открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Александрикова Галина Григорьевна

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он открыто высмеивал людские пороки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_i.a._krylov_martyshka_i_ochki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания

           людских пороков.

Задачи: 1.Учить видеть иносказательный смысл басен.

               2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

                  впечатлениями, уверенность в своих силах.

                3.Воспитывать нравственные качества.

                                                 Ход урока

1.Актуализация знаний

1)  Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

                 (подведение итогов чтения)

Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих      великих русских поэтов?  Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель   Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей,     А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.

 Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).

Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и  об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2.  Создание проблемной ситуации

 Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А  наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

                         (вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)

1)    - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

     Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

2)       Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

ложь                        доброта

глупость                  правдивость

жадность                 храбрость

хитрость                  нежность

трусость                   верность

лесть

лень

- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3)    - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

                        Попрыгунья Стрекоза

                        Лето красное пропела,

                        Оглянуться не успела,

                        Как зима катит в глаза.

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4)    - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Так кто главные герои басен?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

 - Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

- Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

3.  Работа с учебником

1)басня «Мартышка и очки»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь?     (высказываются)

 -Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

  - А зачем она это делает?

  - Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения  с содержанием басен.  (сравнивают)

  -Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

  - Что она сделала с очками?

   -Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).

2) словарная работа

(на доске записано слово Невежда)  

- Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

- Найдите в словаре значение этого слова.

Необразованный человек  ,   неуч – Невежда.

3) работа над содержанием

- Так какова же главная мысль басни?

- Что высмеивает И.А. Крылов?   (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки.  Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: -Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: - Достала она очки или нет?  Сколько?

  - А полдюжины это сколько?

 - С каким настроением она их надевала? (злилась)

 - С какой интонацией надо прочитать эти строки?

   - Прочтите.

   Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

-  Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

( читают несколько человек)

  Учитель:-  Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?

  Ученики:  - Значит, нет толку, пользы.

  Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки ( читают).

                    - Как вы думаете  Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

3)Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)

-А что автор будет высмеивать?

- Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

                                   ( дети читают)

- Что вы хотите сказать?

-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

- Кого она увидела в зеркале? (себя)

- Узнала она себя в зеркале? (нет)

- Почему?

- Какой она, наверное, себя считала?

-Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).

     - Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

- Найдите и прочтите мораль этой басни.

- Что значит « На руку нечист»?

4) Чтение по ролям

- Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

- Посмотрите в него, покривляйтесь.

- А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

-Я прочту слова автора, а вы слова обезьяны, Петя с Димой прочтут слова Медведя. ( Выразительное чтение по ролям)

    Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

5)   Игра

  1. Вперёд чужой беде не смейся, голубок  . (Чиж и голубь)
  2. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

               (Лебедь, Щука и Рак)

  1. Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)
  2. Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

               (Слон и Моська)

  1. Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

           (Стрекоза и муравей)

6) Итог урока

-На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю:  (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

     Я умею:(находить мораль в басне)

На доске появляется надпись 

            Знаю:                               Умею:

И.А.Крылов                                              Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

                              (Отметка за урок)

Домашнее задание:

- А кто ещё кроме Крылова писал басни?     ( Л.Н.Толстой)

- Соотнесите мораль басен Крылова с моралью басен Толстого

Дима - басню « Гуси и павлин» ;

Петя- «Собака и её тень»;

-Сочинить мораль к басне:

Алёна - «Учёный сын»

Все: Наизусть басню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

Технологическая карта урока литературного чтения И.А. Крылов "Мартышка и Очки"

В основу урока положена технология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»...