Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 2 класс
Тема: «Стихотворение о зиме»
И.З. Суриков «Детство» (отрывок)
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала
Цели урока:
- ознакомление со стихотворением И.Сурикова «Детство»;
- формирование и развитие читательских умений;
- развитие восприятия художественного произведения;
- усвоение литературоведческих понятий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: аудиозапись стихотворения И.З.Сурикова, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; компьютер, выставка книг.
I. Организационный момент.
Приветствие. (Смайлик)
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь,
И на место все садитесь.
- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
II. Актуализация опорных знаний. (Смайлик)
1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)
На доске два столбика- 1-авторы, 2- произведения.
Задание - соединить стрелкой автора и произведение.
Зинаида Александрова “Зима”,
С. Иванов “Каким бывает снег”,
И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,
Эдуард Шим “Всем вам крышка”,
Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,
русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,
Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”.
2) Литературная викторина.
- Вы готовы проверить себя, свою память?
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.
- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.
1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.
(Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)
2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»
(научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор
С. Иванов «Каким бывает снег»)
3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)
4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».
(Стихотворение, автор Зинаида Александрова «Зима»)
5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)
6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!»
(Сказка, автор Эдуард Шим «Всем вам крышка»)
7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»
(Рассказ, автор К. Ушинский «Мороз не страшен»)
3) Проверка домашнего задания
- Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;
1) Какую картину рисует автор?
(Читается весь текст)
2) Как художник передал красоту зимнего леса?
(Чтение от слов «В лесу очень тихо …)
3) Расскажи, как автор описывает кружевную арку.
(Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)
- А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу». Чтение рассказов, картины зимнего леса.
Физкультминутка (Смайлик)
Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.
111. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (Смайлик)
Если трудный вопрос,
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель,
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
— А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.
— Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
— Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
(Игра: да, нет)
Дети: сказку. Учитель: нет.
Дети: рассказ. Учитель: нет.
Дети: стихотворение. Учитель: да.
Учитель: о ком? Дети: о животных.
Учитель: нет. Дети: о детях.
Учитель: да.
- Какой вывод вы можете сделать?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с новым стихотворением.
- Кто его написал?
4. Открытие нового знания (Смайлик)
Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.
Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство”
- О чем может идти речь в этом произведении?
Дети. Автор писал о детях, об играх, о друзьях.
Знакомство с произведением.
1. Чтение стихотворения автором (аудиозапись).
- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
2. Беседа после слушания.
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)
Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)
- Какие чувства испытали, слушая его?
- Что увидели?
- Что услышали?
- Голоса ребят, скрип снега.
- Что почувствовали?
- Сначала было весело, а потом грустно.
5. Физкультминутка для глаз.
VI. Закрепление знаний и способов действий.(Смайлик)
1.Самостоятельная работа.
Чтение стихотворения про себя.
-Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?
2.Словарная работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).
крутая гора - обрывистая гора
3.Моделирование обложки.
Работа в парах. Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.
- А теперь давайте проверим.
4.Работа над пословицами.
В зимний холод всякий молод.
Друг познается в беде.
Слезами горю не поможешь.
Знаем сами – кривы сани.
- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?
Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.
5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.
Чтение детьми по четверостишиям.
Учитель. От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)
- Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).
- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.
(Вот моя деревня, вот мой дом родной).
- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?
(Он любит свою деревню и дом).
- Каким словом в первой строчке автор показал это? (Словом “моя”).
- Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).
- Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?
(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).
- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).
- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?
- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.
Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.
Это и будет выразительное чтение.
- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).
- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)
- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).
- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).
- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернули).
- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).
- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).
- Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).
- И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.
- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?
- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обида).
- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).
- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).
- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
- Какое настроение у мальчика? (Тоска)
- Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
- Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.
А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.
1 четверостишье Радость.
2 четверостишье Испуг. Боль.
3 четверостишье Обида.
4 четверостишье Тоска.
6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой.
1-я группа выполняет задания № 1
- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?
Отметь + или напиши свой ответ.
Бодрое грустное
Весёлое радостное
2-я группа – задания № 3;
Фамилия | Заголовок | Герои | Настроение | Время |
К.Д. Ушинский | «Мороз не страшен» | Ребята | Весёлое | Зима |
И.З. Суриков | Детство | Ребята | Весёлое. Немного грустное. | Зима |
VII. Итог урока. (Смайлик)
Проведём конкурс “на лучшего чтеца”.
Выразительное чтение стихотворения.
- Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение.
- Покажите, как меняется настроение мальчишки.
- Оцените объективно работу друг друга.
Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?
Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.
Главное – думать не только о себе, но и о других.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
VIII. Домашнее задание
1)выучить стихотворение наизусть;
2) выполнить задания в рабочей тетради с . 64 № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...