открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он открыто высмеивал людские пороки?"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания
людских пороков.
Задачи: 1.Учить видеть иносказательный смысл басен.
2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену
впечатлениями, уверенность в своих силах.
3.Воспитывать нравственные качества.
Ход урока
1.Актуализация знаний
1) Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.
(подведение итогов чтения)
Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих великих русских поэтов? Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)
Учитель – Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.
Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.
Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?
(вопрос записывается на доске)
Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).
3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)
1) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:
Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы
1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;
2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;
(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)
2) Подводящий диалог
Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)
ложь доброта
глупость правдивость
жадность храбрость
хитрость нежность
трусость верность
лесть
лень
- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.
3) - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»
(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?
Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)
- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).
4) - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
- Так кто главные герои басен? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.
- Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?
Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки
Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.
- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).
- Вспомните мораль известных вам басен
Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)
Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).
Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.
Физминутка
3. Работа с учебником
1)басня «Мартышка и очки»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».
Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)
-Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)
- А зачем она это делает?
- Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения с содержанием басен. (сравнивают)
-Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?
- Что она сделала с очками?
-Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).
2) словарная работа
(на доске записано слово Невежда)
- Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?
- Найдите в словаре значение этого слова.
Необразованный человек , неуч – Невежда.
3) работа над содержанием
- Так какова же главная мысль басни?
- Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).
Ребята, прочтите первые 4 строки. Какой вопрос бы вы задали классу?
Ученики: -Почему Мартышка решила завести очки?
Учитель: - Достала она очки или нет? Сколько?
- А полдюжины это сколько?
- С каким настроением она их надевала? (злилась)
- С какой интонацией надо прочитать эти строки?
- Прочтите.
Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.
- Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.
( читают несколько человек)
Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?
Ученики: - Значит, нет толку, пользы.
Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки ( читают).
- Как вы думаете Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)
3)Анализ басни « Зеркало и обезьяна»
Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)
-А что автор будет высмеивать?
- Давайте, сравним ваши предположения с текстом.
( дети читают)
- Что вы хотите сказать?
-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?
- Кого она увидела в зеркале? (себя)
- Узнала она себя в зеркале? (нет)
- Почему?
- Какой она, наверное, себя считала?
-Ребята, а какой совет дал ей Мишка?
(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)
Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?
(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).
- Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?
- Найдите и прочтите мораль этой басни.
- Что значит « На руку нечист»?
4) Чтение по ролям
- Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.
- Посмотрите в него, покривляйтесь.
- А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.
-Я прочту слова автора, а вы слова обезьяны, Петя с Димой прочтут слова Медведя. ( Выразительное чтение по ролям)
Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.
5) Игра
Вперёд чужой беде не смейся, голубок . (Чиж и голубь)
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
(Лебедь, Щука и Рак)
Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)
Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.
(Слон и Моська)
Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!
(Стрекоза и муравей)
6) Итог урока
-На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)
Я умею:(находить мораль в басне)
На доске появляется надпись
Знаю: Умею:
И.А.Крылов Мораль
Басни
Мораль
Поучение
Или главная мысль
(Отметка за урок)
Домашнее задание:
- А кто ещё кроме Крылова писал басни? ( Л.Н.Толстой)
- Соотнесите мораль басен Крылова с моралью басен Толстого
Дима - басню « Гуси и павлин» ;
Петя- «Собака и её тень»;
-Сочинить мораль к басне:
Алёна - «Учёный сын»
Все: Наизусть басню.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крылов Иван Андреевич 1769- 1844
Родился в 1769 в Москве, в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Отец, Андрей Прохорович, очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Ивану Андреевичу шел десятый год, когда умер отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Памятник И.А.Крылову в Летнем саду
Баснописец, драматург, журналист
Что такое басня?
Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению. В конце басни обычно дается "мораль". Персонажи басни чаще всего — животные, птицы, рыбы, растения. Язык басни всегда простой. Мораль — название заключительных строк басни с нравоучительным выводом Из словаря литератора
А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ; В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера. БАСНЯ –
БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить Цель написания
Цель написания высмеять пороки людей
ФОРМА РЕЧИ БАСНИ А) прямое значение Б) иносказательное значение
ФОРМА РЕЧИ БАСНИ иносказательное значение
В БАСНЕ А) есть вывод - мораль Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. В) вывод не нужен.
В БАСНЕ есть вывод - мораль
Отличительные особенности 1- краткий иносказательный рассказ поучительного характера. 2- высмеять пороки людей. 3- иносказательное значение. 4- есть вывод – мораль.
Цель урока Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль). Сравнить басни «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна»
Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек
Зеркало и Обезьяна Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль).
Словарная работа Ужимки – неестественное телодвижение , гримаса Удавилась – повесилась Сатира – злой смех осмеяние. Образ – вид, облик. Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника или крестницы.
Сравнить обе басни Народная мудрость Других не суди, на себя погляди
Сходство басен Обе ( Мартышка и Обезьяна) стараются кого – то обвинить, но только не в себе находят причину. Необразованность человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...
Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"
Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...
Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...
Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и Очки"
В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Мартышка и очки" (УМК "Школа России 3 класс)
3 класс...
Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»...