Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Знать: ранее изученные звуки и их характеристики;

Применять: различие согласных звуков; отличие буквы от звука.

Анализ: слого-звуковой анализ слов «соль»

Синтез: характеризовать букву Ь

Оценка: полученных знаний о мягком знаке

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Лагутина Ольга Николаевна

Предмет: обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 «г»

Тема:   Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: создание условий для овладения обучающимися  знаниями о   букве ь (мягкий знак)

Планируемые результаты

Предметные

Знать: ранее изученные звуки и их характеристики;

Применять: различие согласных звуков;

отличие буквы от звука.

Анализ: слого-звуковой анализ слов «соль»

Синтез: характеризовать букву Ь

 Оценка: полученных знаний о мягком знаке

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи; оценивать свои достижения.

Познавательные: 

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: 

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Межпредметные связи: литературное чтение

Основные понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, характеристика звука

Технологии: совместного целеполагания, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное предложение к «Азбуке» В.Г.Горецкого, наглядный материал , компьютер, проектор, доска интерактивная и меловая.

Для учащихся: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационное начало урока

- Здравствуйте, ребята.

- Проверим, чтобы на партах лежала «Азбука», картотека схем слов, цветные карандаши. Все остальное в портфелях. Проверьте, чтобы портфель висел на крючке.

-Сели девочки, потом мальчики.  

 - поверяют вою готовность к уроку

2. Мотивация познавательной деятельности. Актуализация  необходимых знаний

Актуализация знаний

- Ребята на доске вы видите буквы, скажите на какие две группы их можно разделить?

(а и б  з  с  г  д  т  я  е  ы  р  м  п  л  к  о)

- Верно, давайте это сделаем вместе. (доска разделена на две части)

По поднятой руке я вызову пару помощников, и они распределят нам буквы, а все остальные буду внимательно смотреть что бы ребята не допустили ошибки!  

-Что мы знаем о гласных буквах?

- Что мы знаем о согласных буквах?

Постановка цели

- Ребята, вы молодцы, сей час мы с вами повторили то что вы уже знаете!
- Посмотрите на доску, какие слова вы видите?

- Эти слова немножко не дописаны, что вам помогло понять какие это слова?

- Как вы думаете, чего не хватает этим словам?

- Верно, мягкого знака!

-Как вы думаете, что мы должны изучить с вами на этом уроке?

- Вы правы!

- гласные согласные

 

Гласные

А  Ы Е

О  И

У  Я

Согласные

Б З С Г Д  Т Р

М П Л К

- бывают ударные и безударные, указывают на твёрдость или мягкость согласного звука

- бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые

На доске:

лос  сол   ел   пен

– Мы должны познакомиться с буквой, которая  указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

3. Организация познавательной деятельности

- Давайте с вами проведем исследование. Возьмём слово «соль»

- Давайте составим схему этого слова. Проведём звуко-буквенный анализ.

Вместе разберем первый звук:

Первый звук – С -согл., тв., глух.,

Остальное вы сами:

Второй звук  о -  гл., удар.,

Третий звук  л* -согл., мяг., зв.

- А теперь сделаем схему слова

- А теперь прочитайте какое слово мы записали звуками?

-Разве мы это слово разбирали? А какого ?

- А давайте теперь запишем буквами это слов.

- Что же у вас получилось? Какое слово?

- Давайте разбирается, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?  Какие есть предположения?

- На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква…  

Первый звук – С -согл., тв., глух.,

Второй звук  о -  гл., удар.,

Третий звук  л* -согл., мяг., зв.

C:\Users\Professional\Desktop\Безымянный.png

- Сол

- Нет, мы разбирали слово соль

- пишут слово

- Соль

- Высказывают свои предложения

- мягкий знак Ь  

Знакомство с новой буквой

ПОКАЗАТЬ     табличку с ь.

-Укажите, сколько букв в слове соль, сколько звуков. Почему?

-Зачем нежен ь?

А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах ниточка, сконструируйте свою букву

-Обведите букву ь пальцем по ниточке

- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

- А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака.

- Тогда в какой части слова может стоять мягкий знак?

- 4 буквы и 3 звука.

-ь смягчает предыдущую согласную.

- конструируют букву

- нет

- будет стоять только в середине или в конце

Чтение слов.

-У вас на столе лежат листочки, скреплённые скрепкой.

Я буду вам показывать картинку, а вам нужно составить из букв название этого предмета. Банка, галка, полка (1 -3 слайд)

-Какие слова получились?

-  У вас есть с 3 слова, попробуйте изменить эти слова с помощью мягкого знака.

-Обсудите, что обозначает новое слово?

( 1 слайд)

- Что такое банька?

- Что такое галька?

- Что такое полька?

- Всегда ли мягкий знак пишется только на конце слов?

-Вы поставили ь. Что изменилось?

- Придумайте 2 слова с мягким знаком, и скажите в какой части слова он находится и что он делает.

Чтение слогов.

Игра.

Я буду вам кидать мячик и называть вам звук, а вам нужно его произнести так, чтобы он стал мягким.

С М Н П Р В Т Д З Б В Г

С-сь      р-рь    з-зь   
М-мь     в-вь    б-бь  
Н-нь     т-ть     в-вь   

П-пь     д-дь     г-гь

Чтение текста.

- Откройте учебник на стр.11

- Посмотрите на текст, давайте прочитаем.

Посмотрите на текст, кто хочет прочитать?

Смысловой анализ текста:

- Чего нет для лося?

- Как он проносится через лесные заросли?

- Чем питается лось?

-Что насыпали мальчики лосю?

-  Назовите слова, в которых встречается ь знак.

-Что показывает ь?

 

- банка, галка, полка

- Объясняют значение слов

- придумывают слово

- Играют в игру

С-сь      р-рь    з-зь   
М-мь     в-вь    б-бь  
Н-нь     т-ть     в-вь   

П-пь     д-дь     г-гь

- ученики читают текст

- Отвечают на вопросы

- сквозь, лось, соль, пень

- мягкость согласного звука

4. Подведение итогов

Итоги урока:

-По какой теме мы работали?

- Давайте вспомним цель нашего урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы нашу цель?

-Какой звук обозначает буква ь?

-Что показывает буква ь?

Рефлексия.

-У вас на партах лежат маленькие листочки, на них нарисуйте:

  • солнышко если у вас все получалось на уроке
  • тучка с солнышком если что-то не получилось
  • тучка с дождиком если совсем ничего не получилось

- Мы познакомились с буквой ь.

- мы научились читать слова с ь.

- Мы узнали, что показывает буква ь.

-Ь звука не обозначает.

-Буква Ь – показывает мягкость предшествующих согласных звуков

5. Организационное завершение урока.

- Наш урок чтения подошел к концу. Сейчас мы подготовимся к уроку письма. Вы убираете азбуку в портфель и достаете прописи, кладете их на край стола.

лос

ел

пен

сол

А И Б  З  С  Г  Д  Т  Я  Е  Ы  Р  М  П  Л  К 

 О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...