Проверочная работа по литературному чтению 4 четверть 3 класс Школа России
тест по чтению (3 класс)

Пухальская Юлия Владимировна

Проверочная работа в 2-х вариантах. Первая часть представлена в виде текста и вопросов к нему, которые помогут оценить осмысленность прочитанного. Вторая часть - тест с вопросами о жанрах устного народного творчества, о литературных стилях, о средствах художественной выразительности, о прямой речи и словах автора, о том, что обозначают некоторые фразеологизмы и пословицы. Для удобства  прилагаются ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия и имя ______________________________

Тест по литературному чтению

1 вариант  (1 часть)

Когда люди радуются

      В школе ребятам часто говорили:

 — Нужно уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!

      Алёшка любит столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.

      Научился Алёшка работать — сделал самокат. Замечательный самокат получился, не грех и похвалиться!

— Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат!

— Неплохо! — ответил отец.

     Алёшка — во двор, к ребятам: — Смотрите, какой я самокат сделал! — Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся!

     Алёшка катался-катался на своём самокате — никто на него не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат.

     Весной в школе ребята решили рассаду выращивать, чтобы потом высадить её во дворе.

      Учительница сказала:

     — Когда будут готовы ящики, займёмся рассадой.

         А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.                       школу два ящика, как раз на два окна.

        Увидели ребята ящики.

        — Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки.

        Учительница увидела и тоже обрадовалась:

       — Золотые у тебя руки, Алёша! Молодец!

       Домой Алёшка пришёл, а мать ему говорит:

      — Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, одноклассников, и все говорят, что у тебя золотые руки.

       Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.

       — Папа! — спросил Алёшка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят. Ведь самокат труднее сделать!

    — А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец.

    — Вот люди и радуются!

                                                                                                                      (С. Баруздин)

Прочитай текст «Когда люди радуются» и выполни задания.

  1. Определи жанр этого произведения.

                      а) басня                 б) сказка                  в) рассказ

2. Кто главный герой произведения?

                 а) учительница               б) отец Алёши                   в) Алёша

3. Чем увлекался главный герой? 

                  а) рисованием              б) спортом           в) столярным делом

4.  Сочетание слов «золотые руки» обозначает 

   а) руки с золотыми украшениями          б) умелые руки             в) красивые руки

5. Какая тема является основной в прочитанном тобой тексте? 

       а) о добре и зле                   б) о людях               в) о труде

6. Отметь слова, характеризующие Алёшу.

 а) старательный

 б) ленивый

 в) грубый

г) трудолюбивый

д) неумелый

е) жадный

ж) смелый

з) отзывчивый

7. Запиши ответ на вопрос «Почему Алёша бросил свой самокат?»

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как объяснил отец своему сыну причину радости других людей? Найди ответ в тексте, выпиши соответствующее предложение.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 9. Сформулируй главную мысль произведения? Ответ: ______________________________________________________________

      10. Сколько дней трудился Алеша над ящиками?

       _________________________________________

(2 часть)

  1. Отметь фразеологизм.

1) красивые руки

2) золотые руки

3) трудолюбивые руки

  1. Напиши, что обозначают фразеологизмы.

Задирать нос - ______________________________________________________________________

Зарубить на носу - __________________________________________________________________

  1. Соотнеси стрелками:

Сравнение – это

наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Олицетворение – это

образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету

Эпитет – это

уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку

  1. Зачеркни несуществующий стиль в литературе:

Научный, книжный, публицистический, художественный

  1. Выпиши из предложения слова автора.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – засмеялся мальчик.

  1. Как ты понимаешь пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут»?

________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Назови жанр устного народного творчества, в котором описывается какой-то предмет или какое-то явление, который или которое нужно отгадать.

____________________________________________________

   

Фамилия и имя ______________________________

Тест по литературному чтению

2 вариант (1 часть)

Прозрение

         В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.

        Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:

– Почему Лёва не ходит в школу?

        Мама печально ответила:

– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

– А мы его по очереди в школу водить будем.

– И домой провожать.

 – И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

– Здравствуйте. И тут со всех сторон посыпалось:

– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу. – А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

– А я по истории.

    Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

    После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

      А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

      Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс.

      Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...

        Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

        Не счесть людей, прозревших для добра.  

                                                                                                                                                                              (Б. Ганаго)

Прочитай текст «Прозрение» и выполни задания.

     1. В каком городе учился мальчик? 

