Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК «Школа 2100». Литературное чтение. 2 класс. Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». В уроке использовались игровая технология, технология формирования продуктивного чтения, ИКТ, проектная технология. Межпредметные связи: русский язык( внимание построению сложных слов, проведение аналогий).
Особое внимание на уроке уделяется внимательному отношению к мудрому доброму авторскому слову Ю.Мориц; положительному эмоциональному настрою, достижению личностных результатов: воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений в семье, любом коллективе, душевной близости людей, душевном тепле и щедрости, «задушевности». На основе глубокого анализа произведения, с помощью технологии продуктивного чтения вычитывается концептуальная информация – идея автора, тот смысл, который автор хотел донести до своего маленького читателя. На уроке дети возвращаются и к ранее изученным произведениям Ю.Мориц(индивидуальные домашние задания - чтение отрывков наизусть), органично вплетается в урок мини-проект(индивидуальное парное домашнее задание «Интересные факты о слонах»), а также динамическая пауза, в которой все движения выполняются под чтение стихотворения Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть». Учащиеся отправляются в увлекательное путешествие вместе с семьёй слонов и автором Ю.Мориц, а по пути составляют фотоотчет своего путешествия - рисуночный план текста произведения по типу альбома. На уроке большое внимание уделяется словарной работе. Это и работа с Толковым словарём, и пояснение смысла слов с помощью иллюстраций. Обращается внимание на то, что стихотворениям Ю.Мориц присуща особая музыкальность. Поэтому непременно в конце урока звучит добрая песенка на стихи Ю.Мориц «Слониха, слонёнок…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yu.morits.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 поселка Навля»
Урок литературного чтения по теме:
Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». 2 класс.
Выполнила: учитель начальных
классов высшей категории
Мачулина Наталья Афанасьевна
П.Навля
Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Тема: Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Цель урока:
Введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Задачи урока:
Предметные:
- Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.
- Формировать умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью.
- Формировать творческое воображение через высказывание своего
Отношения к прочитанному.
Регулятивные:
- Развитие умения в сотрудничестве с учителем определять цель урока.
- Формирование умения оценивания своей работы.
Познавательные:
- Формировать умение анализировать текст.
- Обучать основам смыслового восприятия художественного текста, умению выделять существенную информацию из названия текста, иллюстраций, ключевых слов.
Коммуникативные:
- Развивать умение взаимодействовать в паре, группе: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
- Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
- Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Оборудование: мультимедиа, книги Ю. Мориц, листы для создании фотоальбома и нарисованная улыбка (по количеству учащихся), Рабочая тетрадь.
Педтехнологии:
1. Игровые
2. Формирования продуктивного чтения.
3. ИКТ
4. Проектная
Ход урока
- Организационный момент
- Введение в раздел
(На доске иллюстрация с изображением Афанасия, идущего к двери) Слайд 1
Учитель:
-Ребята, посмотрите на экран. Что видите?
- Как вы думаете, куда ведут Афанасия?
Дети:
--Афанасия ведут в открытую дверь.
Учитель:
-Кто его туда ведёт?
Дети:
-Его ведёт животное
Учитель:
-Кто его встречает?
Дети:
-Животные.
Учитель:
-Это неспроста. Чуть позже мы найдём ответ.
- А сейчас откройте учебники на стр. 53, прочитайте название раздела.
Дети:
-Сказка – ложь, да в ней намёк…
Учитель:
-Кто автор этих строк?
Дети:
-Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель:
-Кто может продолжить эти строки?
Дети:
-Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.
Учитель:
-Из какого произведения эти строки?
Дети:
-«Сказка о золотом петушке»
Учитель:
-Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк?
Дети:
-Подсказка.
Учитель:
-Сказка придумана – это фантазия. Но в сказках таится правда жизни, которая может нам служить уроком. Сказка учит нас правильно жить на земле и не совершать глупых поступков.
Учитель:
-Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?
-Откройте содержание (стр.157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос?
Дети:
-Это сказки о животных.
Учитель:
-Да, сказки о животных, или анималистические сказки.
-Вот почему Афанасия ведут животные, ребята.
Учитель:
-Почему же, читая сказки о животных, человек должен делать для себя какие – то выводы? О чём может задуматься человек, ведь сказки о животных?
Дети:
-Все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди.
Учитель:
-А так ли это, вы попробуйте ответить после того, как прочитаете все произведения этого раздела.
- Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»
- Актуализация знаний учащихся (Учебник закрыт)
Учитель:
-А откроет этот раздел уже известный и полюбившийся вам автор.
С её произведениями мы познакомились ещё в 1 классе. Ваши товарищи приготовили отрывки из стихотворений. Слушайте внимательно и назовите эти произведения.
Дети:
1.
Сказка по лесу идёт-
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил! - урок1. Песенка про сказку.
- Проснитесь – ка, будьте добры!
Вскочите, как ранние птички!
Давайте пригладим вихры
И в ленты нарядим косички.
С цветами толпа детворы
По утренней мчится прохладе.
Пожалуйста, будьте бодры,
В портфель собирая тетради! / Первое сентября.
3.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками
Да с мышками – норушками!
Он делится игрушками
С кукушками – болтушками,
С енотами и с дятлами,
С совой, обросшей патлами! Урок 3 – доброта, дружба./ Дом гнома, гном – дома!
- (Физпауза)
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать – поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать – поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же -
Попрыгать-поиграть! Урок 2 – дружат все! / Попрыгать – поиграть.
Учитель:
-Кто же автор этих стихов? (Юнна Мориц)
-Вам знакомо это имя?
Слайд 2(портрет и иллюстрации)
Учитель:
-В чём особенность этих произведений? Какие они? О ком?
Дети:
–В них чувствуется любовь автора к детям, животным.
-Стихи весёлые и очень добрые.
Учитель:
-Да, ребята. В детских стихах Юнны Мориц прослеживается игровой юмор и непритворная доброта.
Учитель:
-Откройте учебники! Прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться.
Дети:
-Слониха, слонёнок и слон.
Учитель:
-Как вы думаете, кто будет главным героем произведения?
Дети:
-Слон, слониха и слонёнок.
Учитель:
-А кем они приходятся друг другу?
Дети:
-Папа, мама, сын.
-Это – семья.
Учитель:
-На прошлом уроке ваши одноклассники получили задание подготовить МИНИ-ПРОЕКТ по теме «Слоны». Ребята, обратились за помощью к библиотекарю. Наталья Эдуардовна посоветовала остановиться на интересных фактах из энциклопедии. Отобранный материал ребята представили в виде слайдов ПРЕЗЕНТАЦИИ..
-Что вы узнали?
Дети: Слайд 3 (слон)
Я узнала из детской энциклопедии о том, что слоны питаются листьями, ветвями деревьев и кустарников, травой, корнями, съедают около 200 килограммов корма в день! Слоны любят купаться. Они очень хорошие пловцы и могут даже принимать душ, поливая себя водой из хобота.
А я читал энциклопедию «Мир животных». И узнал о том, что хоботом, удлинённым носом, слоны определяют запах и вкус. Им срывают листья и пучки травы с земли, отправляют пищу в рот, и пьют. Сегодня на Земле живут два вида слонов. Африканский слон крупнее индийского. У него и более крупные бивни. Высота достигает до 4 метров, а весит около 7 тонн. Эти крупные и сильные животные легко поддаются дрессировке. У слонов рождается 1 детёныш, редко 2 или 3. Новорождённый слонёнок уже может ходить, когда ему всего час от роду. В отличие от других детёнышей, слонята никогда полностью не перестают расти. Чем старше они становятся, тем больше растут.
Учитель:
-Ребята, а в наших краях живут слоны?
Дети:
-Нет
Учитель:
-А где можно увидеть этих животных?
Дети:
-В цирке, в зоопарке.
Слайд 4(зоопарк)
Учитель:
-Перед вами жители московского зоопарка.
-Кто из вас видел слонов в зоопарке?
Учитель:
-Ребята, как им там живётся?
Учитель:
-О чём они мечтают? (Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация на стр.55 учебника.)
Дети:
-О путешествиях.
- Чтение стихотворения про себя
Вопросы после чтения.
-Ребята, о чём это стихотворение?
Дети:
-О том, как слоны путешествовали.
Учитель:
- Какие картины вы себе представили?
(Предположения детей)
- Чтение по строфам с комментариями
Учитель:
-Ребята! Когда вы бываете на отдыхе, то, что вы делаете, чтобы сохранить в памяти надолго увиденные вами картины? (Мы всё фотографируем.)
-Вот и мы с вами сегодня создадим фотоальбом на память о путешествии семьи слонов.
- Читаем 1 строфу.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон-
Устали стоять в зоопарке
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! Унеслись во-о-н туда!
