Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мачулина Наталья Афанасьевна

УМК «Школа 2100». Литературное чтение. 2 класс. Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». В уроке использовались игровая технология, технология формирования продуктивного чтения, ИКТ, проектная технология. Межпредметные связи: русский язык( внимание построению сложных слов, проведение аналогий).

Особое внимание на уроке уделяется  внимательному отношению к мудрому доброму авторскому слову Ю.Мориц;  положительному эмоциональному настрою, достижению личностных результатов: воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений в семье, любом коллективе, душевной близости людей, душевном тепле и щедрости, «задушевности». На основе глубокого анализа произведения, с помощью технологии продуктивного чтения вычитывается  концептуальная  информация – идея автора, тот смысл, который автор хотел донести до своего маленького читателя.  На уроке  дети возвращаются и к ранее изученным произведениям Ю.Мориц(индивидуальные домашние задания  - чтение отрывков наизусть), органично вплетается в урок  мини-проект(индивидуальное парное   домашнее задание «Интересные факты о слонах»), а также динамическая пауза, в которой все движения выполняются под чтение стихотворения Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть». Учащиеся отправляются в увлекательное путешествие вместе с семьёй слонов и автором Ю.Мориц, а по пути составляют фотоотчет своего путешествия -  рисуночный план текста произведения по типу альбома. На уроке большое внимание уделяется словарной работе. Это и работа с Толковым словарём, и пояснение смысла слов с помощью иллюстраций.  Обращается внимание на то, что стихотворениям Ю.Мориц присуща особая музыкальность. Поэтому непременно в конце урока звучит добрая песенка на стихи Ю.Мориц «Слониха, слонёнок…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yu.morits.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 поселка Навля»

Урок литературного чтения по теме:

Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…»  

  Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». 2 класс.

                                                                 Выполнила: учитель начальных                                                                                

                                                                  классов высшей категории

                                                                  Мачулина Наталья Афанасьевна  

                                                    П.Навля

Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Тема:          Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

                      Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Цель урока:

                      Введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение              стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Задачи урока:

Предметные:

  • Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.
  • Формировать умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью.
  • Формировать творческое воображение через высказывание своего

Отношения к прочитанному.

Регулятивные:

  • Развитие умения в сотрудничестве с учителем определять цель урока.
  • Формирование умения оценивания своей работы.

Познавательные:

  • Формировать умение анализировать текст.
  •    Обучать основам смыслового восприятия художественного текста, умению выделять существенную информацию из названия текста, иллюстраций, ключевых слов.

Коммуникативные:

  • Развивать умение взаимодействовать в паре, группе: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

  • Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Оборудование:  мультимедиа,  книги Ю. Мориц, листы для создании фотоальбома и нарисованная улыбка (по количеству учащихся), Рабочая тетрадь.

Педтехнологии:

1. Игровые

2. Формирования продуктивного чтения.

3. ИКТ

4. Проектная

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Введение в раздел

(На доске иллюстрация с изображением Афанасия, идущего к двери) Слайд 1

Учитель:

-Ребята, посмотрите на экран. Что видите?

- Как вы думаете, куда ведут Афанасия?

Дети:

--Афанасия ведут в открытую дверь.

Учитель:

-Кто его туда ведёт?

Дети:

-Его ведёт животное

Учитель:

-Кто его встречает?

Дети:

-Животные.

Учитель:

-Это неспроста. Чуть позже мы найдём ответ.

- А сейчас откройте учебники на стр. 53, прочитайте название раздела.

Дети:

-Сказка – ложь, да в ней намёк…

Учитель:

-Кто автор этих строк?

Дети:

-Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель:

-Кто может продолжить эти строки?

Дети:

-Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.

Учитель:

-Из какого  произведения эти строки?

Дети:

-«Сказка о золотом петушке»

Учитель:

-Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк?

Дети:

-Подсказка.

Учитель:

-Сказка придумана – это фантазия. Но в сказках таится правда жизни, которая может нам служить уроком. Сказка учит нас правильно жить на земле и не совершать глупых поступков.

Учитель:

-Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?

-Откройте содержание (стр.157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос?

Дети:

-Это сказки о животных.

Учитель:

-Да, сказки о животных, или анималистические сказки.

-Вот почему Афанасия ведут животные, ребята.

Учитель:

-Почему же, читая сказки о животных, человек должен делать для себя какие – то выводы? О чём может задуматься человек, ведь сказки о животных?

Дети:

-Все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди.

Учитель:

-А так ли это, вы попробуйте ответить после того, как прочитаете все произведения этого раздела.

  1. Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»
  1. Актуализация знаний учащихся (Учебник закрыт)

Учитель:

-А откроет этот раздел уже известный и полюбившийся вам автор.

