Конспект урока литературного чтения "Лиса и Журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс "Лиса и Журавль" с включением в образовательный процесс ребенка ОВЗ ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisa_i_zhuravl_tehnol_karta_s_ovz_zpr.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Класс | 2 | |
Предмет: | Литературное чтение | |
Авторы учебника: | Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др | |
Тема урока. | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | |
Тип урока. | Урок открытия нового знания. | |
Цель: | Создать условия для формирования у обучающихся умение анализировать текст, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу создать условия для развития устной речи, образного и логического мышления; способствовать воспитанию согласованности при работе в паре, группе. | |
Задачи: | Образовательные: актуализировать знания о русских народных сказках, формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения. Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, умение работать с книгой, умение анализировать, обобщать; Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению, воспитывать нравственные качества личности через анализ содержания художественного произведения. Коррекционно - развивающие: развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания; развивать зрительную память, логическое мышление; обогащать словарный запас. | |
Планируемые результаты | Предметные: научатся самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения. Личностные: возможность формирования умения выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Метапредметные Познавательные УУД. Научатся определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; формулировать вопрос и адекватно на него отвечать. Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД. Научатся выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию, стремиться к сотрудничеству; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; использовать в общении правила вежливости |
Ресурсы, оборудование и материалы | Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др «Литературное чтение» 2 класс Презентация по теме урока Видеофильм «Лиса и Журавль» Карточки с заданием ИКТ | |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в паре и в группе | |
Методы работы: | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. | |
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык. | |
Методические рекомендации к уроку: | В данном классе обучается два ребенока с ОВЗ ЗПР. Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений, навыков, нехватке знаний, необходимых для усвоения школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть необходимыми навыками. Им сложно соблюдать общепринятые правила поведения. Малыши испытывают сложности в произвольной деятельности. Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной системы. Урок в таком классе предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Обучающиеся не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель использует разные виды деятельности: а) начинает урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; б) сложные интеллектуальные задания использует только в середине урока; в) чередует задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); г) использует сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, игры, (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью). Общие методологические подходы: опора на наглядность, работа по алгоритму, фиксация этапов выполнения задания, индивидуальный подход, одобрение и оценка (порой каждого действия) со стороны учителя (значимого товарища), если это работа в группах – наличие консультанта, посильные задания, минимизация времени сосредоточения, смена видов деятельности. Дети с ЗПР (в зависимости от степени тяжести заболевания) не могут работать без опоры на наглядность, одобрения и помощи учителя (товарища), нуждаются более подробных и многократных обьяснениях. На уроке предполагаются динам. пауза, гимнастика для глаз, минутка релаксации (цветотерапия, звукотерапия), а так же регулярные физ.упражнения через короткий промежуток времени. |
Этапы урока | Цель этапа | ФОУД* | Действия учителя | Действия обучающихся | Действия обучающихся с ОВЗ (ЗПР) | Планируемые результаты | |
I.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Ф | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? Милые мои, ребята, Видеть вас я очень рада И надеюсь я на вас. Замечательный мой класс, Что меня не подведете, Мыслью и умом блеснете, Речью грамотной своей, Чтоб порадовать гостей. А девиз у нас такой: То, что знаешь, не скрывай, На вопросы - отвечай!. - Покажите свое настроение. Применяет прием «Солнышко и тучка» для определения настроения на начало урока. | Проверяют свою готовность. Настраиваются на работу. Осознают готовность к получению новых знаний | Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения Регулятивные - формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку Коммуникативные – умение вступать в мини – диалог | ||
II.Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | И П | Упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Уши», «Ухо – нос». Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. - О каком жанре эта загадка? - Какие вы знаете сказки? - На какие группы делятся сказки по авторству? - Почему сказки называются народными? -Узнайте сказку по картинке. (5 сказок) Проверка. | Выполняют упражнения на улучшение мыслительной деятельности, синхронизацию работы полушарий (способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма) | Познавательные - определение познавательной цели, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные действия: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. | ||
Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения Игра «Узнайте и назовите сказку по картинке» Работа в паре | Спрашивает в первую очередь ребенка с ОВЗ для создания ситуации успеха (если ребенок поднимает руку) Пара: ребенок с ОВЗ + ребенок с повышенной мотивацией | ||||||
Проверка с опорой на эталон проверки | |||||||
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Проговаривание темы и цели урока. | Ф | - На какие группы делятся народные сказки? С какой русской народной сказкой мы познакомились на прошлом уроке? К какому жанру она относится? -Отгадайте ребус. /Презентация/ А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Загадка Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку? - Что вы знаете об этих животных? - Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Кто может сказать, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? - Сегодня у нас урок открытия нового знания. Значит, что мы с вами будем делать? Готовы? Задача -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль» | Ответы уч-ся. -Бытовые и волшебные. Сказки о животных. -Журавль. Лиса - Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв. - Лиса это зверь, который живёт в лесу. -Читать народную сказку - «Лиса и журавль». - Открывать новое, наблюдать, применять, закреплять. | Соединив точки контурных изображений, узнаете с какой сказкой мы сегодня познакомимся. Выполняет работу под руководством учителя с опорой на образец – подсказку | Коммуникативные действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | |
