Урок по теме «Н.Н. Носов «Огурцы» (Литературное чтение, 2 класс).
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

«Как процесс чтения сделать мотивированным и интересным?»

Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Дети стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими более легкими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.

Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы. Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче и интересней посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Но эта «легкость» имеет свои плюсы и минусы, так как больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово для быстрого восприятия. На первый взгляд – все замечательно, а если проанализировать данную проблему, то оказывается все не так просто.

Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Необходимо еще и тренировать память, чтобы не забыть к концу прочитанной фразы ее начало, а к концу прочитанной второй страницы – содержание первой.

Процесс чтения дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои представлены уже в готовых образах – такими, как их захотел представить создатель фильма. И абстрагироваться от этого навязанного нам образа уже вряд ли получится: рамки установлены, «крылья» фантазии подрезаны, ей некуда больше лететь…

На мой взгляд, чтение способствует увеличению словарного запаса и развития речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования. Но даже не это важно.

Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет данную ситуацию относительно себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть.

Практика показывает, что чтение должно стать для детей не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением. Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи утверждают, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности.

Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищенности, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Все прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы. Чтение вслух помогает подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению при условии, если родитель останавливается на самом интересном месте под благовидным предлогом. Когда у детей проявляется интерес к чему-либо из прочитанного, взрослые могут подсказать, в какой книге можно узнать больше о заинтересовавшем явлении.

Не секрет также, что хорошие навыки чтения важны для получения академических знаний, и не только как средство получения информации. Чтение формирует способность к концентрации внимания, расширяет словарный запас, тренирует память, логику и другие важнейшие функции.

Скорочтение – это навык, который позволяет быстро воспринимать информацию в виде текста. Однако словосочетание «скорость чтения» для полной характеристики этой феноменальной способности употреблять не совсем уместно. Главный принцип скорочтения – это умение выделять сущность и смысл из прочитанного материала, читая его быстро и уверенно. [Мой опыт на уроке литературного чтения во 2 классе представлен в приложение 1]

Проанализировав свой опыт, я пришла к выводу: скорочтение – это непросто быстрое восприятие информации, это – ритм современной жизни. Для того, чтобы быть успешным, нужно иметь развитый интеллект, тренированную память, быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию.

Истории знаменитых личностей – одно из главных доказательств эффективности навыка скорочтения. Быстро читать умели многие успешные люди – Наполеон Бонапарт, Александр Пушкин, Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн и др.

Преимущество скорочтения в простоте обучения. Упражнения сразу приносят результат, включая и повышая скорость усвоения информации, улучшая память. Развивать внимание младших школьников важно для формирования умения быстро читать. Способность сосредотачиваться, не обращая внимания на отвлекающие факторы, разовьется в процессе выполнения упражнений по скорочтению.

Приведём несколько упражнений, которые будут использованы на уроке литературного чтения во 2 классе.

Метод зеленой точки.

«Зеленая точка» помогает воспринимать информацию, располагающуюся в области периферического зрения. Нарисуйте в центральной части страницы точку зеленого цвета и 10 минут подряд сосредотачивайтесь на ней. Когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, визуализируйте зеленую точку прямо перед собой. После этого начинайте изучать текст, который находится по вертикали и горизонтали от данной точки. Охватывайте взглядом максимальное количество слов – не читайте их, такие слова нужно постараться только увидеть.

Читаем с указкой.

Возьмите книгу и подходящую указку (ручку, карандаш, трубочку для сока), двигая ее быстрее, чем вы прочитываете текст. Если комфортно, то вместо указки, допускается использовать палец. Это упражнение повышает скорость восприятия текста и развивает навыки для скорочтения. Убедитесь, что ваш взгляд не отслеживает ничего, кроме строчек, по которым вы передвигаетесь указкой или пальцем. Запрещается выпускать указку из поля зрения, чтобы вернуться к уже прочитанному куску текста.

Хоровое чтение.

Используется как разминка в начале урока. Дети получают листки бумаги с текстом (лучше стихотворным) или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе.

«Н.Н. Носов «Огурцы»

учителя начальных классов,

Серёгиной Татьяна Николаевны

Цель: создать условия для чтения произведения с использованием звукового ориентира.

Задачи: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Н.Носова;    

              создать условия для усвоения содержания рассказа;  

              способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного      запаса, привить интерес к чтению книг.    

Оборудование: портрет Н.Н.Носова, выставка книг, раздаточный материал для работы в парах, карточки со словарными словами, тренажёр для глаз на каждого ученика, красный предмет, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент. (Проверить готовность к уроку)

- Приветствие.

