Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 1 класс
Тема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый.
Цель: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;
Задачи:
образовательные: учить звуковому и сравнительному анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; расширить знания детей об окружающем мире. развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре; развивать
познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи.
воспитательные: воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России; воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obuchenie_gramote_1_klass.docx | 83.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» .
урок разработан в технологии деятельственного метода с учѐтом формирования универсальных учебных действий
Учитель: Рыканцева Ольга Васильевна
Тип урока: изучение нового материала
Класс: 1 класс
Тема урока: «Согласные звуки [м ], [м']. Буквы М, м» . Методы: продуктивный, частично-поисковый.
Цель: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;
Задачи:
образовательные: учить звуковому и сравнительному анализу слов; способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; расширить знания детей об окружающем мире. развивающие: развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре; развивать
познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи.
воспитательные: воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России; воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявление интереса к содержанию урока;
- уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества;
- проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю;
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
- формировать умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
- развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
- выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации;
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.
Регулятивные:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке;
- формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные результаты:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
- соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
- уметь моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы;
- продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку; учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, карточки с буквами и слогами, карточки «Составьте слова по схеме».
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Огрмомент. Самоопределение к деятельности. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Звенит звонок, зовѐт звонок. Пора нам начинать урок. Мы умные, мы дружные, Мы старательные, мы внимательные, Мы в 1 классе учимся. Всѐ у нас получится. -Я рада приветствовать вас. Пусть в нашем классе будет светло, будет уютно и очень легко. -Я улыбнулась Вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. -Поэтому я вас прошу быть внимательными, активными. - Мы продолжаем путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть тайны родного языка, расширить знания о нашей Родине. | Прозвенел школьный звонок. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Подготовка класса к работе. Обучающиеся садятся на свои места. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка |
Коммуникативные: | |||
планирование учебного |
Правила работы: 1.Не выкрикиваем 2.Мы слышим друг друга. 3.Учимся работать сообща. - Эпиграфом урока будет одна пословица. А прочитать ее сможете, только поднявшись по ступенькам знаний. « Мало уметь читать, надо уметь думать». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Хорошо читающий ученик читает пословицу. Высказывание учеников. | сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: проявление интереса к содержанию урока. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. | |
Актуализация знаний. Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. |
а мо му и ы ми у о ма ме м е мы
| -В первую группу – буквы, - во вторую – слоги – слияния. | Познавательные: выделение существенных признаков, классификация; сравнивать предметы, объекты;находить общее и различие. |
Постановка учебной задачи. Цель: работа с буквами. | -Поработаем с буквами. Найдите «лишнюю» букву. -Какая проблема у нас возникла? -Что вы будете изучать сегодня на уроке, уже догадались? -Правильно, вы узнаете о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «м», «М». -Какие цели вы сегодня поставите? Что нового хотите узнать? | Называют буквы. Объясняют выбор. -Встретилась новая буква. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, помогаю формулировать цели занятия. -Букву М. Озвучивают цели и задачи урока. -Цель нашего урока… -Я хочу узнать… -Я буду… | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
Открытие нового знания. | - Прочитайте слоги. Какое задание вы можете предложить? -Что общего в этих слогах? -Давайте разделим их на 2 группы. | Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Познавательные: формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов. Предметные: соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове. Познавательные: решение проблемы, конструирование печатных букв. Коммуникативные: коммуникация как сотрудничество. |
Цель: познакомиться со звуками [м], [м’] и буквой, обозначающей их на письме. | - По какому признаку выделили группы? МА МИ МО МЕ МУ МЫ | Распределяют слоги. | |
-Назовите слоги, которые являются словами. Работа с конструированием большой и малой букв «м». - Ребята, на что похожа буква «м», «М»? (на слайде буква «М» и рисунки) | -мама, мы, мима, маме. Смотрят слайды, отвечают. | ||
Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. В. Степанов | |||
- Возьмите элементы-шаблоны печатных букв «м», «М» и сконструируйте из них буквы «м», «М». | Конструируют печатные буквы «м», «М». | ||
- А теперь посмотрите у соседа, правильно ли он выполнил, помогите ему в случае необходимости. | Взаимопроверка. |
Физкультминутка Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ. | Ребята, давайте немножко отдохнем. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха, ха! Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные) | Выполняют упражнения | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья. |
«Открытие» учащимися | -Назовите первый звук в слогах правой группы. [м'] Произнесем его. Дайте характеристику звуку. | -Звук [м'] | Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. |
нового знания. | - Произнесите этот звук, повернувшись друг к другу лицом. Проследите за артикуляцией. | - [м'] Выполняют действия | |
Цель: создание условий для усвоение обучающимися нового материала. |
( Побуждает к высказыванию своего мнения.)
