Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Минибаева Алия Айдаровна

Конспект урока по литературному чтению по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука""  2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ug_literaturnoe_chtenie.docx26.04 КБ
Файл literatura.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Цель темы:

Создать условия для формирования представления о великом баснописце И.А. Крылове; познакомить с басней «Лебедь, Рак и Щука»; научить определять басню как жанр литературы, находить мораль в произведении.

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Учащиеся имеют представление: о И.А. Крылове, как известном баснописце;
знают: содержание басни «Лебедь. Рак и Щука»;
умеют: читать выразительно и осознанно; определяют мораль басни

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях
Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Тип урока:

Ознакомление с новыми знаниями

Ресурсы

Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», 2 кл., ч.1, презентация, Кубик Блума.

Этапы урока

Деятельность учителя

Мотивация

- Встали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. Я желаю всем вам хорошего настроения.

- Садитесь.

Актуализация знаний

УЗ№1 Работа над скороговоркой.

- А урок мы с вами начнем с речевой разминки. Для этого поработаем со скороговоркой
- Сядьте ровно. Спина прямая. Внимание на слайд. (Проворонила ворона воронёнка.)
- Сейчас все самостоятельно про себя прочитайте данную скороговорку.
- А сейчас прочитайте шёпотом, быстро, выделите голосом  выделенное слово.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Надеюсь, что это поможет в дальнейшей работе по теме урока.

Постановка цели

УЗ№1. «Анаграмма».

- С какими литературными жанрами вы знакомы? (сказка, стихотворение, поэма)

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав анаграмму. (ансяб)

- Над каким жанром художественной литературы мы будем работать сегодня?
- А что такое басня? Поработаем с толковым словарём. У вас на столе карточки. Прочитайте. Что обозначает слово «басня» и «мораль».

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

МОРАЛЬ:

1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

3. Нравоучение, наставление.

- Итак, на какой жанр литературы похожа басня? (На сказку.)

- Почему? (Потому что животные разговаривают и действуют, как люди.)

- Чем басня отличается от сказки? (В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.)

Первичный синтез

УЗ№1. «Эзоп – первый баснописец».

- Кто же этот человек, который первый начал писать басни? Может кто-нибудь знает? Послушайте о нём небольшой рассказ.

- Первым баснописцем считается Эзоп. Он является первооткрывателем жанра басен. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция. Басни Эзопа стали первыми произведениями в этом жанре. Также баснописец стал первым в своей манере письма: характеры людей он выдавал под видами зверей. Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей.
- Так, кто же был первым баснописцем?
УЗ№2. «Великий русский баснописец И.А. Крылов».

- А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного русского баснописца И. А. Крылова. Может кто-то желает рассказать нам о нём? Послушайте о нём небольшой рассказ.

- И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Он написал более 200 басен, в которых высмеивал пороки людей. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. Популярны басни и в наше время.

- Ребята, посмотрите на портрет И.А. Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец на памятнике. Вокруг памятника барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был построен в С.-П. в Летнем саду.
- У каждого на столе лежит карточка с заданием. Подпишите её.  Вам нужно закончить предложения вставив слова вместо пропуска.
- А сейчас проверяем, внимание на слайд. Читаем первое предложение, которое у вас получилось.
- Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним,
 кто главные герои басен? (животные)

- Чем обычно начинается или заканчивается басня? (моралью, поучением)
УЗ№3. Определение названия басни.

- Чтобы узнать название басни, нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

- Эта басня была написана 200 лет назад.

УЗ№4. «Словарная работа».

- И.А. Крылов жил много лет назад, многие слова, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.
- Работаем все вместе по поднятой руке.

- Как вы понимаете значение данных слов?

Дело на лад – налаживается.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – деревянная повозка или сани для лошадей

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

- Значение трудных слов мы определили, теперь, я думаю, понять их смысл в тексте не составит для вас трудностей.

Первичное восприятие

УЗ№1. «Прослушивание басни»

- А теперь внимательно послушайте басню и потом поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории.


Аудиозапись басни «Лебедь, рак и щука»


УЗ№2. «Беседа по целевому вопросу»
- Итак, какие впечатления у вас появились во время прослушивания?
- Понравилось ли вам басня?
- Как написана эта басня прозой или стихотворением?

- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)
- А сейчас отдохнём, встаём на физминутку.

Аналитическое чтение

УЗ№1. «Чтение учениками и анализ».

- Сейчас мы с вами будем читать басню

- Откройте учебник по закладке.

- Назовите героев басни. (Лебедь, Рак, Щука.)

- Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? («Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись…»)

- Какими словами описано усердие персонажей? («Из кожи лезут вон»)

- А как вы понимаете значение выражение «воз и ныне там»?

- О чём предупреждает Крылов людей, которые взялись за общее дело?

- В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки?
- Почему Крылов выбрал именно этих героев? (У всех героев разные среды обитания
- В чём заключается смысл в басне? (Нужно уметь договариваться)

Воспитательный момент.        

- А что для вас означает слово «дружба»?

- Кого вы можете считать настоящим другом? (дружба должна быть бескорыстной)

- А легко ли найти друга? А потерять?

- Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Вторичный синтез

УЗ№1. Определение образов героев басни.

- А сейчас попробуем определить образ каждого героя. На доске надписи, ваша задача определить какому герою относится образ.

Лебедь

Рак

Щука

Рвётся

Пятится

Тянет

Стремительный

Нерасторопный

Упрямая

Быстрый

Идет назад

Только своё дело знает

- Молодцы, ребята, справились с заданием, значит героев знаете уже хорошо.

УЗ№2. Работа над пословицей. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Обсудите в парах и найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. 

Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается.

Старый друг лучше новых двух.

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Легче друга потерять, чем найти.

- В чём смысл этой пословицы? (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)

УЗ№3. «Выразительное чтение басни».
-
Мы с вами уже хорошо знаем содержание басни, а сейчас прочитайте самостоятельно басню ещё раз.
Приготовьтесь к выразительному чтению басни. Соблюдайте интонацию и правильную расстановку ударения при чтении.
- Сложно ли вам было передавать поведение героя?

Подведение итога

«Собери букет».

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте - в паре работаем. (взаимопонимание, поддержка, умение договориться) - Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

- Подведём итог, пользуясь Кубиком Блума.

1. Назови автора басни

2. Назови героев басни

3. Объясни, как ты понимаешь значение пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»

4. Почему героям басни не удалось сдвинуть с места воз?

5. Придумай продолжение к басне.

6. Предложи героям басни решение проблемы.

7. Поделись советом, что необходимо для дружного сотрудничества.

- Почему популярны басни в наше время? т.к. пороки людей не меняются, остается жадность, хитрость, ложь.

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Проворонила ворона воронёнка.

Слайд 3

Проворонила ворона воронёнка.

Слайд 4

Проворонила ворона воронёнка.

Слайд 6

Эзоп

Слайд 8

Иван Андреевич Крылов

Слайд 11

1. И.А. Крылов родился в ________.

Слайд 12

1. И.А. Крылов родился в Москве .

Слайд 13

2. Он самостоятельно изучил ___ и ___ языки.

Слайд 14

2. Он самостоятельно изучил французский и итальянский языки.

Слайд 15

3 . Он писал _________, в которых высмеивал ____________ .

Слайд 16

3 . Он писал басни , в которых высмеивал пороки людей .

Слайд 18

Дело на лад – Мука – Поклажа – Воз – Впряглись – Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 19

Дело на лад – налаживается. Мука – Поклажа – Воз – Впряглись – Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 20

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – Воз – Впряглись – Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 21

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – Впряглись – Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 22

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – деревянная повозка или сани для лошадей. Впряглись – Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 23

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – деревянная повозка или сани для лошадей. Впряглись – вместо лошадей. Из кожи вон – И ныне там –

Слайд 24

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – деревянная повозка или сани для лошадей. Впряглись – вместо лошадей. Из кожи вон – очень стараются. И ныне там –

Слайд 25

Дело на лад – налаживается. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – деревянная повозка или сани для лошадей. Впряглись – вместо лошадей. Из кожи вон – очень стараются. И ныне там – на том же месте.

Слайд 27

Другом зовётся, а недругом отзывается. Старый друг лучше новых двух. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Легче друга потерять, чем найти.

Слайд 28

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Слайд 30

Сегодня на уроке я узнал … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...