Ю. Мориц. Слониха, слоненок и слон
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Лешкевич Татьяна Павловна

Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56 КБ
Microsoft Office document icon list.doc25 КБ
Microsoft Office document icon sloniha.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc25.5 КБ
Файл yu._moric.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Прикамья во 2 классе по теме:

«День Победы»

Цели:

•   воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам;

•   воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей семьи и своей страны.

Ход урока:

- Слайд №1- Дорогие ребята! 9 Мая - очень важный день в истории нашей страны. Каждый год в эти майские дни весь наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших. Прошло уже много десятков лет со Дня Победы 9 мая 1945 года, но мы не имеем права забывать, какой ценой нам досталась эта победа! Мы и собрались сегодня здесь, чтобы и вы, молодое поколение, знали свою историю и гордились подвигом своих предков.

- Слайд №2 - Цветок в росинках весь к цветку приник.

(Цветы)         И пограничник протянул к ним руки.

 А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

 Садились в танки, закрывали люки.

                Такою всё дышало тишиной,

                Что вся земля ещё спала, казалось.

                Кто знал, что между миром и войной

                Всего каких-то пять минут осталось!

- Левитан, слайд № 2(«Война»)

- Все началось ранним утром 22 июня 1941 года. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолеты и танки ринулись на   восток, на территорию нашего государства. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд  людей оборвала война, которая продлится долгих 4года, 1418 дней горя, несчастий, разлук и потерь родных и близких, сыновей и отцов, дочерей, сестер и матерей.


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.                 К. Симонов

- Звучит запись песни «Священная война», слайд № 3

- И страна поднялась на защиту своей Родины от врагов. Уходили на Священную войну все: от мала до велика.

Чтец:         От бескрайней равнины сибирской,

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

- Помните, мы с вами ездили в Марковский музей, где нам  рассказывали о формировании и боевых действиях  танковой дивизии, которая сейчас расположена в Марково.

- Слайд № 4 - Командиром этой дивизии был Дубов Иван Васильевич, который в годы войны был командиром бронемашины БТР в танковой армии. Участвовал в боях на Курской дуге, в освобождении Украины, Румынии, Польши. Полный кавалер  ордена Славы. В Чайковском с 1957 г., участвовал в строительстве Воткинской ГЭС. Его имя занесено в книгу  памяти и подвига Чайковского (Фокинского) района.

- Слайд №5 - Уходили на фронт и наши земляки. Из Чайковского, в то время Фокинского района, почти 5 тысяч человек ушли на фронт, среди них более 120-ти девушек и женщин. Из местных жителей была сформирована танковая дивизия, которая также принимала участие в боевых действиях. В память об их подвигах был установлен памятник на площади Уральских танкистов (п. Заря)

- Слайд №6 - Отсюда ушёл на фронт и сюда же, в Сайгатку, вернулся Героем Советского Союза Семён Акимович Завьялов. Родился он в 1908 г. в д. Нижний Армязь (ныне Камбарского района Удмуртии) Ершовской волости Осинского уезда в семье крестьянина.  Окончил 7 классов. Работал ветеринарным  фельдшером в селе Сайгатка (ныне в черте г. Чайковский).  В Красной Армии с 1941 г.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Командир пулеметного отделения рядовой Завьялов 19 сентября 1942 г. в бою под городом Старая Русса Новгородской области, оставшись один из всего расчета в разрушенном дзоте, в течение трех часов отбивал контратаки противника, уничтожив при этом более взвода солдат и офицеров врага. В этом бою был четырежды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 14 февраля 1943 г.

- Слайд №7 -                   Жизнь и слава впереди –

Вот что значит оборона

До последних сил в груди,

До последнего патрона.

                                        Путь фашистам перережь

                                        Цепью дзотов и завалов

                                        Защищай любой рубеж

                                        Как боец Семён Завьялов!

Это посвящение уральцу сделал поэт Михаил Матусовский, известный миллионам людей как автор песен «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», «Это было недавно, это было давно».

- Слайд №8 - В 1943 г. по состоянию здоровья демобилизован. Проживал в городе Чайковский, Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 28 апреля 1963 г. В Чайковском в его память открыта мемориальная доска, его именем названы микрорайон и площадь.

Из почти пяти тысяч человек, ушедших на войну, 2300 человек погибли в боях, умерли в плену или пропали без вести. Почтальоны, тогдашние вестники скорби, принесли в Альняш 43 «похоронки», в Романята – 42, Бормист – 23, Кирилловку – 15, Балобаны – 11, Межонку – 10, Лаврино – 8, Шумишку – 4, в деревню Гришино – 1. Да были ещё и пропавшие без вести. А сколько умерли от ран уже дома! И всё это – цена Победы, далеко ещё не полная. Имена всех погибших занесены в Книгу памяти нашего района.

 - Слайд №9 - Нет у нас ни одной семьи, которой бы не коснулась жестокая война. Как священные реликвии, бережём мы фронтовые письма -  треугольники, награды и фотографии тех, кто воевал.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

Через всю пройдут страну

Два листка в конверте

И приедут на войну,

В край огня и смерти.

- Учебник, стр. 42 – чтение текста и стихотворения учителем.

- Каждый житель нашей страны чем мог помогал солдатам: работой, деньгами, письмами, посылками. Всё это и привело к  Победе над врагом.

-  Хотя хвастались фашисты: — Возьмем Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. А к тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много других стран. И подняли над чужими землями свои фашистские флаги, на которых извивался страшный криволапый крест, похожий на паука. Горе и смерть несли людям эти знамёна. Там, где они развевались, текли слёзы и кровь.

Вот с этими паучьими знамёнами и задумали фашисты пройтись по Красной площади в нашей Москве.

Ну что ж! Повидали мы эти знамёна на Красной площади. Повидали! Только как и когда?

Война подходила к концу. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием города Берлина Красное знамя.

Четыре года, днями и ночами, по долгим тяжёлым дорогам войны несли сквозь огонь наши солдаты это знамя. И везде, где появлялось оно, люди радовались ему и встречали его с лаской и почетом. Потому что все знали: это — доброе знамя! Оно несёт людям свободу и счастье.

Но ни за что не хотели фашисты, чтобы Красное знамя поднялось над Берлином. Отчаянно палили из винтовок, автоматов и пушек, старались не подпустить советских солдат к главному зданию города.

- Слайд №10 - Но прорвались наши бойцы сквозь тучи пуль и снарядов, пробились сквозь пламя и дым пожаров. Взобрались смельчаки на крышу самого главного здания и подняли над Берлином свой флаг — Знамя Победы. И все фашисты сдались. Захватили наши солдаты их пушки, пулемёты и знамёна.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

- Слайд №11 - Он прошел через пламя и воду,

    Он с пути не свернул своего.

    Слава, слава герою-народу!

    Слава Армии Красной его!                   М.В. Исаковский, 1946.

А потом (24 июля 1945 г.) устроили в Москве Парад Победы на Красной пощади. Торжественным маршем прошли полки победителей со своими боевыми знамёнами. Играл оркестр в тысячу музыкантов...

Потом вдруг замолчала, словно вспомнила что-то злое и нехорошее, вся Красная площадь.

Слайд №12 - Увидели люди, как шагают мимо Кремлевской стены наши солдаты и волокут, наклонив к земле, драные фашистские знамёна. И каждый солдат, подойдя к середине площади, швырял наземь паучье знамя с крючковатым крестом... Так, стыдом и позором для этих знамён, кончилась война, затеянная против нас фашистами.

А Красное Знамя Победы бережно хранится в музее. И каждый, кто приходит туда, с уважением смотрит на него и думает о трудных, но славных путях, по которым пронесли знамя наши воины-победители.

