Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Задачи: познакомить со звуками [х], [х’], буквами Х, х; учить характеризовать изучаемый звук; объяснить ценность хлеба и труда хлебороба, смысл пословиц.

        Планируемые результаты

Предметные: знать, что буквы обозначают звуки [х] и [х’], характеризовать изучаемые звуки; читать слова и предложения с буквами Х, х; читать текст, озаглавливать его под руководством учителя.

Метапредметные: характеризовать звук по алгоритму; определять учебную задачу урока, планировать действия; находить информацию в тексте, на иллюстрации; соотносить иллюстрацию и текст.

Личностные: осознавать ценность хлеба, труда хлебороба; объяснять смысл пословиц.

Ход урока

I. Актуализация знаний

−  Объясните значение пословицы «Всякий человек в деле познается» (В жизни очень часто о человеке судят по тому, как он относится к работе, к порученному делу. Трудолюбивый он или ленивый. Помогает ли другим людям.) Давайте и мы с вами покажем, какие мы внимательные и трудолюбивые.

− Прочитайте текст на стр. 37 «Азбуки». Соблюдайте постановку логического ударения.

− Какие «вежливые» слова говорят друг другу во время ужина, завтрака или обеда?

− О чем говорят: «Его к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори»? (О хлебе.)

II. Мотивация познавательной деятельности

− Рассмотрите иллюстрацию на с. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

 Кого принято встречать хлебом и солью?( Таким караваем, хлебом с солью, русские люди встречают самых дорогих гостей. Подают хлеб на красиво расшитом полотенце, которое называется рушником. Это русская традиция, добрый русский обычай.)

− Для чего это делают?

− Каким изображено солнышко?

− Где выращивают хлеб?

− Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

−Какую роль в жизни человека играет пшеница?

− Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Храм и сельские дома.)

− Почему вы решили, что это сельские дома?

− Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

− Кто изображен над солнцем, месяцем и облаками? Почему?

− Почему говорят «Без труда хлеб не родится никогда»?

− Прочитайте пословицы под картинкой. Что в них заключено? (В пословицах содержится народная мудрость.)

[Определение смысла пословиц под руководством учителя.]

III. Постановка целей и определение темы урока

        − Произнесите громко звук, с которого начинается слово «хлеб».

− С какой новой буквой предстоит познакомиться?

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство со звуками [х] и [хʼ]

− Проведите слого-звуковой анализ слов «хлопушка» и «петухи». Попробуйте самостоятельно дать характеристику новым звукам.

−Составьте схемы слов «пастух» и «петухи».

     − Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный, глухой непарный, твердый звук.)

      − Что можно сказать о звуке [хʼ]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук.)

Игра

− А теперь ответьте на мои вопросы, выбирая для ответа слово, в котором есть звуки  [х] и [хʼ].

        − В какой комнате находится хлеб: в гостиной или на кухне? (На кухне.)

− Где лежит хлеб: на тарелке или в хлебнице? (В хлебнице.)

− Что положили на кусочек хлеба: сахар или масло? (Сахар.)

− Около какого цветка лежит хлеб: около ромашки или хризантемы? (Около хризантемы.)

−Какие птицы склевали хлеб: дятлы или петухи? (Петухи.)

−Кто сможет сам составить такие вопросы? [Дети составляют вопросы и отвечают на них.]

Физкультминутка

− Сейчас мы попытаемся представить, как растет хлеб. Если я произнесу слово, в котором нет звуков [х] и [хʼ], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаете, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растет и качается на ветерке колосок.

Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопек, машина, хлебопродукты.

  1. Знакомство с буквами Х, х

−На что похожа буква Х?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

        − На что еще похожа буква Х? (На крестик, на бабочку, на птичку. На крылья ветряной мельницы.)

        Работа с электронным приложением

− Прочитайте слоги с буквой Х. Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному.)

− Прочитайте слоги с твердым согласным звуком.

− Прочитайте слоги с мягким согласным звуком.

− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова со звуками  [х] и [хʼ] услышали, при написании которых используется буква Х. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]

− Прочитайте слова с буквой Х.

Письмо букв Х, х

− Напишите строку букв Х, х в тетради для печатания.

− Сравните печатные и письменные буквы Х, х. Сейчас на уроке напишем строчную букву х.

Физкультминутка

«Мы писали…»

3. Работа с текстом

− Прочитайте «цепочкой» текст на с. 39.

−Почему дрожат осины?

− Что появилось в мелких озерах?

− Что нужно успеть сделать до холодов?

− Какая техника выходит на поля?

− Докажите, что мы прочитали текст. (Предложения связаны между собой по смыслу.)

− Озаглавим этот текст. Выберите заголовок, который подходит: «Осень – пора уборки хлебов», «Красивая пора – осень», «Сколько машин для уборки хлеба!»

V. Рефлексия учебной деятельности

− С какой буквой познакомились на уроке?

− Какие звуки обозначаются этой буквой?

− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.

Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов,  запоминает букву Лл;  читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»...

Урок обучения грамоте. ТЕМА: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б.

Конспект урока для 1 класса по УМК "Школа России"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з; развития речи, логического мышления, памяти...

Открытй урок по обучению грамоте Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ».

Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы....