Конспект урока. Обучение грамоте в 1классе "Звук [ ж], буква Жж."
методическая разработка по чтению (1 класс)

Данный урок завершает изучение буквы и звука Ж. Урок по чтению проводится в 1 классе с целью закрепить навыки чтения слогов и слов с изученными звуками. 
Урок составлен по учебнику «Букварь» Т.М.Андриановой. При организации урока используется мультимедийная презентация, что значительно повышает активность обучающихся. Используются индивидуальная и групповая формы работы.
Данный конспект урока и презентация могут использоваться  с внесением небольших изменений согласно уровню обученности учеников, а также на внеклассном мероприятии по чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._urok_bukva_zh.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звук [ ж], буква Жж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным твердым согласным звуком  [ ж] и буквами Ж,ж, обозначающими этот звук на письме.

Задачи урока:

Образовательные:

-        познакомить с новым звуком; учить выделять этот звук в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми
буквами;

Развивающие:

-        развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:
  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
    зрения, отличную от собственной.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        учащиеся ознакомятся  с новым звуком и буквой Ж ж, научатся читать слова и слоги с изученной буквой;

  • научатся различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
  • научатся группировать слова, отвечающие но вопросы «кто?» «что?»;
    Метапредметные:

•        познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.

•      регулятивные: корректировать свою деятельность: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свое действие; Личностные:

•   формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

Методы обучения:

•        Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: учебник «Букварь» Т.М.Андриановой, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, карточки-модели звуков, карточки с изображением букв, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

На меня все посмотрели,

И за парты тихо сели.

(Слайд 1)

  • Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Артикуляционная зарядка.

1. Упражнение для губ «Буратино». (Растяните губы в улыбку. Удержите улыбку, а про себя сосчитайте до 10).

2. Упражнения для языка.

  1. «Почистим зубки». (закройте рот. Делайте круговые движения языком между зубами и губами).
  2. «Горка». (Кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт).
  3. «Часики». (Рот открыт, уголки рта оттянуты назад. Узкий кончик языка попеременно тянется к уголкам рта (тик-так, тик-так).

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

  • К нам на урок сегодня пришел гость. Угадайте, кто он.

У него серьёзный вид,

 Он усат и деловит:

 Вместе с солнышком встаёт,

 Из цветка росинки пьёт,

 Дом и деток защищает,

 А когда куда летает —

 Издаёт жужжащий звук

 Луговой крылатый…

 

(Слайд 2)

 -  Посмотрите, что принес Жук с собой. На  на экране — карточки, на которых написаны слова пословицы. (Слайд 3)Собери пословицу.

«Жизнь дана на добрые дела»

 - Как вы понимаете эту пословицу?

(Слайд 4)

 - А мы с вами добрые, дружные?

 - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

Игра «Собери буквы»

 - Жук принес с собой буквы, но он так спешил, что буквы в его сумке перевернулись. Помогите жуку собрать буквы.

 - Назовите эти буквы и звуки, которые они обозначают. Проверяем.(Слайд 5)

Отгадывают загадку.

 - Жук.

Дети читают.

Дети  собирают из карточек пословицу, проверяют и объясняют смысл.

 - Да.

Дети выходят к доске и правильно расставляют буквы (девочки – согласные, мальчики – гласные)

Дети называют буквы и звуки.

Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3. Постановка учебной задачи.

 - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Жука.

  • В золотой клубочек

Спрятался дубочек … (Слайд 6)

-Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …

(Слайд 7)

-В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …

(Слайд 8)

-Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Слайд 9)

 - Произнесите ещё раз эти слова.

(Слайд 10)

Учитель на доску прикрепляет картинки с изображением жука, жирафа, желудя, жабы.

  • Чем похожи и чем различаются эти слова?

  • Что обозначают эти слова?

- Какой вопрос мы можем задать к этим предметам?

  • На вопрос «кто?» отвечают одушевленные предметы, на вопрос «что?» -неодушевленные предметы.

- Назовите первые звуки в этих словах.  

 - Сформулируйте тему урока.

(Слайд 11)

  • Давайте расскажем Жуку, чему вы должны научиться на уроке.

Знакомство с новой буквой.

  • Какая буква обозначает звук ж.
  • Попробуйте построить букву из полосок. На что похожа эта буква?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Создание проблемной ситуации.

 -  Жук спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука.

(Слайд 12)

 - Жёлудь

- Жираф.

 

- Жаба

 - Жук.

Дети произносят слова.

Дети объясняют, что эти слова различаются количеством букв и слогов. (Жук — 1 слог, 3 звука; жираф — 2 слога, 5 звуков; жаба — 2 слога, 4 буквы; желудь — 2 слога, 5 звуков).

