Работа с текстом (литературное чтение) 4 класс 1 четверть
методическая разработка по чтению (4 класс)
Проверка умения работать с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_literaturnoe_chtenie_4_klass_1_chetvert.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия имя________________________ _____________, 4 «___» класс 1 вариант
Прочитай внимательно текст
Говорящий жук
Это было в то время, когда мы с моим другом Сашей еще собирали насекомых - бродили, разыскивая их, по лесам, умаривали в морилках, накалывали на булавки. Мы тогда не понимали, что познавать природу, обедняя ее, не самый лучший способ познания.
...Я бродил по лугу, рассматривая каких-то мух на цветках, и не заметил, как Саша исчез. Вдруг - треск сучьев и Сашин крик. Я в ту же секунду оказался у дерева, с которого донесся крик, и увидел Сашу высоко на ветке, целого, невредимого, с просветленным лицом. Он смотрел в одну точку, в развилку на стволе, обнаружив там, это ясно, что-то из ряда вон выходящее.
Жук сидел на коре неподвижно и пил сок, прильнув к ручейку, вытекавшему из небольшой ранки возле развилки. Тело его было тонким, стройным, длина - сантиметра два с половиной. Весь он был изысканно шершавым и каким-то роскошно зеленым, цвета глубокого и непостоянного, то почти черного, то изумрудно-лучистого, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел. На груди жука красовались небольшие бугорки, так что казалось, будто на шее у него надет необыкновенный воротник в старинном испанском стиле. Но особенно замечательные были усы жука, которые он гордо держал над собой, вытянув вдоль спины, потрясающие усы, превосходившие на целый сантиметр длину самого красавца усача.
Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.
Я посмотрел на Сашу и понял, что он колеблется. Брать жука или не брать? С одной стороны, хочется, это же чудо - иметь такого в коллекции. Но с другой...
Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг...
- Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит...
Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации... Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.
Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.
Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи. Они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.
Удивительные все-таки эти жуки-усачи! За что они получили свое название - понятно. Причем усач, о котором я рассказал, по длине усов далеко не рекордсмен среди своих собратьев. В наших лесах живет так называемый серый длинноусый усач. Вот он - рекордсмен. Длина его тельца - полтора-два сантиметра, но усы раз в пять длиннее! В нашей стране примерно девятьсот видов жуков-усачей. Их второе название - дровосеки. Название, на мой взгляд, очень удачное, красивое, во всяком случае. Оно дано этим жукам потому, что личинки их развиваются в древесине.
Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.
Уссурийский реликтовый усач - один из семи видов жуков-усачей, внесенных в Красную книгу. Оказался на ее страницах и большой дубовый усач, с которым еще недавно люди боролись как с «вредителем». В этой борьбе, надо думать, люди немало преуспели. Хорошо бы теперь так же преуспеть в охране редких жуков.
Выполни задания.
1. Как еще называют жуков-усачей?
а) жук –лесоруб в)жук – дровосек
б)жук-бородач г)жук- олень
2. Каким было тело мускусного усача, которого встретили мальчики?
а) длинное, толстое в)тонкое, короткое
б) короткое, худое г)тонкое, стройное
3. Заполни пропуски словами из текста
Весь он был изысканно ________________________ и каким-то роскошно _________________, цвета ___________________________ и ________________________, то почти ________________________, то ________________________________________, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел.
4. С каким редким жуком люди раньше боролись, как с «вредителем»?
а) с уссурийским реликтовым усачом в) с мускусным усачом
б)с дубовым усачом г)с длинноусым усачом
5. За что жуки-усачи получили своё второе название жуки-дровосеки? Найди и выпиши предложение из текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Благодаря чему умеют «говорить» многие жуки –усачи?
а) благодаря трению надкрыльев друг об друга.
б) благодаря трению одна о другую частей хитинового панциря.
в) благодаря трению лапок друг об дуга
г) благодаря колебаниям воздуха при взмахе крыльев
7. За что мускусный усач отчитывал (ругал) ребят?
а) за недостойное поведение в) за плохое настроение
б) за плохую учёбу г) за крики в лесу
8. Объясни, как ты понимаешь выражение: «из ряда вон выходящее».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сколько видов жуков-усачей насчитывается в нашей стране?
а) примерно девяносто видов в) примерно девятьсот видов
б) примерно девять видов г) примерно девять тысяч видов
10. Восстановите последовательность пунктов плана прочитанного текста.
_____ | Исчезновение Саши. |
_____ | Поиски насекомых. |
_____ | Требования жука. |
_____ | Встреча с мускусным усачом. |
_____ | Дровосеки на страницах Красной книги. |
_____ | Жуки-рекордсмены |
11. Названия каких жуков-усачей встретились в данном тексте? Выпиши.
1)___________________________________________________________
2)_____________________________________________________
3)______________________________________________________
4)________________________________________________________
5)
12. Постарайся объяснить своими словами, почему Саша не взял мускусного усача в свою коллекцию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия имя________________________ _____________, 4 «___» класс 2 вариант
Прочитай внимательно текст
Говорящий жук
Это было в то время, когда мы с моим другом Сашей еще собирали насекомых - бродили, разыскивая их, по лесам, умаривали в морилках, накалывали на булавки. Мы тогда не понимали, что познавать природу, обедняя ее, не самый лучший способ ' познания.
...Я бродил по лугу, рассматривая каких-то мух на цветках, и не заметил, как Саша исчез. Вдруг - треск сучьев и Сашин крик. Я в ту же секунду оказался у дерева, с которого донесся крик, и увидел Сашу высоко на ветке, целого, невредимого, с просветленным лицом. Он смотрел в одну точку, в развилку на стволе, обнаружив там, это ясно, что-то из ряда вон выходящее.