С её  произведениями мы познакомились ещё  в 1 классе.  Ваши товарищи приготовили отрывки из стихотворений. Слушайте внимательно и назовите эти произведения.

Дети:

1.

Сказка по лесу идёт-

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами   рядышком живёт,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!     - урок1.   Песенка про сказку.

  1. Проснитесь – ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!   /  Первое сентября.

3.

Стоит в лесу тесовый дом,

         Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

          Гном – дома!

Он кормит белок шишками,

За стол садится с мишками,

С пушистыми зайчишками

Да с мышками – норушками!

Он делится игрушками

С кукушками – болтушками,

С енотами и с дятлами,

С совой, обросшей патлами!  Урок 3 – доброта, дружба./  Дом гнома, гном – дома!

  1.  (Физпауза)

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идёт зверюшка

Попрыгать – поиграть!

Олени,

Носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать – поиграть!    

Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же -
Попрыгать-поиграть!      Урок 2 – дружат все!  
/  Попрыгать – поиграть.

Учитель:

-Кто же автор этих стихов? (Юнна Мориц)

-Вам знакомо это имя?

       Слайд  2(портрет и иллюстрации)

Учитель:

-В чём особенность этих произведений? Какие они? О ком?

 

Дети:

–В них чувствуется любовь автора к детям, животным.

-Стихи весёлые и очень добрые.

Учитель:

-Да, ребята.  В  детских стихах Юнны Мориц прослеживается игровой юмор и непритворная доброта.

Учитель:

-Откройте учебники! Прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться.

Дети:

-Слониха, слонёнок и слон.

Учитель:

-Как вы думаете, кто будет главным героем произведения?

Дети:

-Слон, слониха и слонёнок.

Учитель:

-А кем они приходятся друг другу?

Дети:

-Папа, мама, сын.

-Это – семья.

Учитель:

-На прошлом уроке ваши одноклассники получили  задание  подготовить МИНИ-ПРОЕКТ по теме «Слоны». Ребята, обратились за помощью к библиотекарю. Наталья Эдуардовна посоветовала остановиться на интересных фактах из энциклопедии. Отобранный материал ребята представили в виде слайдов ПРЕЗЕНТАЦИИ..

-Что вы узнали?

Дети:               Слайд 3 (слон)

      Я узнала из детской энциклопедии о том, что слоны питаются листьями, ветвями деревьев и кустарников, травой, корнями, съедают около 200 килограммов корма в день!   Слоны любят купаться. Они очень хорошие пловцы и могут даже принимать душ, поливая себя водой из хобота.

             А я читал энциклопедию «Мир животных». И узнал о том, что хоботом, удлинённым носом, слоны определяют запах и вкус. Им срывают листья и пучки травы с земли, отправляют пищу в рот, и пьют. Сегодня на Земле живут два вида слонов. Африканский слон крупнее индийского. У него и более крупные бивни. Высота достигает до 4 метров, а весит около 7 тонн. Эти крупные и сильные животные  легко поддаются  дрессировке.   У слонов рождается 1 детёныш,  редко 2 или 3. Новорождённый слонёнок уже может ходить, когда ему всего час от роду. В отличие от других детёнышей, слонята никогда полностью не перестают расти. Чем старше они становятся, тем больше растут.

Учитель:

-Ребята, а в наших краях живут слоны?

Дети:

-Нет

Учитель:

-А где можно увидеть этих животных?

Дети:

-В цирке, в зоопарке.

Слайд 4(зоопарк)

Учитель:

-Перед вами жители московского зоопарка.

-Кто из вас видел слонов в зоопарке?      

Учитель:

-Ребята, как им там живётся?

Учитель:

-О чём они мечтают? (Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация на стр.55 учебника.)

Дети:

-О путешествиях.

  1.  Чтение стихотворения про себя

Вопросы после чтения.

-Ребята, о чём это стихотворение?

Дети:

-О том, как слоны путешествовали.

Учитель:

- Какие картины вы себе представили?

(Предположения детей)

  1. Чтение по строфам с комментариями

Учитель:

-Ребята! Когда вы бываете на отдыхе, то, что вы делаете, чтобы сохранить в памяти надолго увиденные вами картины? (Мы всё фотографируем.)

-Вот и мы с вами сегодня создадим фотоальбом на память о путешествии семьи слонов.

- Читаем 1 строфу.

Дети:

          Слониха, слонёнок и слон-

              Устали стоять в зоопарке

            И в море уплыли на синей байдарке

         Слониха, слонёнок и слон.

          Да – да! Унеслись во-о-н туда!

Учитель:

- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?