Учитель:
- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?
Дети:
-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.
Учитель:
- Как вы представляете себе байдарку?
Дети:
-Лодочка.
Слайд 5 (байдарка)
Учитель:
-Посмотрите на экран. Вы видите байдарку.
-Обратимся к словарю С. И. Ожегова:
Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка/ без уключин, с двухлопастным веслом.
( без приспособления в борту лодки для упора и удержания весла при гребле)
( весло с широкими плоскими концами с двух сторон)
-Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?
Дети:
-Нам нужно нарисовать лодочку
Учитель:
-Поставьте цифру 1 и нарисуйте лодочку.
-Читаем 2 строфу.
Дети:
Слониху, слонёнка, слона
Пушистые волны качали, - Как вы себе представляете волны?(Мягкие, пушистые)
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! И слоны улыбались тогда!
Учитель:
-С кем подружились слоны? Слайд 6( дельфины)
-С чего началась их дружба?( С улыбки)
Учитель:
-Скажите, а детская улыбка – это какая?( Добрая, открытая, искренняя.)
Учитель:
- Каким будет наше 2 фото? С чего началась дружба? Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку.
Учитель:
- Прочитайте 3 строфу.
Дети:
Слонихе, слонёнку, слону
Глоток задушевности нужен –
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слонёнку, слону.
Да – да! И меня пригласили туда!
Учитель:
-Как вы понимаете выражение глоток задушевности нужен?
Дети:
-Это, значит, пообщаться по-доброму, сердечно, искренне.
Учитель:
-А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?
Дети:
-Торт, пирог.
Учитель:
-Этот рисунок будет Зим нашим фото.
Учитель:
-Читаем 4 строфу.
Дети:
Слониху, слонёнка, слона
Дельфины любили, как братья,-
Прощаясь, они заключали в объятья
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! И меня заодно!
Учитель:
- Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?
Дети:
- Они подружились.
Учитель:
- Из каких слов это видно?
Дети:
- Любили, как братья.
Учитель:
- Что, значит, заключили в объятья?
Дети:
-Обняли на прощание.
Учитель:
-Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?
Дети:
-Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.
Учитель:
-Каким будет наше следующее фото? (рукопожатие)
Учитель:
-Читаем следующую строфу.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
В обнимку растаяли в дымке,-
Дельфинам на память
Остались на снимке
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! И улыбка моя до ушей!
Учитель:
- Что означает в обнимку растаяли в дымке?
Дети:
- Исчезли в тумане, пропали.
Учитель:
- А что осталось на память дельфинам?
Дети:
-На память остался снимок.
Учитель:
-Какой основной предмет можно выделить из этой строфы?
-Что изобразим на 5м фото? (снимок)
Учитель:
-Читаем 6 строфу.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да- да! Не бросают слоны малышей!
Учитель:
- Почему слоны вернулись?
Дети:
-Наверное, потому, что здесь их дом.
-Их ждут дети.
Учитель:
- Что привезли с собой слоны?
Дети:
- Они привезли с собой подарки.
Учитель:
-Как вы понимаете значение слова авоська?
Дети:
-Сетка.
Учитель:
-Да, авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетённая в виде мелкой сети из шнурков или нитей.
Учитель:
-Что изобразим на 6м снимке? (Подарок)
Учитель.-
-Да и байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы.
-Кто из вас желает прочитать следующую строфу?
Дети:
Слониху, слонёнка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! Я с верблюдом плясала тогда!
Учитель:
-Как понимаете значение слова бал?
Дети:
-Бал –это большой праздник.
Учитель:
-Ребята, вот новое для нас слово слоновод. Слайд 7
-Рабочая тетрадь с.39 №2. . (Работа в группах)
-Попробуйте догадаться с помощью данных слов, что оно означает
слово « слоновод».
садовод, цветовод, овощевод, пчеловод
Дети:
-У них общая часть вод
-Садовод – человек, который разводит сад.
Дети:
-Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.
Учитель:
-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да ещё устроил им праздник?
Дети:
-Наверное, потому, что их любили и все соскучились по ним.
Учитель:
- В завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?
Дети:
-Салют.
Учитель:
-Нарисуйте салют на 7м фото.
Учитель:
-Следующие две строфы объединим в одну часть.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! Спят и видят её,
Любимое блюдо своё!
Слонихе, слонёнку, слону
Морская капуста приятна –
Дельфины во сне её шлют, вероятно,
Слонихе, слонёнку, слону.
