Формирование культуры речи школьников
статья по чтению
Предварительный просмотр:
« Формирование культуры речи младших школьников – важное условие развития личности на уроках младших школьников на уроках.
Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь; и от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш, - являются
факелом педагогического мастерства и индивидуального творчества.
Учитель начальных классов играет немаловажную роль в формировании культуры речи школьников. Ребенок после беззаботного дошкольного детства оказывается в
большом коллективе. Как тут не растеряться? Вот
первый учитель и обязан помочь ребенку адаптироваться, научить его
трудиться.
Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания ,но и умеет использовать
эти знания в жизни . Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в
том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для достижения этого -культура речи и культура
общения.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему
людей, из языковой среды.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать
необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на
современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки
чтения и русского языка.. Развитие речи детей
происходит на уроках математики, окружающего мира , музыки , технологии, изобразительного искусства.
Звуковая сторона речи - принадлежность устной речи. От звукового оформления зависит эмоциональности речи.
Работу начинаю с обработки чистого произношения звуков, используя на
своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений,
способствующих выработке у детей правильного произношения звуков,
слов, подбирать слова на определенные звуки.
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме
отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с
утверждением, что слог - это ключ к чтению. Вспоминаются слова В. А.
Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Мир слов очень
похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться,
устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и
занимательные упражнения - пример творческого подхода к звучащему
слову. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребенок
задумывается над словом, его строением. в процессе такой деятельности у
детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень
важно для развития связного высказывания.
Ведущим направлением в развитии речи учащихся провозглашается словарная работа, а наиболее распространенным приемом – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. Поэтому на каждом уроке я знакомлю их с историей возникновения того или иного слова. Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайны их рождения.
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами.
С первых дней обучения первоклассников стараюсь не только
поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя
формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы.
На основе чтения и изучения художественных произведений развивается
эстетическое чувство ,обогащается духовный мир школьника.
Учу детей нужной интонации. Дети стараются уловить
именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют,
поэтому считаю, что чтение учителя - это своего рода образец
выразительного чтения для учащихся. Читаю сама так, чтобы у детей
появился интерес к дальнейшей работе. Цель - создать благоприятные условия для работы над содержанием,
разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов
и видов работ, больше времени уделять словарной работе, чаще
использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.
Предлагаю выборочное чтение отдельных строф, строчек,
слов по моему заданию. Выборочное чтение обычно сопровождаю беседой -
размышлением, для чего предлагаю следующие вопросы: какое настроение
возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают создать автору
такое настроение? Почему автор сравнивает? Как вы понимаете смысл этого
выражения? Какие звуки повторяются в этой строчке?
Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку стихов,
использую замену авторского слова или словосочетания другим, близким по
смыслу словом. Для развития ярких образных представлений применяю
иллюстрации или предлагаю детям представить себя художниками и
рассказать, какую иллюстрацию они нарисовали бы к данному
стихотворению.
На уроке воспитательная направленность является первоначальным звеном, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой
учитель. Воспитание всегда идет не только через знания о том, как есть и
как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и
их жизнь.
К. Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» писал, что ученик должен учиться самостоятельно . А учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности
Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....
Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...
Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника
Основное содержание программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....
Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)
В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...
"Формирование культуры речи у младших школьников" выступление на ШМО учителей нач.классов
Формирование культуры у младших школьников.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.Есть несколько условий, без которых речевая д...
Формирование культуры речи младших школьников на уроках чтения и русского языка
Формирование культуры речи младших школьников ...
Консультация для родителей на тему: «Пять правил формирования звуковой культуры речи школьников»
Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее бу...