Литературное чтение. Урок обобщения и закрепления по сказкам Г-Х Андерсена.
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Литературное чтение 4 класс

Тема: "Урок обобщения и закрепления по сказкам Г-Х Андерсена"

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 класс

Тема: «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

Цели:

1 образовательная: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения, формировать умения анализировать сказки, развивать внимание, память, мышление, воображение

2  развивающая: развивать интерес к творчеству Андерсена, развивать навыки коммуникативного общения

3  воспитывающая: активизировать читательский интерес, подвести к понятию, что искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Начинаем урок с речевой разминки (упражнение для артикуляционного аппарата):

Ли-ли-ли – птицы прилетели

Жи-жи-жи – галки и стрижи

Ки-ки-ки – лебеди и утки

Жи-жи-жи – чибисы, стрижи

2 Вопрос для ребят (Презентация № 1, слайд 1)

- Какая сказка лишняя и почему?

        - Лиса и Журавль

        - Зимовье зверей

        - Гуси – лебеди

        - Гадкий утенок

        - Лиса, заяц и петух

Ответы детей («Гадкий утенок», авторская сказка, а остальные русские народные)

3 Тема урока.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о сказках Ганса – Христиана Андерсена, вспомним все то, что изучали на прошлых уроках.

4 Презентация №1 (слайд 2 – 9)

- Сначала давайте вспомним о жизни и творчестве великого сказочника Датского королевства.

Просмотр презентации.

- Что для себя нового узнали? (ответы детей)

5 Отгадайте загадки о сказках Андерсена (релаксация для глаз, игра «День-ночь»):

        Хорошо подготовленные ребята читают загадки.

        Загадка 1.

Этот сказочный герой знаком с игрушечной войной.

Как все в коробочке лежал, как все ружье в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл по-человечески страдал.

Когда был доблестный парад, и выставлялся весь отряд,

То, нарушая статных строй, стоял безногий рядовой.

Он не был баловнем судьбы, но все надежды и мольбы,

Что с примой связывал одной, вели его всегда домой,

Где вновь судьба пытала тяжко, и он сгорел в огне, бедняжка.

                                        (Стойкий оловянный солдатик)

        Загадка 2.

Какое странное созданье? Она прекрасно сложена,

И в море или в океане с волной и пеною дружна.

И дно морское ей знакомо – в подводном царстве рождена,

Она, мечтой своей влекома, частенько плавала одна.

В морской, неведомой пучине, в раздумьях детских о душе.

Не ведала людской кручины, девица взрослая уже.

И не совсем, чтобы девица, и рыбкой тоже не назвать.

Как все ждала земного принца, чтоб с милым счастье испытать.

                                        (Русалочка)

        Загадка 3.

Владея снегом, льдом и стужей, она надменно холодна,

И снежной вьюгой злою кружит зимой у теплого окна,

И вышивание морозом узоров чудных на стекле,

Она предпочитает розам, взращенным в комнате, в тепле.

Холодной льдинки злой осколок вонзит в сердечко малыша.

Ее правленья век не долог, когда есть добрая душа.

                                (Снежная королева)

        Загадка 4.

Вот сказка о серенькой птичке, чьи трели – чарующий звук,

Достойный в душе поселиться – расскажет, кто истинный друг

Правителю древней империи с дворцом у Китайской стены.

Но слуги, представьте, не верили, что он доживет до весны.

Льстецами забытый Правитель был при смерти.

Тонкую нить меж смертью и жизнью целитель

Иль друг могут вновь укрепить вниманием, нежной заботой.

Но возле больного сидит певун очень тонкой работы –

За всем безучастно следит, не став для больного порукой –

Безмолвствует звонкий певец, технической мысли слуга,

Златой, рукотворный птенец бездушен. Больной еле дышит,

Певец златокрылый молчит, но старый Правитель вдруг слышит –

Трель серенькой птицы звучит, и, силы в больного вселяя,

Со смертью ведет она бой, обычная птица, живая

Дороже в сто крат золотой.

                                (Соловей)

        Загадка 5.

Вначале ячменное зернышко было.

Мама в горшочек его посадила.

Вырос чудесный цветочек – потом,

Девочку-крошку нашла мама в нем.

                                (Дюймовочка)

6 Работа в парах. Отгадайте кроссворд.

Г

О

Р

О

Ш

И

Н

А

Д

Ю

Й

М

О

В

О

Ч

К

А

К

О

Р

О

Л

Ь

С

О

Л

Д

А

Т

И

К

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

- Этот предмет помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке.

(горошина)

- Как зовут маленькую героиню, которая спала в скорлупке грецкого ореха.

(Дюймовочка)

- Кто в сказке на праздник пришел голым.

(король)

- Кого отливали из олова последним, но он твердо стоял на одной ноге.

(солдатик)

- Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в облако и ушла к дочерям воздуха.

(Русалочка)

- Какое слово спряталось?  (голос)

- Из какой сказки это слово? (Русалочка)

7 Работа по учебнику (с. 146-149) Чтение по ролям.

- Давайте вспомним как Русалочка отдала ведьме свой голос.

(чтение по ролям)

- Какая тема, идея сказки? (любовь)

        Во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится – жизнью.

8 Физминутка под музыкальное сопровождение.

9 Самостоятельная работа. Узнай сказку по ключевым словам и подчеркните лишнее слово.

- Утка, яйцо, птичий двор, император, мечта, прекрасный лебедь. (Гадкий утенок)

- Коробка, кораблик, танцовщица, птица, тролль. (Стойкий оловянный солдатик)

- Зеркало, осколок, розы, разбойники, олень, сад. (Снежная королева)

- Игла, пальцы, смерть, булавка, бутылочный осколок. (Штопальная игла)

Взаимопроверка (меняются работами)

- К какой сказке относятся лишние слова? (Соловей)

Работа по учебнику (с. 165-168)

- Давайте прочитаем отрывок из сказки о том, как первый министр разыскивал соловья.

        Чтение по цепочке.

- Как соловью удалось победить смерть? (ответы детей)

        Прекрасное пение живой серенькой птички совершило чудо, смерти захотелось вернуться домой, и она улетела.

10 Аудиозапись «Звуки природы»

- Давайте и мы с вами послушаем пение этой маленькой птички.

        Презентация №2.

11 Работа в группе.

        Задание. Собрать картинку (пазлы). Назвать сказку.

-«Русалочка»

-«Стойкий оловянный солдатик»

-«Дюймовочка»

12 Итог урока. Домашнее задание.

- Много сказок великого сказочника Датского королевства вы знаете.

- Напомните, какие сказки Андерсена на уроке сегодня вспомнили.

                                                (ответы детей)

- Домашнее задание.

        Подготовить выразительное чтение отрывка из любой сказки Г-Х Андерсена. Можно воспользоваться учебником, а можно использовать свою литературу или книги из библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО"

УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО" Цель работы: пробуждение в детях интереса к книге, расширение их литературного кругозора, стимулирование творческого потенциала, способствование мотив...

Диагностическая работа (тест) по литературному чтению для 4 классе по тексту сказки Х.К. Андерсена «Самое невероятное»

Диагностическая работа позволяет определить уровень сформированности у учащихся 4 классов навыков осознанного чтения (про себя) и читательских умений....

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....

Литературное чтение урок обобщение

Литературное чтение урок обобщение...

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Сказка Андерсена "Огниво"

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Сказка Андерсена "Огниво"...