Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Мартышка и очки" (УМК "Школа России 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема | И. А. Крылов «Мартышка и Очки» |
Педагогические задачи | создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи |
Планируемый результат | Предметные: научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному Метапредметные: познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы; регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока; коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников Личностные: проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению |
Основные понятия | Басня, мораль. |
Образовательные ресурсы | портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен |
Организация пространства. | Фронтальная и индивидуальная работа. |
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 2 мин | Звенит звонок веселый Зовет нас на урок. Такой порядок в школе Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подровнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. | Здравствуйте. (самоконтроль готовности) | Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества. |
II. Актуализация знаний и мотивация и III. Постановка учебной задачи | 10 мин | – Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют... (Писателем.) -А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.) -А того, кто пишет басни, называют баснописцем. -Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова) -Рассмотрите на доске репродукцию портрета И. А. Крылова. -Каким он вам представляется по характеру? -Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным ребенком. Он сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Его басни любят и взрослые, и дети. Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглость, самоуверенность. Крыв замечательно читал свои басни. Он читал их просто и искренне, вернее даже не читал, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, обращаясь к ним. Поэт выставляет своих басенных героев в смешном виде и вносил этим долю юмора, доброты и тепла при рассказывании. Ребята, а кто знает, что такое басня? Посмотрите на рисунки, которые находятся на доске и скажите, о каком произведении Крылова мы с вами сегодня поговорим на уроке? | Добрый, умный. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей; В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
IV. Открытие нового знания | 10 мин | Правильно. Ребята, а сейчас, давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного чтения. Итак, ребята, вы прослушали произведение, какие ваши впечатления? Ребята, в этой басне встретились трудные слова: Мартышка, Дюжина, Полдюжины, Темя, Нанижет, К худу клонит, Познатней, Невежа, Невежда. А теперь, вы почитайте басню, сначала жужжащим чтением. Молодцы, а теперь мы с вами будем читать цепочкой, друг за другом. (чтение) - Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку? - Какие действия совершала мартышка с очками? -Что обычно делают с очками? -Почему мартышка решила, что ее обманули? Как мартышка применяла очки? Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы найдите и прочитайте отрывок в тексте | (Мнения детей) Дети отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом. | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 5 мин | Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации. - А что такое юмор? - Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка? - Какой совет можно им дать? - Встречали ли вы в жизни таких людей? Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т. п. | Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде. | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4 мин | Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне «Мартышка и очки». | Самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство, назойливость. | |
VII. Включение в систему знаний | 6 мин | Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России. – Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? – Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях | (Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.) | Личностные-эмоциональное восприятие Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 3 мин | Кто такой Крылов? С каким произведением познакомились? Что такое басня? Какие качества человека высмеивает автор в басне «Мартышка и очки»? – Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен.) – Почему на обложках есть и звери, и люди? – В чём сила басен? – Понравился вам урок? Чем именно? – Закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Урок дал мне для жизни. | Баснописец. «Мартышка и очки» Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людейожь, Лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовств | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"
На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
В.И. Белов "Малька провинилась"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России
Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик», развивать навыки беглого, выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...
Конспект урока по литературному чтению, Н.Н. Носов «На горке», 2 КЛАСС,УМК "Школа России"
Н.Н. Носов «На горке»...
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока по литературному чтению "Разлука в театре"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...