Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: «Юрий Коваль «Дик и Черника»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»
Публикация содержит конспект урока и презентацию к нему.
Цель:
- Учить вслушиваться в произведение, определять чувства и настроение авторы к герою;
- Учить детей вести «диалог с автором», составлять план;
- Формировать навыки выразительного чтения, как средства понимания текста;
- Развивать воображение детей; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 26.05 КБ |
Презентация к уроку | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:
«Юрий Коваль «Дик и Черника»
Учитель: Никонова Елена Валерьевна
Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»
Великий Новгород
2015 год
Тема: Юрий Коваль «Дик и Черника».
Цель:
- Учить вслушиваться в произведение, определять чувства и настроение авторы к герою;
- Учить детей вести «диалог с автором», составлять план;
- Формировать навыки выразительного чтения, как средства понимания текста;
- Развивать воображение детей; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Постановка учебной задачи.
- Чему бы вы хотели научиться на уроке?
- учится бегло и выразительно читать, уметь находить главное, уметь владеть своим голосом.
- Почему необходимо уметь владеть своим голосом?
- это умение поможет выразительно и безошибочно прочитать, хорошее чтение поможет понять главное в тексте.
- Кроме умения владеть своим голосом, мы продолжим учиться вести диалог с автором, озаглавливать части текста.
- Работа с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация.
- Посмотрите на ваши рисунки. По мотивам какого произведения вы их нарисовали?
- Почему они получились такими разными? Мы разные, по-разному представляем.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным произведением. А вот о ком оно, давайте предположим с помощью ключевых слов:
пес Дик хозяин обжора черника научить | Прочитайте пирамидку из ключевых слов: сверху вниз – весело снизу вверх - удивленно |
- Предположите, о ком будет это произведение?
- Работа с иллюстрацией с.142.
Рассмотрите иллюстрацию. Можете ли вы теперь догадаться, о ком мы будем читать?
- Прочитайте заглавие рассказа. Попробуйте уточнить ваши предположения.
- Прочитайте фамилию автора. Знакома ли она вам?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (комбинированное).
- Выявление первичного впечатления.
- Понравился ли вам рассказ Юрия Коваля? Чем? Какое у вас сейчас настроение?
- Оправдались ли ваши предположения?
- Перечитывание текста по частям. Постановка вопросов к тексту и автору.
1 часть.
- Почему Дик – обжора? Найдите ответ.
- Как вы понимаете слово требуха?
- Кто герои этого произведения? (пес и его хозяин).
- Каким был Дик по характеру? (добрый, веселый).
- Перечитайте 1 часть. Какое веселое название можно дать этой части?
Дик – обжора
Добрый обжора.
2 часть.
- Почему Дик не понимал, что ест хозяин? Найдите ответ.
- Где происходят события рассказа? (на болоте, в лесу)
- Что означает слово пригоршня?
- Как вы понимаете выражение «мигом убрал ягоды с ладони»?
- Откуда берутся ягоды?
3 часть.
- Как хозяин учил Дика? Найдите ответ.
- Почему автор решил рассказать именно этот эпизод из жизни пса?
- Чем удивил его Дик?
- Каким вы представляете в этом эпизоде рассказчика?
(веселый, с чувством юмора).
- Почему Ю.Коваль говорит, что ему было стыдно рассказывать о том, как он обучал пса?
- Каким учеником оказался Дик?
- Какое заглавие вы бы дали этой части?
Учу Дика уму-разуму
Стыдно рассказать …
Только кустики затрещали.
4 часть.
- Чему радуется автор в конце рассказа?
- Могли бы вы предположить, почему пса звали Дик?
III этап. После чтения.
- Какой момент рассказа запечатлел художник?
- Соответствует ли он содержанию рассказа?
- Какими вы представляете Дика и его хозяина?
Как они относятся друг к другу?
- Давайте вместе попробуем решить, о чем рассказ Ю.Коваля, определим его тему:
Рассказ Ю.Коваля | 1) О дружбе человека собаки. |
2) О том, как плохо быть обжорой. | |
3) О том, какие умные бывают собаки. |
- С каким настроением написан рассказ? Что бы вы могли сказать об авторе?
Информация об авторе.
Юрий Иосифович Коваль - детский писатель, сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник, скульптор, автор и исполнитель песен.
По образованию - учитель русского языка, истории и рисования.
- Наиболее известные его произведения:
- Приключения Васи Куролесова м/ф
- Тигренок на подсолнухе м/ф
- Волшебное кольцо м/ф
- Пограничный пес Алый х/ф
- Почему художник закончил с.143 такой иллюстрацией?
- Творческие задания.
- Мы дали заглавие частям текста. Что при этом у нас получилось? (План)
- Что можно сделать, используя этот план (пересказать, рассказать, нарисовать)
- Дома: нарисуйте свою иллюстрацию к наиболее понравившейся части текста.
- Попробуйте рассказать родителям о прочитанном.
- Итог урока. Обобщение.
- Какое настроение у вас от рассказа?
- Какое умение помогло нам так почувствовать рассказ?
(умение владеть своим голосом).
- Выполнили мы ту задачу, что поставили перед собой?
- Было ли вам это сложно? Оцените себя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Вперёд чужой беде не смейся, голубок. ” И.А. Крылов Нет милее дружка, как родная матушка.
Почему “ Красные яблоки ” ?
Во что “ нельзя ” играть? Друзья или приятели?
Закатывались от смеха балансировать авоська брякнуться злополучное место
парадное труха суетливо
“ Вперёд чужой беде не смейся, голубок. ” И.А. Крылов Нет милее дружка, как родная матушка.
Почему “ Красные яблоки ” ? вспышка, сигнал светофора, опасность
Во что “ нельзя ” играть? Друзья или приятели?
Дик Иосиф Ионович - родился 20 августа 1922 года в Москве. В 1937 году родителей арестовали как врагов народа, а его с младшей сестрой отправили в детский дом. С 1940 года начал писать рассказы. Поступил в Ленинградский горный институт, откуда с первого курса ушёл на фронт Великой Отечественной войны. Служил в должности старшего пиротехника на авиаскладе. Во время наступления советских войск на Харьков в 1942 году, при уничтожении опасных для хранения боеприпасов получил тяжёлое ранение, в результате которого потерял руки и повредил глаз. В военном госпитале в Самарканде был организован литературный кружок, в котором Дик начал заниматься. Писать приходилось держать карандаш в зубах. В конце 1943 года без экзаменов зачислен в Литературный институт. После окончания института поступил на английское отделение Института иностранных языков. В 1947 г. дебютировал сборником рассказов «Золотая рыбка». Написал ряд книг, в основном для детей: «Огненный ручей», «В нашем классе», «В дебрях Кара-Бумбы», «На буксире», «Синий туман», «Девчонки и мальчишки», «Встреча с отцом», «Зелёные огоньки», «Третий глаз», «Железная воля», «Коза на вертолёте» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец
Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн
Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание уч...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"
Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....