Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок по теме А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." ( знакомство с первой частью произведения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Канина Ольга Анатольевна
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;
Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые предметные результаты урока:
Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане ...»
Метапредметные ууд:.
Познавательные УУД
1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты.
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Ход урока:
Орг момент
«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прием ТРКМ «Дерево предсказаний»
- А вот и сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:
Я научусь…
Я узнаю…
Мне будет…
А в конце урока мы проверим оправдались ли ваши ожидания
-Как вы уже поняли сегодня мы идём в гости к сказке
- Давайте вспомним на какие две большие группы мы можем разделить сказки? (Авторские и народные)
А вот с какой именно сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь ….(Гвидон)
-Как же называется сказка?
Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Кто автор этой сказки
Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок А.С. Пушкина, которую можно назвать «симфонией русской души»
-Какие задачи мы перед собой поставим? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы.) А еще мы будем говорить о чудесах, вспомним некоторые факты из биографии писателя и поработаем в паре)
III Актуализация знаний
-Мы с вами готовили проект «Жизнь и творчество А.С.Пушкина, скажите
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры, бабушка Мария Алексеевна няня Арина Родионовна)
-Кто привил любовь к сказкам маленькому Саше?
Эта простая русская женщина знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
Маленький Саша очень любил сказки.
Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай
Учитель: И он, как заворожённый, слушал
Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах, в том числе и сюжет «Сказки о царе Салтане…»
IV . Первичное усвоение новых знаний
Учитель: - Послушайте начало народной сказки: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына.
Инсценировка
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
То на весь крещёный мир приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
То на весь бы мир одна наткала я полотна
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Во все время разговора он стоял позадь забора;
Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
Будь царица и роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)
- А вот какое начало написал А.С.Пушкин
- Почему же царь не выбрал первых 2 сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)
- А сейчас мы узнаем, что было дальше
Чтение учителем (с первой ночи понесла…)
Чтение детьми (и вышел вон…)
- Словарная работа
- В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи
-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)
- Давайте посмотрим на их значение
Молвить – говорить
Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения
Позадь забора - за забором
К исходу сентября - к концу сентября
Светлица- светлая парадная комната в доме
Сени- входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое помещение, которое разделяло жилое помещением с улицей.
Красная девица – красивая
Аршин- старорусская единица измерения длины
Гонец- вестник, посыльный, курьер.
ФИЗМИНУТКА
Ветер по морю гуляет
(поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
(руки в замок – наклоны в сороны)
На поднятых парусах
(руки в замок – наклоны в сороны)
Мимо острова крутого,
(присесть)
Мимо города большого:
(встать)
Пушки с пристани палят,
(хлопают)
Кораблю пристать велят.
(топают)
V Первичная проверка понимания.
- Куда после свадьбы отправился царь Салтан? (На войну) Найдите эти строчки и прочитайте.
-Какой вы представляете царицу? (доброй женой, заботливой матерью)
- Какие слова передают то, что она заботливая мать? (Как орлица над орленком) найдите в тексте.
- Какими были сестры царевны? (злыми, лживыми, завистливыми и коварными)
- Почему сестры решили извести сестру?
- Найдите строчки, где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки, где они извести ее хотят.
- Как вы относитесь к поступкам сестер?
VI. Первичное закрепление
Работа в паре
А сейчас поработаем в паре, составим картинный план
На столах у вас лежат иллюстрации, вам нужно расставить их по порядку и подобрать нужный пункт плана
Проверка на доске
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
VI.Стадия рефлексии.
Прием ТРКМ «Дерево предсказаний».
- Поднимите руку, чьи высказанные в начале урока предположения подтвердились?
- Покажите, как вам сегодня работалось на уроке?
7. Подведение итогов урока
- Сегодня на уроке мы познакомились с 1 частью сказки, на следующем уроке наше знакомство продолжится
8. Домашнее задание по выбору учащихся
1. Выучить наизусть отрывок из сказки.
2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.
А я хочу закончить наш урок такими словами:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....