Консультация для родителей на тему: «Пять правил формирования звуковой культуры речи школьников»
консультация (1 класс)
Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества. Как это делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_pravil_uspeshnoi_rechi.docx | 13.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЯТЬ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ»
Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»
Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества. Как это делать?
Общайтесь с пеленок! Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете, с самых первых дней его жизни. Даже если ему только один месяц! Пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете, гуляете... Дальше — больше: по-тешки, стихи, сказки, рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним. К двум-трем годам с ними можно было уже полноценно общаться.
Правило №2: Не сюсюкайте Общаясь с ребенком, не сюсюкайте с ним! Даже если он совсем кроха. Я имею в виду коверканье слов, этакое подражание речи малышей.
Правило № 3: Отучайте от неправильных слов, даже если они смешные…Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это аккуратно. Да, слова часто бывают смешные, иногда их в шутку употребляет вся семья («капет» вместо пакет, «коклета» вместо котлета). У каждой мамы найдется целый список таких детских словечек….Но позволять неправильным словам закрепляться в речи категорически не нужно.
Правило № 4: Выполняйте увлекательные упражнения для речевого аппарата! Тренируйте мышцы ротового аппарата. Звучит страшно, но на самом деле речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы: му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику. Разрешайте ребенку иногда погримасничать дома: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки так, чтобы на верхней губе удерживался карандаш….Научите ребенка щелкать, свистеть, цокать, дуть долго и прерывисто….Если ваш ребенок сможет изобразить, как цокает лошадка или щелкает дрозд с разной ритмичностью и громкостью, то услуги логопеда вам могут и не понадобиться.
Иногда можно устраивать праздники непослушания во время домашнего чаепития и то, что обычно непозволительно за столом, разрешать! Например, слизывать языком с блюдца варенье или сгущенку. Это отличное упражнение для языка.
Языком можно «почистить» зубки, проводя по зубам с внешней и внутренней стороны. Можно посчитать зубки, дотрагиваясь язычком поочередно до каждого зубика. Именно гибкость языка, эластичность уздечки — перемычки под языком — позволяет нам четко и внятно произносить звуки. Моя дочь, к примеру, научилась сама говорить звук «р», когда мы с ней придумали фразу: «Кролики на роликах ехали по дворику…». А сын научился говорить букву «р», потому, что его зовут «Марк Алексе-евич», и к 2-м годам он уже четко рассказывал сказку «Колобок». Во фразе «От тебя, лиса, нехитро уйти» очень удачное сочетание буквы «р» в слове «нехитро». Главное, не быть равнодушным к звуковой и речевой культуре своих детей, активизировать их и принимать самое активное участие в становлении речи.
Правило № 5: Учите звуки и буквы до школы! Научиться четкому произно-шению звуков и букв ребенку нужно до школы. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику — науку о звуках. А изучать звуки просто невоз-можно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все-таки никак сами не встают, то лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вмес-то слова «рыба» ваш ребенок не ответит «селёдка»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения
В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизически...
Консультация для родителей на тему: "Пять признаков хорошего воспитания"
В консультации раскрывается вопрос для родителей, как лучше привит ребенку полезные привычки и основы хорошего воспитания....
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников
В работе описывается практикум логопедической работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....
Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный. Звуковая к...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».
Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...
«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...