-Что скажете о месте нахождения буквы «М»?
| - Звук [м']-согласный, мягкий, звонкий. -Она согласная. -Буква М – не парная. | |
| |||
| -Москва. -Пишется с большой буквы – имя собственное. Учащиеся рассказывают о Москве. |
Чтение стихотворения о Москве. | -«Москва»… это слово живет в сердце каждого россиянина. Во все времена поэты и художники воспевали этот прекрасный город. | Познавательные: расширение кругозора младших школьников. | |
- Послушайте замечательное стихотворение о Москве. Люблю Москву, люблю Москву За всѐ, что в жизни мне дала! Люблю Москву – мою Москву: Еѐ высотки, купола… Еѐ соборы и дворцы, Еѐ театры и музеи, Весну, когда поют скворцы, В осеннем золоте аллеи. (Е. Яхницкая) | Создает эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения | Личностные: проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю; проявление любознательности к изучаемому материалу. | |
Рассказ учителя о Москве. | -Более 850 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. СЛАЙД -Он был из толстых дубовых бревен. СЛАЙД -А потом его построили из белого камня, и Москва стала называться белокаменной. СЛАЙД -Сердцем Москвы является Красная площадь. У Кремля есть 20 башен. Самая красивая из башен Московского Кремля Спасская. СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД Известна во всем мире своей удивительной коллекцией картин Третьяковская галерея. Москва относится к числу самых крупных городов мира. | Создает эмоциональный настрой на прослушивание информации о Москве | Познавательные: расширение кругозора младших школьников. |
Словарная работа. Цель: расширение словарного запаса учащихся. | В современном языке часто применяют к Москве такое слово, как «МЕГАПОЛИС». -Как вы думаете, что означает это слово? Мегаполис – «мега» - большой, огромный; «полис» - в переводе с древнегреческого языка «город, государство». | Учащиеся высказывают свои предположения. | Познавательные: выдвигать гипотезы и предположения; учиться выяснять значение новых слов. |
Первичное закрепление материала. Цель: усвоение и применение нового знания. | -Откроем азбуку на стр. 24. -Предлагаю вам вместе с героями нашего учебника Мишей и Машей изучить новый звук и новую букву, научиться читать слоги и слова с буквой «м». -Произнесем хором звук [м] в слове – мыл. Как располагаются органы речи? | Дети открывают учебник. -Губы сжимаются, зубы не соприкасаются, язык находится в свободном положении. | Коммуникативные: умение работать в парах, группах, контроль, коррекция, оценка действий. |
Встречает ли воздух преграду? Если да, то какую? А раз встречает значит это какой звук? Что мы слышим при произнесении шум или шум с голосом? Какой это звук звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Дайте характеристику звуку [м]. | -Встречает. Губы сжаты. -Согласный. -Согласный, твердый, звонкий. | Регулятивные: самоконотроль процесса и результатов деятельности. | |
-Составьте слова по звуковым схемам: | -Согласный, мягкий, звонкий. | ||
|
Познавательные: работа с дидактической иллюстрацией, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||
| |||
- А теперь поменяйтесь листочками, и проверьте у своего товарища по эталону. | Взаимопроверка. | ||
А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока: | |||
«Мало уметь читать, надо уметь думать». | |||
- Правы ли оказались мы в своих первоначальных | |||
рассуждениях? | |||
- Удалось ли нам выполнить поставленные в начале урока задачи? | -Да. | ||
-Значит, вы поднялись еще выше на ступеньку «лестницы | |||
знаний». | |||
Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. -Я рада, что вы сегодня старались, внимательно выслушивали ответы друг друга, не повторяли ответы других, хорошо анализировали.
-Передайте свое настроение с помощью соответствующего смайлика. | Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме . Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Определяют своѐ эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
(Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.) |
1.
- Аа, Оо, Уу, Мм, Нн…
3.
все удалось
- неплохо поработал, но что-то не совсем получилось
сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.
Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'], буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...
Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.
Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов, запоминает букву Лл; читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
Конспект урока по обучению грамоте "Сопоставление согласных звуков [г,г\'] [к,к\']"
Данная разработка поможет учителю объянить первоклассника понятие"парные звонкие и глухие согласные"....
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»...
Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й\'] и буква й" 1 класс
Технологическая карта урока обучение грамотеТема: " Звук [й\'] и буква й"Цель:· Научать характеризовать звук [й‘].· З...