Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: «Юрий Коваль «Дик и Черника»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Никонова Елена Валерьевна

Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»

Публикация содержит конспект урока и презентацию к нему.

Цель:

  • Учить вслушиваться в произведение, определять чувства и настроение авторы к герою;
  • Учить детей вести «диалог с автором», составлять план;
  • Формировать навыки выразительного чтения, как средства понимания текста;
  • Развивать воображение детей; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.05 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку566.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:

«Юрий Коваль «Дик и Черника»

Учитель: Никонова Елена Валерьевна

Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»

Великий Новгород

2015 год

Тема: Юрий Коваль «Дик и Черника».

Цель:

  • Учить вслушиваться в произведение, определять чувства и настроение авторы к герою;
  • Учить детей вести «диалог с автором», составлять план;
  • Формировать навыки выразительного чтения, как средства понимания текста;
  • Развивать воображение детей; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка учебной задачи.
  • Чему бы вы хотели научиться на уроке?

- учится бегло и выразительно читать, уметь находить главное, уметь владеть своим голосом.

  • Почему необходимо уметь владеть своим голосом?

- это умение поможет выразительно и безошибочно прочитать, хорошее чтение поможет понять главное в тексте.

  • Кроме умения владеть своим голосом, мы продолжим учиться вести диалог с автором, озаглавливать части текста.
  1. Работа с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация.

  • Посмотрите на ваши рисунки. По мотивам какого произведения вы их нарисовали?
  • Почему они получились такими разными? Мы разные, по-разному представляем.
  • Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным произведением. А вот о ком оно, давайте предположим с помощью ключевых слов:

пес

Дик

хозяин

обжора

черника

научить

Прочитайте пирамидку из ключевых слов:

сверху вниз – весело

снизу вверх - удивленно

  • Предположите, о ком будет это произведение?
  • Работа с иллюстрацией с.142.

Рассмотрите иллюстрацию. Можете ли вы теперь догадаться, о ком мы будем читать?

  • Прочитайте заглавие рассказа. Попробуйте уточнить ваши предположения.
  • Прочитайте фамилию автора. Знакома ли она вам?

     II этап. Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение (комбинированное).
  • Выявление первичного впечатления.

- Понравился ли вам рассказ Юрия Коваля? Чем? Какое у вас сейчас настроение?

- Оправдались ли ваши предположения?

  • Перечитывание текста по частям. Постановка вопросов к тексту и автору.

                1 часть.

  • Почему Дик – обжора? Найдите ответ.
  • Как вы понимаете слово требуха?
  • Кто герои этого произведения? (пес и его хозяин).
  • Каким был Дик по характеру? (добрый, веселый).
  • Перечитайте 1 часть. Какое веселое название можно дать этой части?

Дик – обжора

Добрый обжора.

                2 часть.

  • Почему Дик не понимал, что ест хозяин? Найдите ответ.
  • Где происходят события рассказа? (на болоте, в лесу)
  • Что означает слово пригоршня?
  • Как вы понимаете выражение «мигом убрал ягоды с ладони»?

- Откуда берутся ягоды?

                3 часть.

  • Как хозяин учил Дика? Найдите ответ.
  • Почему автор решил рассказать именно этот эпизод из жизни пса?
  • Чем удивил его Дик?
  • Каким вы представляете в этом эпизоде рассказчика?

(веселый, с чувством юмора).

  • Почему Ю.Коваль говорит, что ему было стыдно рассказывать о том, как он обучал пса?
  • Каким учеником оказался Дик?
  • Какое заглавие вы бы дали этой части?

Учу Дика уму-разуму

Стыдно рассказать …

Только кустики затрещали.

                4 часть.

  • Чему радуется автор в конце рассказа?
  • Могли бы вы предположить, почему пса звали Дик?

                III этап. После чтения.

  • Какой момент рассказа запечатлел художник?
  • Соответствует ли он содержанию рассказа?
  • Какими вы представляете Дика и его хозяина?

Как они относятся друг к другу?

  • Давайте вместе попробуем решить, о чем рассказ Ю.Коваля, определим его тему:

Рассказ

Ю.Коваля

1) О дружбе человека собаки.

2) О том, как плохо быть обжорой.

3) О том, какие умные бывают собаки.

  • С каким настроением написан рассказ? Что бы вы могли сказать об авторе?

Информация об авторе.

Юрий Иосифович Коваль - детский писатель, сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник, скульптор, автор и исполнитель песен.

По образованию - учитель русского языка, истории и рисования.

  • Наиболее известные его произведения:

- Приключения Васи Куролесова  м/ф

- Тигренок на подсолнухе  м/ф

- Волшебное кольцо  м/ф

- Пограничный пес Алый  х/ф

  • Почему художник закончил с.143 такой иллюстрацией?
  1. Творческие задания.
  • Мы дали заглавие частям текста. Что при этом у нас получилось? (План)
  • Что можно сделать, используя этот план (пересказать, рассказать, нарисовать)
  • Дома: нарисуйте свою иллюстрацию к наиболее понравившейся части текста.
  • Попробуйте рассказать родителям о прочитанном.

  1. Итог урока. Обобщение.
  • Какое настроение у вас от рассказа?
  • Какое умение помогло нам так почувствовать рассказ?

(умение владеть своим голосом).

  • Выполнили мы ту задачу, что поставили перед собой?
  • Было ли вам это сложно? Оцените себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Иосиф Дик “ Красные яблоки ”

Слайд 2

“ Вперёд чужой беде не смейся, голубок. ” И.А. Крылов Нет милее дружка, как родная матушка.

Слайд 3

Почему “ Красные яблоки ” ?

Слайд 4

Во что “ нельзя ” играть? Друзья или приятели?

Слайд 5

Закатывались от смеха балансировать авоська брякнуться злополучное место

Слайд 6

парадное труха суетливо

Слайд 7

“ Вперёд чужой беде не смейся, голубок. ” И.А. Крылов Нет милее дружка, как родная матушка.

Слайд 8

Почему “ Красные яблоки ” ? вспышка, сигнал светофора, опасность

Слайд 9

Во что “ нельзя ” играть? Друзья или приятели?

Слайд 10

Дик Иосиф Ионович - родился 20 августа 1922 года в Москве. В 1937 году родителей арестовали как врагов народа, а его с младшей сестрой отправили в детский дом. С 1940 года начал писать рассказы. Поступил в Ленинградский горный институт, откуда с первого курса ушёл на фронт Великой Отечественной войны. Служил в должности старшего пиротехника на авиаскладе. Во время наступления советских войск на Харьков в 1942 году, при уничтожении опасных для хранения боеприпасов получил тяжёлое ранение, в результате которого потерял руки и повредил глаз. В военном госпитале в Самарканде был организован литературный кружок, в котором Дик начал заниматься. Писать приходилось держать карандаш в зубах. В конце 1943 года без экзаменов зачислен в Литературный институт. После окончания института поступил на английское отделение Института иностранных языков. В 1947 г. дебютировал сборником рассказов «Золотая рыбка». Написал ряд книг, в основном для детей: «Огненный ручей», «В нашем классе», «В дебрях Кара-Бумбы», «На буксире», «Синий туман», «Девчонки и мальчишки», «Встреча с отцом», «Зелёные огоньки», «Третий глаз», «Железная воля», «Коза на вертолёте» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....