Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
план-конспект урока по чтению

Киселева Наталья Григорьевна

Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3v_klass_i.a.krylov.docx37.39 КБ
Файл i.a.krylov_martyshka_i_ochki.pptx478.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Тема: И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

  • Дать представление о характерных признаках басни;
  • Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Развивать память внимание, речь учащихся;
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

                                 

Ход урока

I.Организационно- мотивационное начало урока.

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

II. Самоопределение к деятельности.

Ребус

- Как вы думаете, что он писал?

- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

-Сегодня мы познакомимся с его басней «Мартышка и Очки»

- В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи     на урок.    

На доске опорная запись:

          1) Узнать, …

          2) Учиться понимать …

  Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

           Коллективное формулирование третьей задачи урока:

          3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

III. «Открытие» нового знания детьми.                            

 Биография  И.А. Крылова 

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

     - Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги.

Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.

 Но самое главное – он написал огромное количество великолепных басен.

 Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.

 В чем же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность.

 Знаешь ли ты, что Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен? Он читал их удивительно просто и искреннее; вернее даже, он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Анализ басни

- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Словарная работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка),

  • дюжина (12),
  • полдюжины (6),
  • темя (верхняя часть головы),
  • нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),
  • к худу клонит (к плохому),
  • невежда (необразованный, несведущий человек),
  • невежа (грубый, невоспитанный человек),
  • познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 Прослушивание басни

- Понравилось ли вам исполнение басни?

-Какой представлена Мартышка в басне?

IV .Закрепление полученных знаний.

-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

-В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смеши

б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     - Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     ( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».

Работа над выразительным чтением басни

     - Как читаем первые строчки?

     (  Спокойно.)

     - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      ( С досадой, недовольством. )  

     -. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» и как мы это будем читать? (с иронией )

-Кто лучше прочитал?

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни индивидуально

VI . Итоги урока.

- Кто такой И.А.Крылов?

- С какой басней познакомились?

- Кто главный герой басни?

V. Рефлексия.

- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

 - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)

VII. Домашнее задание (по выбору)

      - читать басню выразительно;

      - выучить наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Речевая разминка Ваня - Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород

Слайд 4

И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Слайд 5

1.Узнать,.. 2.Учиться понимать … 3.Ответить на вопрос :

Слайд 6

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Слайд 7

Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке.Но самое главное – он написал огромное количество великолепных басен. Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети. Секрет успеха их прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен. Он читал их удивительно просто и искреннее; он даже не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Слайд 8

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Слайд 9

Что такое басня?

Слайд 10

Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. В конце басни обычно дается "мораль". Персонажи басни чаще всего — животные, птицы, рыбы, растения. Язык басни всегда простой. Мораль — название заключительных строк басни с нравоучительным выводом

Слайд 11

Цель написания А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить

Слайд 12

Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

Слайд 14

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – необразованный, несведущий, м алограмотный человек.

Слайд 16

Урок был для меня:

Слайд 17

Домашнее задание С.134-135, наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"

Конспект урока И.А. Крылов "Мартышка и очки"...