Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Аверьянова Ольга Викторовна

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. 

Программные требования к культуре речи не достаточно реализуются в практике школы, поэтому проблема культуры речи младших школьников является актуальной в настоящее время.

Для формирования навыков литературного произношения учащихся был разработан комплекс упражнений, основанный на развитии и совершенствовании культуры речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kultury_rechi_uchashchikhsya.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения.

Программные требования к культуре речи не достаточно реализуются в практике школы, поэтому проблема культуры речи младших школьников является актуальной в настоящее время.

Для формирования навыков литературного произношения учащихся был разработан комплекс упражнений, основанный на развитии и совершенствовании культуры речи детей.

Комплекс упражнений

Первый тип заданий – упражнения в образовании форм имен существительных, связанных с категорией рода, числа, падежа.

Найдите ошибки, напишите правильный вариант:

  • На витрине стояла вкусная повидла.
  • Солнце слепила глаза.
  • Детвора готовились к празднику.
  • Сандаль был на ноге.
  • Эту комментарию уже слышали.
  • Спелый яблок висел прямо передо мной

Образуйте форму родительного падежа, множественного числа следующих имен существительных:

  • рельсы
  • томаты
  • валенки
  • комментарии
  • чулки
  • места
  • носки
  • яблоки

Второй тип заданий - упражнения в образовании имен прилагательных.

От приведенных ниже прилагательных образуйте сравнительную степень:

  • красивее
  • молодой
  • лучший
  • худший

Третий тип заданий - упражнения в образовании форм спрягаемых глаголов.

Найдите ошибки, напишите правильный вариант:

  • Дети бежат на поляну.
  • Школьники хочут учиться.
  • Ручейки бежат по проталинам.
  • Около дома текет говорливая речушка.

Четвертый тип заданий - упражнения в образовании форм личных местоимений.

Найдите и исправьте ошибки:

  • Евонный рассказ меня удивил.
  • Ихнее выступление мне очень понравилось.
  • К им стали обращаться за советом.
  • Я заглянул в евошнюю тетрадь.
  • Пошли к ему в дом.

Пятый тип заданий – упражнения на выбор места ударения.

а) в общеупотребительных словах

  • каталог                            
  • творог                                            
  • договор
  • водопровод
  • километр                                                              
  • свекла
  • алфавит  

б) в словах с неподвижным ударением

кран – кранов                                  шофер - шоферов

торт – тортов                                   туфля - туфель

флаг – флагов                                  шарф - шарфом

бант – бантов                                   стакан - стаканы

стержень – стержней                        

в) в словах с подвижным ударением

        директор – директора                         волк - волков

        профессор – профессора                     новость - новостей

        доктор – доктора                                 лось - лосей

        голова – голову                                   доска – доску

Поучитесь находить слова в словаре. Узнайте правильное ударение и верно произнесите слова:

  • клала
  • начал
  • послала
  • понял

По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.
 
Образец: брать — брали, брал, брало, брала.
 Взять, занять, начать, понять.

Шестой тип заданий – упражнения на правильное произношение слов с трудным звукосочетанием.

Произнесите правильно:

  • ЧТо, булЬОн, булоЧНая, еГО, конеЧНо, синеГО, прачеЧНая, нароЧНо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся

Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся

Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся...

Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи

Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 4 классе....