Физкультминутка (2 мин) | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | И | Проводит физминутку У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Лиса важно похаживает Свою шубу поглаживает. Я охотница до птицы Кур хватать – я мастерица Как увижу, подкрадусь И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу Деткам в норку отнесу. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. В ход физ.минутки включены упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса шейного отдела позвоночника, а так же стимулирование работы отдельных участков коры головного мозга (Корректирующий комплекс упражнений ЛФК для детей с ОВЗ) | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. | ||
Повторяют движения за учителем Выполняют упражнения | Получает возможность снять физическое напряжение на уроке | ||||||
IV.Открытие нового знания (4-5 мин) | Решение устных задач и обсуждение проекта её решения. | Ф | 1) Посмотрите и послушайте, пожалуйста, сказку, обратите внимание, с какой интонацией будут общаться лиса и журавль? - Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Какие слова были не понятны? https://www.youtube.com/watch?v=eSQHseA0rAA (просмотр сказки) Знакомит с произведением Организует работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы. 2) Словарная работа. – Объясните значения слов: Куманёк (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника. Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение. Сама стряпала – сама приготовила пищу. Потчевать – угощать. Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании. Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить. | Определяют тему произведения, о ком или о чём говорится в тексте. Пытаются объяснить значение устаревших слов. | Спрашивает в первую очередь ребенка с ОВЗ для создания ситуации успеха (если ребенок поднимает руку) | Познавательные действия: развиваем умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные действия: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий | |
V.Первичное закрепление нового знания (7-8 мин) | Проговаривание нового знания на этапе первичного закрепления | Г | - Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям, выбираем лису и журавля, автор будет меняться. Работа в группах. Определите последовательность событий в сказке. Организует работу по прочтению сказки Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст. Беседа по содержанию сказки. − Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? − Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему? – Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему? – Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? − А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина? | Читают сказку по ролям. - Работают в группе, определяют последовательность событий в сказке. Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста Делают вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. | Учитель помогает следить за чтением одноклассников и правильно вступить (прочитать своё предложение) | Познавательные действия: развиваем умения извлекать информацию из текста; на основе анализа текста делать выводы; ориентироваться по учебнику. Коммуникативные действия:развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий | |
Физминутка для глаз (1 мин) | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Ф | Проводит физ минутку для глаз | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. | ||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-6 мин) | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | П/Г | 1) Характеристика героев .Организация работы над заданием на карточках Карточка 1. Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»: Добрая грубая находчивая умная хитрая ЛИСА льстивая коварная жадная глупая злая Карточка 2. Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»: умный находчивый простак ЖУРАВЛЬ добрый хитрый доверчивый жадный злой 2) «Восстанови последовательность событий». 1. Журавль пригласил лису в гости. 2. Лиса пригласила журавля в гости. 3. Лиса с журавлем подружились. 4. Лиса угощает журавля. 5. С тех пор дружба врозь. 6. Журавль угощает лису. Ответ: 3, 2, 4, 1, 6, 5 | Выполняют задание на карточках.
| Познавательные действия умение обобщать, анализировать информацию; делать вывод Коммуникативные действия: умение работать в группе, адекватно реагировать, при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника Регулятивные действия: планирование Личностные - готовность к саморазвитию Познавательные действия умение анализировать информацию; делать вывод ;умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий Личностные - готовность к саморазвитию | ||
Работают в группе. Сверяют с эталоном. | Работает в паре под контролем ученика с повышенной мотивацией/ в группе получает индивидуальное задание | ||||||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Проверить свои умения, сравнивая с эталоном. | П/Г/И | Организует прохождение теста: 1. Продолжи начало сказки . Лиса с журавлём… А) побеседовали Б) подружились В) пошли на прогулку 2. Чем лиса угощала журавля ? А) салатом Б) кашей В) пирогами 3.Какую кашу сварила лиса журавлю? А) овсяную 4. Как лиса подавала угощение? Б) в миске В) размазала по тарелке 5. Объясни значение выражения «не обессудь». А) не хвастайся 6.Что журавль приготовил для лисы? А) суп Б) окрошку 7. В чём журавль подавал угощенье? А) в блюде Б) размазал по тарелке В) в кувшине с узким горлышком 8. Какая пословица подходит к сказке? А) Не дразни собаку, так и не укусит Б) Звал гостей, а накупил костей. В) Как аукнется, так и откликнется. | Проходят тест онлайн https://multiurok.ru/tests/98532/ или на интерактивной панели | Выполняет тест под руководством учителя. | ||
VIII. Рефлексия (познавательной деятельности, настроения) Итог урока (2-3 мин) Домашнее задание | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Ф | Подводит итоги урока Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? - Какую задачу ставили? - Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? Оцените успешность своей работы на уроке: - Покажите свое настроение. (солнышко, тучка) Пересказ сказки «Лиса и журавль»/рисунок главных героев. | Отвечают на вопросы -Да. Могла Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том ,что говорят друг другу. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть. Анализируют свое эмоциональное состояние. | Личностные – осознание важности учения, важности данного знания. Регулятивные - рефлексия. Самоконтроль Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные действия оформлять свои мысли в устной форме. |
*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"
Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....