        Прошла война, прошла страда,

        Но боль взывает к людям:

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем.

- Кто-то подсчитал, что если о каждом погибшем советском человеке была бы объявлена только одна минута молчания, то молчание длилось бы … 38 лет!

        Пусть память верную о ней

        Храня, об этой муке,

        И дети нынешних детей,

        И наших внуков внуки.

- Память имеет своё начало, но не имеет конца. Память – это первый день войны.

Память – это Победа. Память – это седина на висках ветеранов, это раны. Память – это воспоминания всех выживших в той войне, это мгновения, из которых набралось почти 4 года войны.

- Слайд №13-14 -  Память – это обелиски. Они стоят в каждом городе, в каждом селе – каменные солдаты, одетые в шинели. Они стоят как памятники солдатам известным и неизвестным, фамилии которых высечены на граните.

- Слайд № 15-16 – Есть такие памятники и в нашем районе,

- Слайд № 17-20 – и в нашем городе.

- Слайд  № 21 - Каждый год 9 мая все люди приходят к памятникам, чтобы вспомнить о тех временах.

- И сегодня, мы узнаем, какой след оставила та война в ваших семьях. Вы собирали сведения о своих дедах, прадедах или других членах семьи, которые принимали участие в тех страшных событиях. ( Выступления детей).

Домашнее задание: стр. 42-45, прочитать, ответить на вопросы.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

СЛОНИХА, СЛОНЁНОК И СЛОН

1. Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да!

Унеслись, да-да, унеслись вон туда!

2. Слониху, слонёнка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слонёнка, слона.
Да-да! И слоны, и слоны  улыбались тогда!

3. Слонихе, слонёнку, слону
Глоток задушевности нужен, -
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слонёнку, слону.
Да-да! И меня, и меня пригласили туда!

4. Слониху, слонёнка, слона
Дельфины любили, как братья, -
Прощаясь, они заключили в объятья
Слониху, слонёнка, слона.
Да-да! И меня, да-да, и меня  заодно!

5. Слонихой, слонёнком, слоном
Дельфины клялись на прощанье:
Для всех утопающих стать в океане
Слонихой, слонёнком, слоном!
Да-да! Разве кто-нибудь хочет на дно?

6. Слониха, слонёнок и слон
В обнимку растаяли в дымке -
Дельфинам на память остались на снимке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! И улыбка моя - до ушей!

7. Слониха, слонёнок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! Не бросают слоны малышей!

8. Слониху, слонёнка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слонёнка, слона.
Да-да! Я с верблюдом плясала тогда!

9. Слониха, слонёнок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слонёнок и слон.

Да-да! Спят и видят её,
Любимое блюдо своё!

10. Слонихе, слонёнку, слону
Морская капуста приятна -
Дельфины во сне её шлют, вероятно,
Слонихе, слонёнку, слону.
Да-да! По своей доброте!

11. Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! О мечте! О мечте!



Предварительный просмотр:


1. Почему слон, слониха и слоненок решили отплыть в море?
А) было скучно стоять в зоопарке, они устали от однообразия;
Б) они отплыли вместе со всеми зверями зоопарка;
В) их отправил в море директор зоопарка.


2. На чем отплыли в море слон, слониха и слоненок?
А) на теплоходе;
Б) на яхте;
В) на байдарке.


3. Какого цвета была байдарка?
А) белого;
Б) синего;
В) зеленого.


4. С кем подружились слоны в море?
А) с китами;
Б) с дельфинами;
В) с акулами.


5. С чего началась дружба слонов и дельфинов?
А) с вручения подарков;
Б) с улыбки;
В) с рукопожатий.


6. Кому был нужен "глоток душевности"?
А) акулам;
Б) слонам;
В) дельфинам.


7. Что значит выражение "глоток задушевности нужен"?
А) пообщаться сердечно, искренне;
Б) подышать свежим воздухом;
В) выпить лимонад.