Да – да! По своей доброте!
Учитель:
- По кому и по чему скучают слоны?
Дети:
-Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.
Учитель:
- А где они могут попробовать морскую капусту и вновь увидеть дельфинов?
Дети:
-Наверное, только во сне.
Учитель:
-Скажите, ребята, а когда к нам приходит сон?
Дети:
-Обычно сон приходит ночью.
Учитель:
-Что может быть у нас на 8м снимке? Нарисуйте.
Дети:
-Звёзды, луна.
Учитель:
-Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! О мечте! О мечте!
Учитель:
-Посмотрите на лист .У вас получился фотоальбом. Рисунки помогут запомнить содержание каждой из строфы. Дома дорисуйте, пожалуйста, последний снимок. Пофантазируйте и помечтайте. И более подробно дорисуйте снимки другими словами – рисунками, а также выполните их в цвете.
- Вопросы после чтения
Учитель:
- Чьё присутствие вы ещё ощущали, когда читали это стихотворение?
Дети:
-Чувствуется присутствие автора.
Учитель:
-Из какой строчки каждой строфы это видно?
Дети:
-Из последней.
Учитель:
-Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них.
-Что можно сказать об авторе?
Дети:
- Юнна Мориц мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей. Она очень рада, что слоны нашли себе новых друзей, что их все любят.
Учитель:
- О чём же это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.
Дети:
-«…и нам напевают слониха, слонёнок и слон. Да – да! О мечте! О мечте!»
Работа в парах. Рабочая тетрадь с.39 №3.Слайд 8
Учитель:
-О чём стихотворение Юнны Мориц? Подчеркните, с чем вы согласны.
«Слониха, слонёнок и слон» - стихотворение о дружбе, доброте, любви, внимании и нежности друг к другу. Это мечта о душевной близости, душевном тепле и щедрости, о «задушевности». Это мечта о необыкновенных путешествиях и встречах.
(Проверка. Подчёркиваем на доске.)
Учитель:
-Да, это весёлая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребёнок и взрослый, который не забыл, что он был ребёнком.
- Выразительное чтение. Оценивание
- Прослушивание в грамзаписи песни «Слониха, слонёнок и слон» в исполнении дуэта Никитиных
Учитель:
-Ребята, стихам Юнны Петровны Мориц присуща внутренняя музыкальность. Татьяна и Сергей Никитины сочинили музыку на слова Юнны Мориц, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем. Слайд 9 (песня)
- Итог урока
Учитель:
-Почему это стихотворение начинает, открывает раздел «Сказка - ложь, да в ней намёк»?
Дети:
-Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои – животные.
Учитель:
- Мы прочитали о слонах, а задумались о людях. Ведь люди тоже бывают одиноки. Им, как и слонам глоток задушевности нужен.
- Рефлексия.
Учитель
-Вспомните, с чего началась дружба слонов и дельфинов?
Дети:
-С улыбки.
Учитель
-Давайте мы с вами будем помнить, что улыбка – это сильное оружие и начинать каждый наш день, каждое наше знакомство с улыбки. На одном из ваших « снимков в альбоме»– улыбка. Раскрасьте её красным цветом, если вам понравился урок и вы довольны своей работой на уроке.
- Домашнее задание. Слайд 10 (изображение слонов)
Учитель:
-На экране вы видите героев стихотворения.
-Каждый из них предлагает вам своё домашнее задание:
-Слонёнок предлагает подготовить выразительное чтение стихотворения.
-Слониха – выучить стихотворение наизусть.
-А слон –придумать свою историю о дружбе и взаимопонимании.
Учитель:
-Не забудьте нарисовать последний снимок, а для этого пофантазируйте, о чём мечтали слоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100") Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...
Ю. Мориц. Слониха, слоненок и слон
Урок литературного чтения в 4 классе...
Конспект по литературному чтению 2 класса на тему: Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок".
Конспект по литературному чтению 2 класса....
открытый урок литературного чтения во 2 классе Ю.Мориц "Слониха, слонёнок и слон"
урок для проведения на конкурсе "Учитель года"...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
Предмет: литературное чтение Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"
Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...
Конспект урока по литературному чтению. Тема : А.Куприн «Слон». Класс: 3 «а». УМК «ШКОЛА РОССИИ»
С целью проверки , как поняли дети прочитанный материал, умение ориентироваться в тексте проведен тест....