Жук сидел на коре неподвижно и пил сок, прильнув к ручейку, вытекавшему из небольшой ранки возле развилки. Тело его было тонким, стройным, длина - сантиметра два с половиной. Весь он был изысканно шершавым и каким-то роскошно зеленым, цвета глубокого и непостоянного, то почти черного, то изумрудно-лучистого, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел. На груди жука красовались небольшие бугорки, так что казалось, будто на шее у него надет необыкновенный воротник в старинном испанском стиле. Но особенно замечательные были усы жука, которые он гордо держал над собой, вытянув вдоль спины, потрясающие усы, превосходившие на целый сантиметр длину самого красавца усача.
Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.
Я посмотрел на Сашу и понял, что он колеблется. Брать жука или не брать? С одной стороны, хочется, это же чудо - иметь такого в коллекции. Но с другой...
Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг...
- Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит...
Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации... Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.
Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.
Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи. Они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.
Удивительные все-таки эти жуки-усачи! За что они получили свое название - понятно. Причем усач, о котором я рассказал, по длине усов далеко не рекордсмен среди своих собратьев. В наших лесах живет так называемый серый длинноусый усач. Вот он - рекордсмен. Длина его тельца - полтора-два сантиметра, но усы раз в пять длиннее! В нашей стране примерно девятьсот видов жуков-усачей. Их второе название - дровосеки. Название, на мой взгляд, очень удачное, красивое, во всяком случае. Оно дано этим жукам потому, что личинки их развиваются в древесине.
Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.
Уссурийский реликтовый усач - один из семи видов жуков-усачей, внесенных в Красную книгу. Оказался на ее страницах и большой дубовый усач, с которым еще недавно люди боролись как с «вредителем». В этой борьбе, надо думать, люди немало преуспели. Хорошо бы теперь так же преуспеть в охране редких жуков.
Выполни задания.
1. За что мускусный усач отчитывал(ругал) ребят?
а) за недостойное поведение в) за плохое настроение
б) за плохую учёбу г) за крики в лесу
2. Благодаря чему умеют «говорить» многие жуки – усачи?
а) благодаря трению надкрыльев друг об друга.
б) благодаря трению одна о другую частей хитинового панциря.
в) благодаря трению лапок друг об дуга
г) благодаря колебаниям воздуха при взмахе крыльев
3. Названия каких жуков-усачей встретились в данном тексте? Выпиши.
1)___________________________________________________________
2)_____________________________________________________
3)______________________________________________________
4)________________________________________________________
5)
4. Сколько видов жуков-усачей насчитывается в нашей стране?
а) примерно девяносто видов в) примерно девятьсот видов
б) примерно девять видов г) примерно девять тысяч видов
5. Заполни пропуски словами из текста
Весь он был изысканно ________________________ и каким-то роскошно _________________, цвета ___________________________ и ________________________, то почти ________________________, то ________________________________________, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел.
6. Как еще называют жуков-усачей?
а) жук – лесоруб в) жук – дровосек
б) жук-бородач г) жук- олень
7. Каким было тело мускусного усача, которого встретили мальчики?
а) длинное, толстое в) тонкое, короткое
б) короткое, худое г) тонкое, стройное
8. Постарайся объяснить своими словами, почему Саша не взял мускусного усача в свою коллекцию?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. С каким редким жуком люди раньше боролись, как с «вредителем»?
а) с уссурийским реликтовым усачом в) с мускусным усачом
б) с дубовым усачом г) с длинноусым усачом
10. Восстановите последовательность пунктов плана прочитанного текста.
____ | Дровосеки на страницах Красной книги |
____ | Исчезновение Саши. |
____ | Поиски насекомых. |
____ | Требования жука. |
____ | Жуки-рекордсмены. |
____ | Встреча с мускусным усачом |
11. За что жуки-усачи получили своё второе название жуки-дровосеки? Найди и выпиши предложение из текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Объясни, как ты понимаешь выражение: «из ряда вон выходящее».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы и оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа (тест) по литературному чтению для 4 классе по тексту сказки Х.К. Андерсена «Самое невероятное»
Диагностическая работа позволяет определить уровень сформированности у учащихся 4 классов навыков осознанного чтения (про себя) и читательских умений....
Методическая разработка по литературному чтению для четвертого класса Тема: Введение. Знакомство с учебником
Познакомить учащихся с учебником по литературному чтению. Показать красоту осени....
Исследовательская работа на уроке литературного чтения : "Черты былины и сказки в тексте".
Урок- исследование...
Контрольная работа по литературному чтению III четверть, 3 класс
Контрольная работа по литературному чтению III четверть, 3 класс(два варипнта). УМК "Перспектива". По методичке С.В. Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению"...
Контрольная работа по литературному чтению 3 четверть.
Работа с тестом 3 четверть, 3 класс, в двух вариантах....
Проверочная работа по литературному чтению 3 четверть 3 класс Школа России
Проверочная работа в 2-х вариантах. Первая часть представлена в виде теста, содержит вопросы о жанрах устного народного творчества, о художественных средствах выразительности, о творчестве таких...
Проверочная работа по литературному чтению 4 четверть 3 класс Школа России
Проверочная работа в 2-х вариантах. Первая часть представлена в виде текста и вопросов к нему, которые помогут оценить осмысленность прочитанного. Вторая часть - тест с вопросами о жанрах устного наро...