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения с книгой, пусть каждый из вас на уроке сделает для себя хоть одно маленькое открытие.

2. Введение в тему

- Нам предстоит знакомство с творчеством писателя Николая Николаевича Носова (портрет на доске).

- Кто из вас слышал о таком писателе?

Николай Носов родился более ста лет назад. В детстве увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже химией. Когда вырос, стал режиссером-постановщиком мультипликационных и научных фильмов. После рождения сына стал писать рассказы для детей.

-  Какие рассказы Носова вы уже читали? («Заплатка», «Леденец»)

- Книги Носова представлены у нас на книжной выставке.

- Сегодня на уроке прочитаем новый рассказ. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку. Прочитайте ее про себя.

                Зелёные телятки привязаны к  грядке. (Огурцы)

- Попробуйте предположить, о чём может быть рассказ с таким названием?

3. Речевая разминка

-  Прочитаем загадку с разной интонацией. 1 вариант – читает с вопросительной интонацией, 2 вариант – читает с утвердительной интонацией. (Логическое ударение ставят на указанном магнитом слове).

4. Словарная работа

- Перед чтением познакомимся со словами, которые могут быть непонятными. Прочитайте их за мной.

                      Котька                               канава

                      за пазухой                      колхозный огород

- Давайте, объясним значение этих слов.

     За пазухой – между грудью и одеждой.

     Канава – длинная и узкая яма для потока воды.

5. Работа с тренажёрами для глаз «Пирамидка»

6. Чтение

- Преступаем к чтению, будьте внимательными. После чтения будет проведён экспресс- опрос по содержанию.

             - чтение учителя

             - жужжащее чтение

            - синхронное чтение

Динамическая физминутка. Красная точка.

- Продолжаем чтение рассказа.

7. Контроль знаний. Экспресс – опрос по содержанию.

- Что в тексте осталось непонятным?

- Приступаем к экспресс - опросу.

- Объяснить, что делать на листочках.

1. Павлик и Котька отправились ловить рыбу?

2. На обратном пути мальчики забрались в колхозный сад?  (Огород)

3.Мальчики набрали полные карманы огурцов?

4. Мальчики убегали от сторожа?

5. По дороге домой Павлик выбросил свои огурцы?   (Отдал Котьке)

6. Мама Котьки обрадовалась, когда сын принёс огурцы?   (Рассердилась)

7. Мама выбросила огурцы?   (Заставила отнести огурцы обратно)

8. Котька нес огурцы обратно и плакал от страха?

9. У Котьки не хватало одного огурца, потому что он его потерял?    (Съел)

10. Домой Котька возвращался радостный?

8. Самопроверка экспресс – опроса «Сверь с образцом»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

9. Анализ результатов. Исправление допущенных ошибок.

10. Характеристика героев.

- Назовите героев рассказа.

   (Павлик, Котька, мама, сторож – на доску слова)

- Составим их характеристики. На партах лежат слова. Прочитайте и обсудите с товарищем по парте, у какого героя проявилась такая черта. Прикрепите карточку к доске.

Павлик                        Котька                      мама                 сторож

 хитрый                     доверчивый              строгая                добрый

трусливый                                                   добрая            ответственный

                                                                 справедливая

                                                (Ловушка: хвастливый, ленивый)

- Кто главный герой рассказа?  (Котька)

- Давайте понаблюдаем за изменением настроения Котьки (интерактивное задание, платформа МЭШ).

Радость – огорчение – страх – стыд – облегчение и радость.

(слова на доске дети располагают в нужной последовательности)

11. Отношение к прочитанному. Итог.

- Какой рассказ мы читали? Кто его автор?

- Понравился ли вам прочитанный рассказ?

- Чему он вас научил? О чём заставил задуматься?

12. Рефлексия.

- Обратите внимание на таблички на стенах нашего кабинета. Прочитайте их. Подумайте, за кого из героев вы больше всего переживали.

Надписи: - Павлик.

                  - Котька.

                  - Мама.

                  - Сторож.

Краткое обсуждение выбора детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н. Н. Носов «На горке» 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема: Н. Н. Носов  «На горке»Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа; развивать навыки выразительного беглого чтения; развивать память,...

Конспект урока по теме: "Н.Носов "Фантазёры". Литературное чтение 2 класс.Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Материал содержит описание учебного занятия с указанием этапов, видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, формы организации работы, используемые педагогические приёмы...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- умет...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Н. Носов «На горке»" , 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с содержанием рассказа Н. Носова «На горке»; развитие умения делить текст на части, составление плана по тексту на основе картинного плана; формирован...

План- конспект урока по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа» , 2 класс

План- конспект урока по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"...