8. Что устроили дельфины слонам?
А) дружеский ужин;
Б) веселые игры;
В) карнавал.


9. Кого дельфины заключили в объятья?
А) китов;
Б) девочку;
В) слонов.


10. Что сложили слоны в авоську?
А) свои вещи;
Б) морскую капусту;
В) подарки.
11. Куда вернулись слоны?
А) в Медведково;
Б) в Химки;
В) в Ступино.
12. Почему вернулись слоны в зоопарк?
А) не понравилось в море;
Б) "не бросают слоны малышей";
В) сломалась байдарка.
13. Кто встречал слона, слониху, слоненка?
А) тигры полосатые;
Б) директор зоопарка;
В) слоновод знаменитый.
14. Любимое блюдо слонов, которое им посылают во сне дельфины.
А) капуста морская;
Б) свекла сахарная;
В) фрукты заморские.

1. Почему слон, слониха и слоненок решили отплыть в море?
А) было скучно стоять в зоопарке, они устали от однообразия;
Б) они отплыли вместе со всеми зверями зоопарка;
В) их отправил в море директор зоопарка.


2. На чем отплыли в море слон, слониха и слоненок?
А) на теплоходе;
Б) на яхте;
В) на байдарке.


3. Какого цвета была байдарка?
А) белого;
Б) синего;
В) зеленого.


4. С кем подружились слоны в море?
А) с китами;
Б) с дельфинами;
В) с акулами.


5. С чего началась дружба слонов и дельфинов?
А) с вручения подарков;
Б) с улыбки;
В) с рукопожатий.


6. Кому был нужен "глоток душевности"?
А) акулам;
Б) слонам;
В) дельфинам.


7. Что значит выражение "глоток задушевности нужен"?
А) пообщаться сердечно, искренне;
Б) подышать свежим воздухом;
В) выпить лимонад.


8. Что устроили дельфины слонам?
А) дружеский ужин;
Б) веселые игры;
В) карнавал.


9. Кого дельфины заключили в объятья?
А) китов;
Б) девочку;
В) слонов.


10. Что сложили слоны в авоську?
А) свои вещи;
Б) морскую капусту;
В) подарки.


11. Куда вернулись слоны?
А) в Медведково;
Б) в Химки;
В) в Ступино.
12. Почему вернулись слоны в зоопарк?
А) не понравилось в море;
Б) "не бросают слоны малышей";
В) сломалась байдарка.
13. Кто встречал слона, слониху, слоненка?
А) тигры полосатые;
Б) директор зоопарка;
В) слоновод знаменитый.
14. Любимое блюдо слонов, которое им посылают во сне дельфины.
А) капуста морская;
Б) свекла сахарная;
В) фрукты заморские.



Подписи к слайдам:

Урок литературного чтенияв 4-а классе Тема урока:«Мечта о дружбе и душевной теплоте в стихотворении Ю. Мориц "Слониха, слонёнок и слон"». Незаметно берёт за руку ребёнка и ведёт за собой в страну чудесПризнаётся в любви к тем, «кто всегда растёт, с кем всё время что-то случается, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий»
Мориц Юнна Петровна
(р.1937 г.)
…И в море уплыли на синей байдарке…
И детской улыбкой дельфины встречали…
И слоны, и слоны улыбались тогда!
Дельфины устроили дружеский ужин…
…Дельфины любили, как братья…
И меня, да-да, и меня заодно!
Дельфинам на память остались на снимке…
Не бросают слоны малышей…
Встречал слоновод знаменитый…
От нежности рты открывают…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по сказке "Слоненок"

тестовая работа для учащихся 3 класса по литературному чтению....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100")  Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...

Презентация "Как нарисовать слоненка".

Поэтапное рисование слоненка в двух вариантах.  Можно использовать на уроках ИЗО в 1-2 классах....

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...

Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». 2 класс.

УМК «Школа 2100». Литературное чтение. 2 класс. Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». В уроке и...