Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
план-конспект урока по чтению
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3v_klass_dvoenko.docx | 22.87 КБ |
chtenie.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цели:
-познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
-развивать навыки выразительного чтения;
-воспитывать любовь к природе.
Этап Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Здравствуйте, сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня Наталья Григорьевна. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на работу. |
2.Работа по теме урока | Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Биография Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошел в жизнь празднично. В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства. Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя-Василий Львович - был известным поэтом. Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленький. Его первое стихотворение написано по - французски. Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Зхарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта. Именно бабушка учила маленького Сашу писать по – русски. Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую красавицу или Бову-королевича. - Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Очень многие великие русские писатели, поэты, художники, композиторы, учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с творчеством этого великого поэта, будем учиться читать его стихи. - Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Послушав короткое стихотворение, вы назовёте это время года: «Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года… Осенью зовётся.» (Слайд 2) -Красива природа осенью! Многие художники изображали это время года на своих картинах, композиторы писали музыку, посвящая её этой чудной поре. Например, Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений и назвал «Времена года». И, конечно же, многие поэты посвящали свои стихи этому времени года. Любил это время года и Александр Сергеевич Пушкин. Об этой поре он говорил так: (Слайд 3) «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной.» - Как вы понимаете это высказывание поэта? -,«Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов». В жизни поэта была особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Первого сентября Пушкин приехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь-холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино все три месяца. Работал в это время поэт с невиданной энергией, очень много и плодотворно. В Болдино им написано множество стихотворений, закончено величайшее произведение роман в стихах «Евгений Онегин». | Осень Осень самое любимое время года поэта. |
3.Постановка учебной задачи. Формулировка типа урока. | -Давайте сегодня пофантазируем немного, представим себе осень, которая так вдохновила поэта на творчество. (Слайд 4) (демонстрация осенних пейзажей) - Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стихотворение «Уж небо осенью дышало». | Просмотр изображений, |
4.Первичное восприятие стихотворения. | 1.Воспроизведение стихотворения аудиозапись -Понравилось ли вам это стихотворение? -О каком времени года идёт в нём речь? -Какое чувство, настроение возникло у вас? - Какие картины вы представили? | Прослушивание стихотворения учащимися. Составляют ответы на вопросы |
5.Физкультминутка. | Осенние листья по ветру летят, Друг с другом они попрощаться хотят. Осенние листья кружатся, Ковром разноцветным ложатся. | Дети движением рук показывают ,как падают осенние листья. |
6.Первичное закрепление открытых знаний. | - А захотелось ли вам самим перечитать его? -Но перед тем как мы начнем читать, мы с вами проведем речевую разминку. 1.Шутки-чистоговорки Ря-ря-ря – синие моря; Рю-рю-рю – репу я варю; Арь-арь-арь – новый букварь; Ри-ри-ри – горят фонари; Ре-ре-ре – санки на горе; Ра-ра-ра – высокая гора. 2.Прямые слоги (слайд) -Давайте теперь перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени? 2.Словарная работа. - Значение каких слов не понятно? - Что обозначает слово «сень»? Где вы нашли информацию о значение этого слова? - Как вы понимаете слово «караван»? - Прочитайте первую строчку , как вы понимаете выражение «небо…дышало»? - Радует ли героя наступление осени? - Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит в лесу? - А теперь найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают? - Кто из вас, ребята, видел в небе журавлей или гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат? - А почему А.С. Пушкин употребил слово «тянулся»? 3.Работа над выразительным чтением. - Какой образ леса вы представили? - Посмотрите на текст скажите, сколько предложений вы увидели? - Действительно, это одно предложение, в котором поэт поместил свои впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину. - Какие знаки препинания вы видите в конце строк? Как это показано знаками препинания в тексте? - Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Изменилось ли что-нибудь? - Как нужно читать эту часть? | Работают с текстом. Находят значение слова в толковом словаре учебника. Группа следующих друг за другом гусей. Это уже не чистое и прозрачное летнее небо, это небо укрытое осенними тучами, прохладное и уже не такое голубое. Нет. «Довольно скучная пора»
«Лесов таинственная сень, С печальным шумом обнажалась.» «Гусей крикливый караван Тянулся к югу» Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта Работают с текстом. Находят и называют знаки, называют, что они обозначают. Читают, изменив знаки, делают вывод о том, что не получилось целостной картины. Читают выразительно |
6.Работа в парах. | - Сейчас вы поработаете в парах, по очереди прочитаете текст стихотворения друг другу. Затем обсудите, получилось ли у вас прочитать выразительно или нет, если нет, то почему? - Кто из вас может выразительно прочитать? | Работают в парах, обсуждают, что получилось, что нет. |
7. Итог урока | - С каким произведением А.С. Пушкина мы познакомились сегодня на уроке? - Какой теме посвящено это стихотворение? - Чему вы научились на уроке? - Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения А.С. Пушкина. Благодаря поэзии, мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту нашей русской природы. | Ответы детей. |
8.Рефлексия. | - Перед вами на партах находятся разноцветные осенние листочки. Оцените свою работу на уроке, используя их: - если вы активно участвовали в работе урока, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, научились выразительно читать , возьмите зелёный листочек; - если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек; - если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек. -Очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Спасибо за работу! | Оценивают свою работу на уроке, выбирая листочек определённого цвета. |
9.Домашнее задание | - Дома вам надо будет выучить стихотворение наизусть. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года…
«Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной.»
«Уж небо осенью дышало..»
Ря- ря-ря – синие моря; Рю- рю- рю – репу я варю; Арь- арь- арь – новый букварь; Ри- ри- ри – горят фонари; Ре-ре-ре – санки на горе; Ра-ра-ра – высокая гора.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов
РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."
Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....
Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"
А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...
Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:- спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...
Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осе...
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин")....