1 класс

Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания ...