Литературное чтение. Урок по теме"Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь" 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Самойлова Светлана Викторовна

Предмет :«Литературное чтение». 4 класс.

УМК: «Школа России»

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Номер урока: 108.

Форма урока: Встреча в литературной гостиной. Работа в группах.

Тип урока: Обобщающий, с элементами исследовательско- творческой деятельности.

Задача урока:  продолжить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь детей чтением стихов о детве, о Родине, о природе, помочь каждому ребёнку « найти себя» в чтении стихов. Создание творческого проекта.

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить изученный материал.
  2. Развивать память, мышление, творческие способности учащихся и их кругозор.
  3. Воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих. Прививать любовь к поэзии.

Ожидаемые результаты: Повышение интереса к изучаемому предмету и созданию коллективных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет :«Литературное чтение». 4 класс.

УМК: «Школа России»

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Номер урока: 108.

Форма урока: Встреча в литературной гостиной. Работа в группах.

Тип урока: Обобщающий, с элементами исследовательско- творческой деятельности.

Задача урока:  продолжить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь детей чтением стихов о детве, о Родине, о природе, помочь каждому ребёнку « найти себя» в чтении стихов. Создание творческого проекта.

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить изученный материал.
  2. Развивать память, мышление, творческие способности учащихся и их кругозор.
  3. Воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих. Прививать любовь к поэзии.

Ожидаемые результаты: Повышение интереса к изучаемому предмету и созданию коллективных проектов.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
  2. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Работа по теме урока.
  5. Минутки здоровья.
  6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование: Портреты С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, В. Я. Брюсова, выставка книг со стихами поэтов, карточки с заданием, альбом и краски для рисования, запись музыки, презентация к уроку.

(  Класс  оформлен  под  гостиную.  Парты стоят в виде трёх столов, которые покрыты скатертью. За каждым столом сидят по 4 ученика. Каждая группа детей представляет одного из поэтов).

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

№ слайда.

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём

И урок мы наш начнём.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

( Звучит нежная музыка классическая музыка).

- Мы с вами завершили изучение раздела « Поэтическая тетрадь» . Приумножили свои знания  в области литературы, очередной раз прикоснулись к миру поэзии. Подводя итог нашей большой с вами работы, я приглашаю всех вас в литературную гостиную. Мы рады, что сегодня не одни, у нас гости, как и полагается в таких случаях., ведь слово гостиная произошло от слова гость. Мы ещё раз сегодня перелистаем- поэзии прекрасные страницы. Итак, гостиная открывает свои двери. ( музыка прекращается).

Дети стоят возле своих мест, учтиво поздоровались, чуть наклонив голову,  и тихо сели.

- Хорошее.

№ 1.

№ 2.

  1. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, возьмите на ваших столах карточки и прочитайте, что на них написано.

( Карточки:

1 Самуил Яковлевич Маршак.

2 Агния Львовна Барто.

3 Марина Ивановна Цветаева.

4 Эдуард Успенский.

5 Сергей Александрович Есенин.

6  Иван Андреевич Крылов.

7 Валерий Яковлевич Брюсов. ).

- Что можете сказать?

- Подумайте, какое задание можно выполнить с этими карточками?

- Скажите, о творчестве каких авторов мы сегодня будем говорить?

- Почему?

-  Вы сегодня работаете группами по 4 Человека. Каждая группа будет представлять своего поэта. Какого? Это решит жребий.

- Возьмите портрет, выбранного вами поэта, на нашей выставке.

- Вспомните и назовите полностью имя и годы жизни поэта.

( ставлю на столы карточки: В. Я. Брюсов- 1873- 1924.; М. И. Цветаева- 1892- 1941.; С. А. Есенин- 1895- 1925).

- Минутка развития. Блицопрос:

-Фантастические истории, в которых случаются превращения и чудеса.

- Стихи, положенные на музыку.

- Произведения. В которых высмеиваются пороки и недостатки людей. В этих произведениях обязательно есть поучение или мораль.

- Краткое описание жизненных фактов.

- Единица , ритмически организованной речи. В которой обязательно присутствует рифма.

- А как называются стихи без рифмы?

-Что мы вспомнили на минутке развития?

-Какие ещё есть жанры литературы?  Пополните список.

- О каком жанре мы сегодня будем говорить?

 

Дети читают карточки и думают над заданием.

( эта же карточка высвечивается на слайде).

- Это фамилии авторов.

- Можно выполнить классификацию: детские поэты, поэты- классики, баснописец.

- О творчестве Есенина, Цветаевой, Брюсова.

- Эти имена вошли в поэтическую тетрадь № 9, которую мы изучили.

Проводится жеребьёвка среди детей.

Дети берут нужный портрет и ставят себе на стол.

Дети отвечают.

- Сказки.

- Песни.

- Басня.

- Очерки.

- Стихи.

- Белые стихи.

- Жанры литературы.

- О стихах.

 

№ 3.  

№ 4 .

  1. Постановка  учебной задачи.

- Я вам предлагаю прочесть стихотворение Ивана Сурикова.

- Я попрошу  прочесть выразительно вслух. Кто желает?

- О чём вспоминает Суриков в своём стихотворении?  

- А теперь подумайте и скажите, какое название мы дадим нашей поэтической тетради?

- Я предлагаю вам совершить заочное путешествие в эту чудесную страну, обобщить полученные знания и пополнить начатый коллективно творческий проект, посвящённый нашим поэтам.

( показываю проект)

- В течение урока  в группах работают художники. Какова ваша задача?

- Успехов вам.

Дети читают шёпотом про себя.

Дети читают выразительно вслух по желанию.

- О своём детстве.

- Страна далёкого детства.

- Сделать иллюстрации к любимым стихотворениям.

№ 5.

№ 6.

№ 7.

  1. Работа по теме урока.

- Посмотрите ещё раз на даты жизни поэтов. Что можете сказать?

- Вспомните уроки истории. Какое это было время?

- Эти поэты не знали близко друг друга, но о таланте другого слышали. Например, весть о кончине Брюсова очень ошеломила Есенина. Он сказал: « Какой большой труженик поэзии ушёл».

А Марина Цветаева написала о смерти Сергея Есенина так:

-…И не жалость- мало жил,

И не горечь- мало дал,-

Много жил- кто в наши жил дни,

Всё дал- кто песню дал.

- Давайте послушаем сообщения об этих замечательных поэтах, вспомним некоторые эпизоды из их жизни. Открываем наш проект.

Первый раздел: « Из жизни поэтов».

- Все поэты жили в конце 19,  в начале 20 века.

- 1914 год- первая мировая война, революция.

Дети делают сообщения из жизни  Брюсова, Есенина, Цветаевой.

№ 8.

№ 9.

№ 10, 11, 12.  

  1. Минутка здоровья.

- Мы немножко все устали,

А сейчас все дружно встали.

Есть хорошие слова:

Не болела б голова.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку на песню «Улыбка».

№ 13.

- Второй раздел нашего проекта: « Творчество поэтов».

- О каком периоде жизни вспоминают все поэты в стихах, которые мы изучили?

- Как вы думаете, у всех ли детство проходит одинаково?

- Почему?

- Кто из трёх поэтов считал детство самым счастливым, чудесным, а главное свободным. Временем волшебных превращений в сказочных фей?

-  Послушаем стихотворение, в котором Цветаева говорит о себе.

- Ещё одно стихотворение Цветаевой.

- Потрясающее стихотворение Цветаевой. Вот где феи и волшебство.

- Наши царства. Чьи это пространства?

- Кто была вторая фея?

- Только в детстве, вспоминает Цветаева, можно убегать из дома, играть, танцевать, придумывать всякие приключения со своей любимой сестрой.

- Вам понравились стихи Марины  Цветаевой?

- Думаю, что встреча с нею в старших классах будет столь же интересна. 

- А вот имя следующего поэта вам очень хорошо известно. Его стихи всегда отличались своей неповторимой индивидуальностью. Их так и хочется петь. О ком речь?

- Что можете рассказать о  его детстве?

- Что вспоминает Есенин больше всего?

- Кто желает  рассказать это  стихотворение?

- О чём ещё писал Есенин?

- Кто желает прочесть стихи Есенина?

- А теперь поговорим о поэте, чьё детство было немного взрослым. О ком речь?  

- Каким было его детство?

- Поэтому его стихи и полны тревог, и очень радостные.

В каком стихотворении Брюсов вспоминает детские страхи, видения, которые его мучили?

- А какие стихотворения совершенно другого характера?

- Кто желает его прочесть?

- Какие стихи Брюсова вы ещё приготовили?  

- Брюсова считали одним из лучших поэтов 20 века.

Посмотрим инсценирование стихотворения «Коляда»

- Переходим к третьему разделу нашего проекта. Он называется: «Художественная мастерская».

- Работы, выполненные нашими художниками сегодня на уроке и те, что вы сделаете дома, мы разместим в этом разделе.

- О детстве.

- Нет.

Ответы детей.

- Цветаева.

«Красною кистью рябина зажглась».

« Бежит тропинка с бугорка».

« Наши царства».

- детей.

- сестра Аня.

Ответы детей.

- Сергей Есенин.

Ответы детей.

- Бабушкины сказки.

Один ученик рассказывает выразительно.

- О природе, о Родине, так как Есенин говорил: « Моя лирика жива одной большой любовью к  Родине».

- Дети читают стихи по желанию: «Черёмуха», «Закружилась листва золотая»,  « Белая берёза», « Поёт зима аукает».

- О Брюсове.

- Баловали и учили уму разуму.

- « Опять сон».

        

- « Детская»

Дети читают: « Сухие листья», « Колыбельная», « О Москве».

« Коляда»- инсценировка.

        

№ 14.

№ 15.

№ 16.

№ 17.

№ 18.

Минутка здоровья.

- Руки за спинку, головки назад.

- Глазки пускай в потолок поглядят.

- Головки опустим- на парту гляди.

- И снова наверх- где там муха летит?

- Глазами повертим, поищем её.

- И снова к работе. Немного ещё.

Дети сидят за столами. Закрыть глаза, расслабиться.

Открыть глаза, посмотреть вверх.

Вниз.

Вверх.

По сторонам.

Сели красиво.

№ 19.

- Четвёртый раздел проекта: Юные поэты. 

- Мы часто на уроках были и актёрами,

Были и танцорами , и даже космонавтами.

Любим фантазировать,

Любим выступать.

И, конечно, любим стихи все сочинять.

- У меня, как и у любого взрослого, тоже было детство. О нём я сочинила такое стихотворение.

     Каждый взрослый хоть однажды

Вспоминает ту пору,

Где его осталось детство ,

И учили лишь добру.  

Я вот тоже вспоминаю

Свою детскую кровать,

Полку с книгами над нею

И собачки нежный лай.

Вспоминаю снежну гору

И качели у ворот.

Салки, жмурки, догонялки!

Так играли, дух берёт!

Вспоминаю руки мамы,

Её нежные глаза,

Наставления от папы.

Я была ведь егоза!

Всё проходит- детство тоже,

И вернуть его нельзя.

А , быть может, и не нужно.

Пусть оно живёт в мечтах.

Пусть живёт в воспоминаньях

Детства добрая страна.

Пусть она не знает боли,

Горя, голода и зла.

Пусть все дети на планете

Только в радости растут!

Ну, а взрослые, конечно,

Их в обиду не дадут!

Дети читают стихи собственного сочинения.

Дети слушают стихотворение.

№ 20.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Я попрошу наших художников показать свои работы. Спасибо. Мы их разместим в проекте.

- К сожалению, наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Подведём итоги. (подхожу к книжной выставке).

- Доставила ли вам встреча с поэтами хоть маленькое удовольствие?

- Захочется ли вам взять в руки томик стихов Цветаевой и перечитать их?

- Стали ли ближе и роднее стихи Брюсова?

- Захотелось ли вам побольше узнать о жизни Сергея Есенина?

- Можно ли кого- то из поэтов выделить отдельно?

- Понравилось ли вам работать над проектом?

- Оцените работу своей группы.

Если у вас всё получилось и вам было вместе интересно работать , то поднимите красную карточку.

Если были проблемы и что- то не получилось, то  зелёную.

-  Если остались ещё вопросы и проблемы, то будем искать ответы.

- Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?

Ответы детей.

- Нет. Каждый поэт интересен и талантлив по- своему.

Ответ.

Дети оценивают работу своих групп.

Ответ.

№ 21.

  1. Домашнее задание.

- Чтобы завершить работу над проектом, выполните следующее:

1 группа- написать сочинение- рассуждение на тему: « Какой образ детства создаёт М. И. Цветаева в стихотворении «Наши царства».

2 группа- сделать иллюстрации к стихотворениям С. Есенина.

3 группа- найти новые стихи Брюсова о детстве.

- Я поздравляю каждого из вас. Вы сегодня поднялись ещё на одну ступеньку вверх.

-Вы сегодня молодцы!

Потрудились от души!

Всем я ставлю только пять.

И хочу одно сказать:

Не любить стихи нельзя,

В них и сила, и душа.

Ты сумей лишь их понять

И  всем сердцем их принять.

Всем спасибо!

№ 22.

№ 23.

№ 24.

   

Библиография.

  1. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.- М. : ВАКО, 2006.
  2. С. Есенин. Стихотворения. Поэмы /Сост.,вступ. статьяА. А. А. Козловского.- М.:ОЛМА- ПРЕСС, 2000.
  3. С. А. Есенин. О Русь- малиновое поле…Сборник стихов о родине, природе и любви. / К. Чеченев. Изд- во Белый город, 2002.  
  4. М. И. Цветаева. Стихотворения. / Сост. И автор вст. Статьи А. Михайлов. М.: Детская литература, 1990.
  5. М. И. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. / Сост. Е. Евтушенко.- М.: Художественная литература, 1990.
  6. В. Я. Брюсов. Избранные сочинения. / Сост. А. Козловский.- М. : Художественная литература, 1980.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Андреевская СОШ Встреча в литературной гостиной Учитель начальных классов: Самойлова С. В. Литературное чтение 4 класс Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь» п. Андреевский, 2010 « Я - твой, Россия, твой по праву!»

Слайд 2

Литературная гостиная Агния Львовна Барто Самуил Яковлевич Маршак Марина Ивановна Цветаева Эдуард Николаевич Успенский Иван Андреевич Крылов Сергей Александрович Есенин Валерий Яковлевич Брюсов Подумай !

Слайд 3

Эдуард Николаевич Успенский Детские поэты Поэты- классики Баснописец Агния Львовна Барто Самуил Яковлевич Маршак Марина Ивановна Цветаева Иван Андреевич Крылов Валерий Яковлевич Брюсов Сергей Александрович Есенин

Слайд 4

Жанры литературы сказки песни басни очерки стихи рассказы загадки считалки небылицы пословицы

Слайд 5

Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. Время детство золотое, Юность без тревог! Хоть бы день из этой жизни Возвратить я мог! Детство, нет тебе возврата! Пронеслось, прошло; Только в памяти живёшь ты Ярко и светло! Иван Захарович Суриков

Слайд 6

Страна далёкого детства

Слайд 7

Цели урока: Повторить и обобщить изученный материал. Продолжить работу над коллективно начатым проектом. Формировать навыки правильного, выразительного чтения. Увидеть красоту мира поэзии.

Слайд 8

Годы жизни поэтов 1873- 1924 1892- 1941 1895- 1925

Слайд 9

I . Раздел "Из жизни поэтов"

Слайд 10

« Я- твой, Россия, твой по праву!» Валерий Яковлевич Брюсов

Слайд 11

Сергей Александрович Есенин « Чувство Родины- основное в моём творчестве». « Чувство Родины- основное в моём творчестве».

Слайд 12

Марина Ивановна Цветаева « Что без страданий жизнь поэта? И что без бури ураган?»

Слайд 13

Минутка здоровья

Слайд 14

II . Раздел " Творчество поэтов"

Слайд 15

Стихи Марины Цветаевой

Слайд 16

Поэзия Сергея Есенина

Слайд 17

Валерий Яковлевич Брюсов Стихи

Слайд 18

III . Раздел "Художественная мастерская"

Слайд 19

Минутка здоровья

Слайд 20

IV . Раздел "Юные поэты"

Слайд 21

Рефлексия Подведение итогов урока ------- Всё получилось. Было вместе интересно работать. ------- Получилось не всё. Остались вопросы.

Слайд 22

Домдомашнее задание Группа - написать сочинение- рассуждение на тему: « Какой образ детства создаёт Цветаева в стихотворении «Наши царства» Группа - сделать иллюстрации к стихотворениям С. Есенина. Группа - Найти новые стихи Брюсова о детстве.

Слайд 23

Вы сегодня молодцы! Потрудились от души! Всем я ставлю только 5 И хочу одно сказать: Не любить стихи нельзя, В них и сила и душа. Ты сумей лишь их понять И всем сердцем их принять.

Слайд 24

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области. Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов. Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием ИКТ по литературному чтению"Русские народные сказки" - обобщение.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»Данный урок построен...

Литературное чтение. Урок обобщения и закрепления по сказкам Г-Х Андерсена.

Литературное чтение 4 класс Тема: "Урок обобщения и закрепления по сказкам Г-Х Андерсена" Конспект урока...

Литературное чтение. Урок на тему: "Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания)".

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают). Задачи урока:Работать над формированием внимательного отношения к слову, ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Урок–конференция «Земля – наш дом родной» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «Урок–конференция «Земля – наш дом родной»Цели урока: Обобщить знания по теме «Люби живое»Предметные:Воспитывать умение слушать выступающего, и делать...

Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час" с тестом....

Урок литературного чтения в 4 кл. "Обобщение по теме "Родина"

Урок-обобщение по теме "Родина". Работа с поэтическими текстами И.С. Никитина,С. Д. Дрожжина,А. В. Жигулина.Сравнение изображения Родины разными поэтами....