Дети отмечают, что эти слова обозначают названия предметов.

Дети называют вопросы (Кто? Что?)

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

Дети называют букву Ж.

Дети строят букву. (Работа в паре).

Дети высказывают своё мнение.

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

 - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой?

 - Предположений много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему.

Составление плана решения проблемы.

 - Давайте составим план исследования звука.

 - Что мы должны сказать о звуке?

Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания.

 - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

 - Встречает ли воздух преграду?

 - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?

 - Какой же это звук, звонкий или глухой?

 - Звук [ж] согласный, звонкий. На каком фоне ленты букв будет жить этот звук, на красном или на синем?

 - На каком этаже, на верхнем или нижнем?

 - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?

 - С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

 - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

 - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?

 - Подберите слова со звуком [ж].

 - Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

 - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

 - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

 - Вот, о чем хотел предупредить нас Жук.

(Слайд 13)

Физкультминутка

Игра «Гости»

 - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки.

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза.

Дети высказывают свои версии.

Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий

Дети смотрят друг на друга и произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Звонкий звук или глухой.

Дети закрывают уши руками.

  • Этот звук звонкий.

 - На синем фоне.

 - На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

 - Этот звук шипящий.

 - Со звуком [ш].

Дети произносят звуки [ж],[ш].

 - Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

 - Твердо.

Дети затрудняются ответить.

 - Звук [ж] всегда твёрдый.

Участвуют в игре.

Познавательные: логические: выдвижение гипотез.

Общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создание и преобразование модели.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий.

Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

5. Первичное закрепление.

Чтение слогов с новой буквой.(чтение слоговой таблицы)

 - Прочитайте слоги.

 - В чём особенность звука [ж]?

  • Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный?

Работа по учебнику.

  • Откройте учебники на странице 66. Прочитайте и сравните слова.
  • Найдите слова, в которых три слога.
  • Придумайте предложения с этими словами.

Физкультминутка.

 Упражнения под музыку.

Работа с текстом.

 - Посмотрим на рисунок . Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Учитель читает текст.

Проверка первичного восприятия.

 - О ком этот рассказ?

 - Кто заполз в комнату Жанны?

 - Как вы думаете, почему Жанна наклонила банку?

  • Вспомните пословицу, с которой мы начинали урок. Прочитайте в Букваре.
  • Приведите примеры из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
  • Можно ли сказать, что девочка добрая и поступили благородно?
  • А тебе когда-нибудь кого-нибудь было жалко? Расскажи.

_ Давайте прочитаем рассказ . (Чтение «цепочкой»).

Дети читают слоги.

Читают слоги.

 - Звук [ж] всегда твердый.

 - Не получилось.

Находят слова с тремя слогами.

Составляют предложения.

Танцуют под музыку.

Выдвигают версии.

Дети отвечают на вопросы.

Чтение текста детьми.

(Дети читают по предложениям)

Познавательные: логические:  анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с вариативной частью учебника.

  • Жук  просит вас соотнести звуковые схемы и слова,  используя карточки – модели звуков. Работать будем по колонкам. (1 колонка составляет звуковую схему к слову зебры, 2 — журавли, 3 — быки).

(Слайд 14)

 - Проверьте свою работу, используя схему на экране.

(Слайд 15)

  • Группа, у которой все получилось, покажите зеленый смайлик. Кому надо еще потренироваться, покажите желтый.
  • Журавли, зебры, быки — это животные. Эти слова отвечают на вопрос …

Работа с иллюстрацией учебника.

  • Назови, что обозначают эти слова, если они отвечают на вопрос «что?»

Работа в группах. Выполнение звуковой анализ слов.

Дети проверяют правильность выполнения задания.

Оценивают правильность выполнения задания.

Дети дают ответ.

Дети дают объяснение, опираясь на иллюстрацию.

Познавательные: моделирование; логические: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

умение работать в группе; учитывать мнение других.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

 - С какой пословицы мы начали наш урок?

(Слайд 16)

 - Встаньте те, кто считает себя добрым.

 - Посмотрите на экран. Что хочет спросить у вас мудрый Жук?

 - Ответьте на вопрос.

 - В чем же особенность этой буквы?

(Слайд 17)

 

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

 - С буквой Ж.

 - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:

ориентироваться в системе полученных знаний

8. Рефлексия.

 - Мудрому Жуку очень понравилось у нас в гостях, но ему пора возвращаться домой. Подарите Жуку зелёные смайлики, если считаете, что у вас на уроке все получилось, а если не совсем довольны своей работой и считаете, что надо еще потрудиться, подарите желтые.

 - Перед тем, как уйти , Жук оставил для вас подарки.

Дети разворачивают букву «К» и получается буква «Ж».

Регулятивные: оценка  - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"

Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.

Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...