Дети:

-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.

Учитель:

- Как вы представляете себе байдарку?

Дети:

 -Лодочка.

Слайд 5 (байдарка)

Учитель:

-Посмотрите на экран. Вы  видите  байдарку.

-Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка/ без уключин, с двухлопастным веслом.

( без приспособления в борту лодки для упора и удержания весла при гребле)

( весло с широкими плоскими концами с двух сторон)

-Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?

Дети:

-Нам нужно нарисовать лодочку

Учитель:

-Поставьте цифру 1 и нарисуйте лодочку.

-Читаем 2 строфу.

Дети:

       Слониху, слонёнка, слона

    Пушистые волны качали, - Как вы себе представляете волны?(Мягкие, пушистые)

       И детской улыбкой дельфины встречали

       Слониху, слонёнка, слона.

       Да – да! И слоны улыбались тогда!

Учитель:

-С кем подружились слоны? Слайд 6( дельфины)

-С чего началась их дружба?( С улыбки)

Учитель:

-Скажите, а детская улыбка – это какая?( Добрая, открытая, искренняя.)

 

Учитель:

 - Каким будет наше 2 фото? С чего началась дружба? Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку.

Учитель:

- Прочитайте 3 строфу.

Дети:

       Слонихе, слонёнку, слону

       Глоток задушевности нужен –

       Дельфины устроили дружеский ужин

       Слонихе, слонёнку, слону.

       Да – да! И меня пригласили туда!

Учитель:

-Как вы понимаете выражение глоток задушевности нужен?

Дети:

-Это, значит, пообщаться по-доброму, сердечно, искренне.

Учитель:

-А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?

Дети:

-Торт, пирог.

Учитель:

-Этот рисунок будет Зим нашим  фото.

Учитель:

-Читаем 4 строфу.

Дети:

       Слониху, слонёнка, слона

       Дельфины любили, как братья,-

       Прощаясь, они заключали в объятья

       Слониху, слонёнка, слона.

       Да – да! И меня заодно!

Учитель:

 - Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?

Дети:

- Они подружились.

Учитель:

- Из каких слов это видно?

Дети:

- Любили, как братья.

Учитель:

- Что, значит, заключили в объятья?

Дети:

-Обняли на прощание.

Учитель:

-Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?

Дети:

-Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.

Учитель:

-Каким будет наше следующее фото? (рукопожатие)

Учитель:

-Читаем следующую строфу.

Дети:

       Слониха, слонёнок и слон

        В обнимку растаяли в дымке,-

        Дельфинам на память

        Остались на снимке

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да – да! И улыбка моя до ушей!

Учитель:

- Что означает в обнимку растаяли в дымке?

Дети:

- Исчезли в тумане, пропали.

Учитель:

- А что осталось на память дельфинам?

Дети:

-На память остался снимок.

Учитель:

-Какой основной предмет можно выделить из этой строфы?

-Что изобразим на 5м фото? (снимок)

Учитель:

-Читаем 6 строфу.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

        В авоську сложили подарки,

        И в Химки вернулись на синей байдарке

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да- да! Не бросают слоны малышей!

Учитель:

- Почему слоны вернулись?

Дети:

-Наверное, потому, что здесь их дом.

-Их ждут дети.

Учитель:

- Что привезли с собой слоны?

Дети:

- Они привезли с собой подарки.

Учитель:

-Как вы понимаете значение слова авоська?

Дети:

-Сетка.

Учитель:

-Да, авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетённая в виде мелкой сети из шнурков или нитей.

Учитель:

-Что изобразим на 6м снимке? (Подарок)

Учитель.-

-Да и байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы.

-Кто из вас желает прочитать следующую строфу?

Дети:

        Слониху, слонёнка, слона

        Встречал слоновод знаменитый,

        И бал ожидал на веранде открытой

        Слониху, слонёнка, слона.

        Да – да! Я с верблюдом плясала тогда!

Учитель:

-Как понимаете значение слова бал?

Дети:

-Бал –это большой праздник.

Учитель:

-Ребята, вот новое для нас слово слоновод.   Слайд 7

-Рабочая тетрадь с.39 №2. . (Работа в группах)    

   

-Попробуйте догадаться с помощью данных слов, что оно означает

 слово « слоновод».

 садовод, цветовод, овощевод, пчеловод

Дети:

-У них общая часть вод

-Садовод – человек, который разводит сад.

Дети:

-Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.

Учитель:

-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да ещё устроил им праздник?

Дети:

-Наверное, потому, что их любили и все соскучились по ним.

Учитель:

- В завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?

Дети:

-Салют.

Учитель:

-Нарисуйте салют на 7м фото.