                  а) В Москве;              б) в Санкт-Петербурге;                 в) в Ростове.

     2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

         а) У него не было телефона;

         б) он перестал ходить на занятия;

         в) ребятам захотелось сходить в гости.

  1. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши предложения из текста. __________________________________________________________________

  1.  Какое значение вкладывает автор в слово «защебетали» (одноклассники)?

           а) Запели;

           б) заговорили одновременно;

           в) заспорили между собой.

   

     5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

          а) Когда увидели Леву;

          б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;

          в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.

     6. Какое решение приняли ребята? _________________________________________________________________________

     7. Восстанови последовательность смены настроения мамы. 

            а) У мамы на глазах навернулись слезы.

            б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.

            в) Мама печально ответила… .

            г) По лицу мамы градом катились слезы.

     8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? 

               а) Да;                    б) нет.

     9. Сформулируй главную мысль этого рассказа. _________________________________________________________________________

 

    10. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 (2 часть)

  1. Отметь фразеологизм.

а) задирать нос

б) высморкать нос

в) потрогать нос

  1. Напиши, что обозначают фразеологизмы.

Баклуши бить - ________________________________________________________________________

Без году неделя - ______________________________________________________________________

  1. Соотнеси стрелками:

Сравнение – это

наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение – это

образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету

Эпитет – это

уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку

  1. Зачеркни несуществующий стиль в литературе:

Научный, публицистический, художественный, книжный

  1. Выпиши из предложения прямую речь.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – засмеялся мальчик.

  1. Как ты понимаешь пословицу: «Своя земля и в горсти мила»?

______________________________________________

________________________________________________________

  1. Назови жанр устного народного творчества, в котором описывается какой-то предмет или какое-то явление, который или которое нужно отгадать.

_________________________________________________

                                                          ОТВЕТЫ

1 вариант

1 часть

1.- в

2.- в

3.- в

4.- б

5.- в

6.- а,г,з

7.- На него уже никто не смотрел

(не обращал внимания)

  1. - -А потому, что самокат ты для

себя одного сделал, а ящики для всех, -

сказал отец

  1. Приятно что-то делать для других.

Или: Трудиться надо не только для себя, но и

 для других.

10.- два дня

2 часть

1.- б

2.- зазнаваться, запомнить

3.-

С

О

Э

4.- книжный

5.- засмеялся мальчик

6.- Если стараться и упорно идти

к цели, то все получится.

7.- загадка

2 вариант

1 часть

1.- а

2.- б

3.- Ему сделали операцию. Неудачно.

Лева ослеп и сам ходить не может.

4.- б

5.- в

6.- они решили помогать во всем (в учебе,

водить в школу, гулять)

7.- б,в,а,г

8.- а

9. Надо помогать попавшему в беду,

Несчастье с любым может случиться.

10.- Добрых люде много, их везде можно встретить.

2 часть

1.- а

2.- бездельничать, совсем недавно

3.-

С

О

Э

4.- книжный

5.- Вы зачем ручью сказали «спасибо»?

6.- Свое всегда роднее, чем чужое (или близкое по смыслу объяснение)

7.- загадка

1-2 ошибки – «5»

3- 5 ошибки - «4»

6-8 ошибок – «3»

9 и больше – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по литературному чтению 3 класс школа России

Контрольные работы по литературному чтению 3 класс школа России.Представленные работы соответствуют разделам учебника Л.Ф. Климанова "Литературное чтение 3 класс"...

Итоговая стандартизированная контрольная работа по литературному чтению 1 класс , Школа России

Данная контрольная работа разработана по программе Школа России к учебнику Литературное чтение 1 класс авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.   Материал содержит ...

проверочная работа по лит чтению 3 класс(школа России)

Проверочная работа по литературному чтению по программе "Школа Россия" по теме"Устное народное творчество"...

Проверочная работа по литературному чтению 4 класс,4 четверть "Зарубежная литература" УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению "Зарубежная литература" 4 класс. 4 четверть УМК "Школа России"...

Проверочные работы по литературному чтению 2класс УМК «Школа России»

В данном методическом пособии содержится десять работ  по литературному чтению во 2 классе по УМК Школа России....

Проверочная работа по литературному чтению. 3 класс. Школа России

Материал содержит вопросы по литературным произведениям и их авторам, по определению жанров произведений, вопросы, касающиеся толкования фразеологизмов, затрагивается вопрос разделения сказок на народ...