Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
план-конспект урока по чтению
Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3v_klass_i.a.krylov.docx | 37.39 КБ |
i.a.krylov_martyshka_i_ochki.pptx | 478.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Тема: И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
- Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
- Дать представление о характерных признаках басни;
- Находить мораль в произведении;
Развивающие:
- Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
- Развивать память внимание, речь учащихся;
- Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Ход урока
I.Организационно- мотивационное начало урока.
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
II. Самоопределение к деятельности.
Ребус
- Как вы думаете, что он писал?
- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).
-Сегодня мы познакомимся с его басней «Мартышка и Очки»
- В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Узнать, …
2) Учиться понимать …
Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.
Коллективное формулирование третьей задачи урока:
3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?
III. «Открытие» нового знания детьми.
Биография И.А. Крылова
И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?
- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.
- Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги.
Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.
Но самое главное – он написал огромное количество великолепных басен.
Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.
В чем же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность.
Знаешь ли ты, что Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен? Он читал их удивительно просто и искреннее; вернее даже, он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.
Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня?
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?
Анализ басни
- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
Словарная работа
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка),
- дюжина (12),
- полдюжины (6),
- темя (верхняя часть головы),
- нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),
- к худу клонит (к плохому),
- невежда (необразованный, несведущий человек),
- невежа (грубый, невоспитанный человек),
- познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).
Прослушивание басни
- Понравилось ли вам исполнение басни?
-Какой представлена Мартышка в басне?
IV .Закрепление полученных знаний.
-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?
-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?
-В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смеши
б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?
- Что же автор хотел сказать нам, читателям?
( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)
- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».
Работа над выразительным чтением басни
- Как читаем первые строчки?
( Спокойно.)
- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?
( С досадой, недовольством. )
-. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» и как мы это будем читать? (с иронией )
-Кто лучше прочитал?
Чтение басни в парах, выразительное чтение басни индивидуально
VI . Итоги урока.
- Кто такой И.А.Крылов?
- С какой басней познакомились?
- Кто главный герой басни?
V. Рефлексия.
- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?
- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
-Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.
Урок был для меня:
( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)
VII. Домашнее задание (по выбору)
- читать басню выразительно;
- выучить наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Ваня - Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород
И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
1.Узнать,.. 2.Учиться понимать … 3.Ответить на вопрос :
Крылов Иван Андреевич 1769- 1844
Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.Но самое главное – он написал огромное количество великолепных басен. Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети. Секрет успеха их прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен. Он читал их удивительно просто и искреннее; он даже не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.
Памятник И.А.Крылову в Летнем саду
Что такое басня?
Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. В конце басни обычно дается "мораль". Персонажи басни чаще всего — животные, птицы, рыбы, растения. Язык басни всегда простой. Мораль — название заключительных строк басни с нравоучительным выводом
Цель написания А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить
Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек
Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – необразованный, несведущий, м алограмотный человек.
Урок был для меня:
Домашнее задание С.134-135, наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...
открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...
конспект урока с презентацией И. А. Крылов "Мартышка и очки"
конспект урока и презентация...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"
Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"...