Учитель:

-Следующие две строфы объединим в одну часть.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

         Во сне по дельфинам тоскуют,

         И хоботом ищут капусту морскую

         Слониха, слонёнок и слон.

         Да – да! Спят и видят её,

         Любимое блюдо своё!

         Слонихе, слонёнку, слону

         Морская капуста приятна –

         Дельфины во сне её шлют, вероятно,

         Слонихе, слонёнку, слону.

         Да – да! По своей доброте!

Учитель:

- По кому и по чему скучают слоны?

Дети:

-Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.

Учитель:

- А где они могут попробовать морскую капусту и вновь увидеть дельфинов?  

Дети:

-Наверное, только во сне.

Учитель:

-Скажите, ребята, а когда к нам приходит сон?

Дети:

-Обычно сон приходит ночью.

Учитель:

-Что может быть у нас на 8м снимке? Нарисуйте.

Дети:

-Звёзды, луна.

Учитель:

-Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

        От нежности рты открывают,

        Глаза закрывают, и нам напевают

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да – да! О мечте! О мечте!

Учитель:

-Посмотрите на лист .У вас получился фотоальбом. Рисунки помогут запомнить содержание каждой из строфы. Дома дорисуйте, пожалуйста, последний снимок. Пофантазируйте и помечтайте. И более подробно дорисуйте снимки другими словами – рисунками, а также выполните их в цвете.

  1.  Вопросы после чтения

Учитель:

- Чьё присутствие вы ещё ощущали, когда читали это стихотворение?

Дети:

-Чувствуется присутствие автора.

Учитель:

-Из какой строчки каждой строфы это видно?

Дети:

-Из последней.

Учитель:

-Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством,  которое автор постарался вложить в них.

-Что можно сказать об авторе?

Дети:

- Юнна Мориц мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей. Она очень рада, что слоны нашли себе новых друзей, что их все любят.

Учитель:

- О чём же это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.

Дети:

-«…и нам напевают слониха, слонёнок и слон. Да – да! О мечте! О мечте!»

 Работа в парах. Рабочая тетрадь с.39 №3.Слайд 8

Учитель:

-О чём стихотворение Юнны Мориц? Подчеркните, с чем вы согласны.

«Слониха, слонёнок и слон» - стихотворение о дружбе, доброте, любви, внимании и нежности друг к другу. Это мечта о душевной близости, душевном тепле и щедрости, о «задушевности». Это мечта о необыкновенных путешествиях и встречах.

(Проверка. Подчёркиваем на доске.)

Учитель:

-Да, это весёлая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребёнок и взрослый, который не забыл, что он был ребёнком.

  1. Выразительное чтение. Оценивание

  1. Прослушивание в грамзаписи песни «Слониха, слонёнок и слон» в исполнении дуэта Никитиных

Учитель:

-Ребята, стихам Юнны Петровны Мориц присуща внутренняя музыкальность. Татьяна и Сергей Никитины сочинили музыку на слова Юнны Мориц, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем. Слайд 9 (песня)

  1. Итог урока

Учитель:

-Почему это стихотворение начинает, открывает раздел «Сказка  - ложь, да в ней намёк»?

Дети:

-Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои – животные.

Учитель:

- Мы прочитали о слонах, а задумались о людях. Ведь люди тоже бывают одиноки. Им, как и слонам глоток задушевности нужен.

  1. Рефлексия.

Учитель

 -Вспомните, с чего началась дружба слонов и дельфинов?

Дети:

-С улыбки.

Учитель

-Давайте мы с вами будем помнить, что улыбка – это сильное оружие и начинать каждый наш день, каждое наше знакомство с улыбки. На одном из ваших « снимков в альбоме»– улыбка. Раскрасьте её красным цветом, если вам понравился урок и вы довольны своей работой на уроке.

  1. Домашнее задание. Слайд 10 (изображение слонов)

Учитель:

-На экране вы видите героев стихотворения.

-Каждый из них предлагает вам своё домашнее задание:

-Слонёнок предлагает подготовить выразительное чтение стихотворения.

-Слониха – выучить стихотворение наизусть.

-А слон –придумать свою историю о дружбе и взаимопонимании.

Учитель:

-Не забудьте нарисовать последний снимок, а для этого пофантазируйте,  о чём мечтали слоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100")  Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...

Ю. Мориц. Слониха, слоненок и слон

Урок литературного чтения в 4 классе...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...

Конспект урока по литературному чтению. Тема : А.Куприн «Слон». Класс: 3 «а». УМК «ШКОЛА РОССИИ»

С целью проверки , как поняли дети прочитанный материал, умение ориентироваться в тексте проведен тест....